Рекомендации по организации обучения слабовидящих школьников.
материал

Киселева Кристина Юрьевна

Рекомендации по организации обучения слабовидящих школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_organizatsii_obucheniya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации обучения

слабовидящих школьников.

При построении образовательной деятельности, педагог должен знать, что у детей с нарушением зрения отмечаются вторичные отклонения:

- снижена острота зрения, чёткость видения, снижена скорость переработки информации, нарушение поля обзора, нарушена цветность объектов;

- ограниченный запас представлений;

- неполнота, неточность, затруднённость, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия объектов;

-представления отличаются нечёткостью, нестойкостью и искажаются;

- нарушена пространственная ориентировка;

- нарушена мелкая моторика и координация движений,

- замедляются мыслительные операции и процессы запоминания;

- нарушается речь;

- испытывают трудности при опознавании рисунков и предметов (в статике могут опознать лису, а в динамике –нет)

- трудности в формировании графических навыков письма (искажение букв, неправильное расположение их в словах, смещение одних букв относительно других);

- происходит отставание в физическом развитии;

- ограниченность движений;

-нарушения двигательной сферы, трудности зрительно- двигательной ориентации, приводит к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;

  - нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях;

-характерна повышенная утомляемость, зрительное перенапряжение, отвлекаемость;

- заметны особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом.

Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учёбе, игре, общении со сверстниками вследствие дефекта зрения.

 При всём при этом у слабовидящих детей остаточное зрение остаётся основным средством восприятия. Зрительный анализатор используется в качестве ведущего в учебном процессе.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Педагогам совместно с родителями небходимо развивать у ребёнка адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.

  • понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
  • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
  • умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения;
  • умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи в ситуациях дезориентации в предметно-пространственной и учебной среде и в ситуации трудности получения всего объема информации о происходящем в данный момент (извините, мне плохо видно и др.).

Офтальмо - эргономические условия:

  • Размер демонстрационных пособий должен быть доступен для восприятия каждым ребёнком, кроме того, он должен обладать хорошими изобразительными характеристика-ми (яркостью, контрастностью, чётким контуром);
  • по мере необходимости использовать приём «фрагментирования»;
  • регулировка расстояния до воспринимаемых объектов;
  • времени для рассматривания должно быть достаточно;
  • обеспечение своевременного чередования зрительной работы вблизи и вдали;
  • непрерывность зрительной работы вблизи не должна превышать 5 минут.

Основные требования к дидактическому материалу

  • Дидактический материал должен быть безопасным.
  • Дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям учащихся: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы.
  • Содержание дидактического материала должно носить мобильный характер (своевременно меняться по мере изучения тем и усложнения задач, возвращаться для закрепления и повторения).
  • Не должно быть пресыщения дидактическим материалом (материала должно быть достаточно для решения каждой конкретной задачи).
  • Дидактический наглядный материал должен быть реалистичным
  • Дидактический материал должен быть эстетически оформленным (картинки должны быть без рамок).

Важно!

  • Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим серьезные зрительные нарушения.
  • В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
  • Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
  • Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание.
  • При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам.

  • Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

Проведение коррекционно-динамических пауз: физкультминутка,

пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.

Это обеспечивает коррекцию физического развития. Коррекционная пауза может

включать:

а) физ. минутку, развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

б) зрительную гимнастику, проводимую после продолжительной работы с помощью

зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения. На уроках биологии зрительная гимнастика также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них?», «Какая у них форма?», «Сколько листьев перед вами?».

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение:

а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;

б) быстрое, веселое – для физической разминки.

Некоторые учителя приспосабливают для зрительной гимнастики различные пособия: на уроках математики вместо пальца предлагаются манипуляции с разными геометрическими фигурами, на уроках биологии для этих целей берут листья различных растений, то есть зрительные упражнения делают предметно-целенаправленными.

Обычно физкультурная пауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа. Работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение или осязание. Учитывая это, можно планировать не одну, а две паузы на уроке, особенно если он последний или предпоследний в расписании занятий.

Упражнения для активизации зрительных функций:

а) развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры;

б) формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда;

в) тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.

Индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала (на различных этапах урока).

Особенности структурного построения урока:

1) рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала - это положение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и является обязательным требованием при формировании этапов урока (письмо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослушиванием учебных фонозаписей и др.);

2) включение в структуру урока зрительной гимнастики, использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

3) учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности умений и навыков учащихся;

4) использование адаптированной с учетом зрительной возможности обучающегося текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных заданий, соблюдение режима физических нагрузок с учетом противопоказаний;

5) адаптация текстового и иллюстративного материала при выполнении итоговых работ в соответствии с его особыми образовательными потребностями (укрупненный шрифт, без сложных элементов графики. Например: Arial)

6) слабовидящим обучающимся запрещено выполнять упражнения со статическим напряжением больших групп мышц, со значительным отягощением, прыжки вверх и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперёд, стойку на плечах, голове, руках, нагрузки с максимальной интенсивностью при беге, упражнения на гимнастических снарядах.

Рекомендуемые приемы могут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически.

Главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся

В данной статье дается алгоритм (процессуальное описание) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения....

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методические рекомендации по организации работы со школьниками по правилам дорожного движения.

Методические рекомендации составлены в целях активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортною травма­тизма среди обучающихся....

Рекомендации по организации обучения дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения

В ><настоящее ><время прослеживается тенденция ><><к ><увеличению ><количества ><детей, ><имеющих ><различные ><отклонения в ><развити...

Рекомендации по организации двигательной активности школьников.

Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям , использующие здоровьесберегательные технологии....