Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
статья по химии по теме

В данной статье дается алгоритм (процессуальное описание) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

 1) как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

2) как сохранить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

3) каким образом обеспечить формирование у ребенка самостоятельности, инициативы, ответственности.

Однако существующие содержание и организация образовательного процесса в школе неспособны решить эти проблемы по ряду причин.

С целью формирования индивидуального субъекта учебной деятельности (учащегося, способного учить самого себя) необходимо изменить подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса в школе. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. (4)

В своей профессиональной деятельности я ставлю следующие задачи:

1) организация образовательного процесса на основе учета и удовлетворения потребностей и интересов учащихся.

 2) формирование опыта самостоятельной деятельности учащегося через овладение им навыка самостоятельного получения знаний.

 3) создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Для решения этих задач используются следующие педагогические средства и методы:

 1) составление карт индивидуального образовательного маршрута.

 2) организация еженедельных консультаций для учащихся.

 3) систематическая проверка выполнения учащимися заданий.

 4) анализ ошибок учащихся, сделанных при выполнении заданий.

Основой данной технологии является составление индивидуального ориентированного учебного плана по предмету. Он составляется в следующей форме по графам:

 1) указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса.

 2) определяются временные рамки изучения.

 3) обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать.

 4) указываются задания нормативного уровня знаний.

5) компетентного уровня знаний.

 6) творческого уровня знаний.

7) индивидуальные дополнительные  задания с учетом зоны его ближайшего развития.

 8) отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

Самым сложным видом деятельности для учителя, который будет работать по этой технологии, является распределение учебного материала на фрагменты-задания. Так как при этом необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии индивидуально ориентированной системы обучения .(1)

При дифференциации заданий необходимо руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий, предусмотренных технологией.

Задания нормативного уровня должны обеспечить обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Как правило это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы кто? что? когда? где? Кроме того, предусматривается описание, формулировка понятий, работа со справочником, выполнение практических упражнений или опытов.

Задания компетентного уровня должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составление опорного конспекта и т.д.

Задания творческого уровня должны быть направлены на  развитие у школьников самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений и соответствовать оценке «отлично». Это могут быть задания сравнивать, систематизировать, решить различными способами, найти логическую ошибку объяснить причину обосновать свое отношение, доказать, действительно ли…, перечислить преимущества и недостатки, привести аргументы, составить проверочный тест по теме, написать и  защитить реферат по теме, подготовить и провести лекцию и т. д.

Для составления таких заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в используемом  учебном комплекте .            Самостоятельную подготовку выбранного уровня заданий ученик может осуществлять как на уроке, так и в свободное от уроков время. Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося, как на все, так и на отдельные вопросы. При оценивании ответа не используется оценка «неудовлетворительно», т.к. по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее устранения.  Ученик может одновременно сдать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала. (3)

Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение отдельных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель путем определения дополнительных заданий в графе «индивидуальное дополнительное задание» может стимулировать работу ученика в том или ином направлении.

Данной технологией предусматриваются  ограничения на объем выполняемых учащимися заданий. (2)

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

удовлетворительно

не более четырех устных и восьми письменных

не более десяти устных и трех письменных

хорошо

не более трех устных и шести письменных

не более восьми устных и двух письменных

отлично

не более двух устных и одного письменного

не более шести устных и четырех письменных

Для учащихся  5-7 классов, следует планировать задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это связано с тем, что учащиеся этого возраста еще не умеют в полной мере обобщать, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы. Для учащихся 8-11-х классов допускаются задания одновременно к нескольким параграфам, к теме или разделу в целом.

Данный опыт может быть использован для любой профессиональной группы педагогов при условии, что выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных лиц: учащихся, родителей, педагогов, психологов.


Список литературы.

Зубарева Е., Купцова Е., Аникеева О., Ходыко А. Обучение по индивидуальным учебным планам. // Народное образование. – 2006. -№5.

Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. // Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.

Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода. //Завуч (для администрации школ). – 2000. - №3.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам

Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....

"Обучение на основе Индивидуального учебного плана"

Изменения во многих сферах российской социально - экономической жизни не могут не  отражаться на состоянии школьного образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 20...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...

Презентация "Тьюторское сопровождение при составлении индивидуального учебного плана обучающегося старшей школы"

Данная презентация содержит информацию об основных этапах деятельности тьютора по формированию индивидуальных учебных планов обучающихся старшей школы....

Использование элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану

Представлен опыт по применению элементов технологии мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану...

Организация работы по составлению Индивидуального учебного плана

Методические рекомендации по составлению ИУП. Презентация к выступлению на стажировочной площадке....