Статья
статья (10, 11 класс)

Использование рейтинговой системы оценивания на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peshkova_l.a._reytingovaya_sistema_otsenivaniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования рейтинговой системы на уроках обществознания

Пешкова Лидия Александровна,

учитель МБОУ «СОШ №1 с углубленным

изучением отдельных предметов»,

город Великий Устюг

Современная система школьного образования претерпевает серьёзные изменения. Это касается, прежде всего, методов, приёмов и форм обучения. Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Перед учителем встает задача - создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, повышения уровня мотивации школьников к учению. Одним из возможных методов решения данной задачи может являться рейтинговая система оценивания.

Рейтинг с английского - это оценка, определенная численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или оценка, учитывающая предысторию". О необходимости применения рейтинговой оценки и рейтингового контроля знаний писали А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко,  В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др. Главной целью применения рейтинговой системы оценивания является: расширение компетентности обучающихся по предмету и повышение мотивации к обучению; развитие у обучающихся стремления с самообразованию, саморазвитию; дифференцированный подход к обучающимся; повышение ответственности учеников за результаты обучения. Таким образом, при помощи рейтинга учитель может влиять на активность учащихся в получении знаний и оценить динамику уровня знаний и достижений обучающихся. Поэтому переход к рейтинговой системе оценки в старшей (профильной) школе, на мой взгляд,  является обоснованным и необходимым. Рейтинг дает возможность получить полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и личностных характеристик. Данный метод оценки можно использовать как отдельный элемент урока, программы или полностью перейти на балльную систему оценки.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений по обществознанию, основана на накапливании баллов по текущим результатам и начинается с 10 класса профильного обучения. Каждый ученик в течение изучения урока, темы, раздела пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется в журнале рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, которая, в последующем, переводится  в пятибалльную систему. При разработке оценочной шкалы применяются следующие виды рейтинга: стартовый (определение начального уровня знаний), текущий (оценка работы ученика на уроках); дисциплинарный (текущий, промежуточный, итоговый контроль); творческий (самостоятельная и исследовательская, проектная работа, участие в олимпиадах, конкурсах). Первые три вида рейтинга помогают ученикам набрать обязательные  балл, последний – набрать дополнительные баллы.

Работу по введению рейтинговой системы оценивания можно разделить на несколько этапов:

  • разработка оценочной шкалы с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником на полугодие;
  • ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учеников и родителей;
  • изучение материала, занесение результатов в рейтинговый журнал;
  • ежемесячное подведение итогов и составления индивидуальных рейтинговых листов обучающихся;
  • выстраивание рейтинговой шкалы по классу;
  • перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

Рейтинговая шкала, составленная по изучению обществознания в 10 - 11классе (профильный уровень).

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Основные показатели оценочных суждений

Вид баллов, рейтинга.

1.

Входное тестирование.

До 10 баллов

Демонстрирует ЗУН.    

Обязательные баллы (стартовый, текущий, дисциплинарный рейтинг)

Дополнительные баллы

(творческий рейтинг)

2.

Фронтальный опрос. Устный ответ.

До 5 - 10 баллов

Демонстрирует усвоенные знания.  Ответ полный, логически выдержанный, понятен для усвоения и не требует дополнений. Аргументация доводов, самостоятельные выводы

3.

Практическая работа.

До 10 баллов

Демонстрирует умения выполнять практические действия

4.

Письменные домашняя работа (эссе, ситуационные задачи).

До 10 баллов

Задания домашней работы выполнены полностью. Используется дополнительный материал

5.

Контрольная работа.

До 15 баллов

Демонстрирует ЗУН.  

6.

Зачетная работа.

10 баллов

Демонстрирует ЗУН.  

7.

 Ведение тетради

до 10 баллов

Систематичность

8.

Сообщение, реферат.

8 баллов

Полнота изложения, логичность, доступность для усвоения

9.

Исследовательская, проектная работа

20-30 баллов

Грамотное оформление, использование доп. источников и литературы, практическая работа, самостоятельные выводы

10.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях (от результата и уровня)

От 15 до 30 баллов

Диплом 1, 2, 3 степени, грамота, лауреат, сертификат участия

11.

Пропуски занятий без уважительной причины

- 5 баллов

12.

Отказ от ответа, отсутствие готовности к работе

- 3 балла

Итого

143 балла

Несомненными достоинствами использования рейтинговой технологии оценивания  является:

  • оценка более объективная, точная;
  • соперничество учеников за балл повышает активность их работы на уроке;
  • сокращается время на выяснение подготовленности учеников к урокам, позволяет им готовиться к урокам систематически;
  • создание «ситуации успеха», что способствует повышению мотивации старшеклассников, их самооценки;
  • дифференциация оценок (разные виды работ имеют свой балл);
  • прогнозирование уровня знаний и результатов (претенденты на «отлично» и «хорошо», возможность «добрать» баллы);
  • растет количество учеников, стремящихся получить дополнительные баллы;
  • повышается «качество знаний» по предмету.

Таким образом, рейтинговая система оценки способствует успешному обучению в профильных классах. Чем больше труда вкладывает ученик в работу по предмету, тем более высокого результата он достигает.

Введение рейтинговой технологии оценивания процесс достаточно трудоемкий и кропотливый, требующий больших затрат времени.  Для составления рейтинговой шкалы необходимо: структурирование материала (тема, раздел, практические работы и т.д.), создание правил начисления баллов, установление минимальных  и максимальных баллов, разработка рейтинговой шкалы, организация учета успеваемости (ведение рейтингового журнала), подведение итогов (перевод рейтинга в пятибалльную систему оценки).  Необходимо отобрать задания  для творческого рейтинга по каждому полугодию.

         Рейтинговая система оценивания – альтернатива традиционной системе оценивания. Она действительно является эффективной, достаточно простой и понятной учителю и ученикам. А самое главное – наличие результата от использования данной технологии. В дальнейшем, с целью совершенствования знаний и умений учеников, планируется продолжить применение рейтинговой системы не только по  обществознанию, но и по другим профильным предметам (право и экономика).

  1. Боброва, Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения / Л.Н. Боброва // Наука и школа. – 2005. – № 6. – С. 2-4.
  2. Калужская М.В. Внедрение рейтингов в старшей школе". М. /Справочник заместителя директора школы. М., 2008 г.
  3. Калужская, М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских. – М.: Чистые пруды, 2006. – 244 с.
  4. Капустина, Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний / Г.Ю. Капустина // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: тезисы научн.-практ. конф. – М., 1996. – С. 63-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....