Моя педагогическая философия.
статья

Волкова Алла Борисовна

Описание моей философии. Эссе. Может пригодиться для профессиональных конкурсов педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_vyrosla_v_seme_pedagoga._moya_filosofiya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Я выросла в семье педагога - филолога, и это, наверное, определило выбор моей профессии. В нашей семье всегда звучало художественное слово, на каждый случай мама находила поэтические строки, читала наизусть из стихотворений и сказок А. С.

Пушкина, из его поэмы «Евгений Онегин», свободно цитировала и других поэтов. А когда мне было десять-одиннадцать лет, я уже знала имена Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, Евгения Онегина и Татьяны Лариной, Чацкого, Чичикова, Хлестакова и других, которые улавливал чуткий детский слух, когда сестра-старшеклассница писала сочинения, обсуждая их с мамой. Хорошо помню: мама рассказывала, как проводила в 9 классе вводный урок по роману «Евгений Онегин». Она читала ребятам первые строфы, а потом они вместе осмысливали каждое слово, погружаясь в пушкинский текст, в эпоху романа. Так постепенно складывалось моё отношение к литературе как к искусству слова, как к чему-то широкому, богатому и интересному.

Прошли годы, и я решила связать свою судьбу с педагогической деятельностью. В университете встретила замечательных педагогов, которые научили многому, привили вкус к интеллектуальному груду. Дух захватывало от «открытий чудных» (своих в том числе), которые готовили русский язык и литература, мировая культура, история - всё было интересно, и радовала мысль, что смогу передать знания детям, приобщить их к красоте слова, раскрыть богатство родного языка.

«Русский язык и литература не могут не нравиться», - с такой мыслью я пошла работать в школу. На деле всё оказалось не так просто. Я была готова давать знания, но вот дети.. .Они по-разному настроены учиться. Одни ребята - умные, развитые, они с интересом, даже жадностью узнают новое, применяют знания на практике. Они готовы учиться и делают это с удовольствием. Работа с такими детьми приносит радость и удовлетворение. Другие дети простые слова пишут с ошибками, а читают чуть не по слогам, слабо понимая прочитанное. Их бы воспринимать текст научить, не говоря уже об анализе произведения. Такие ученики медленно усваивают материал, могут использовать знания на данном уроке, но быстро их забывают, например, через урок перестают видеть орфограмму в тексте. Некоторые ребята обладают математическими способностями, им сложнее даются мои предметы.

Но эти трудности можно преодолеть, если подобрать к каждой группе детей особый подход. Помочь найти себя, заявить о себе, обрести уверенность, увидеть в каждом хорошее, дать каждому шанс - вот та задача, с которой я должна справиться.

Главное, чтобы у ребят было желание учиться. Самое сложное в нашей работе, на мой взгляд, - это равнодушные дети, которые не хотят трудиться, работать над собой.

Со слабыми детьми нужно дольше закреплять, доводить полученные навыки до автоматизма, постоянно помогать им в преодолении трудностей. Но для них маленький успех - уже радость. Радость и для ребёнка, и для учителя. «Математиков» можно увлечь заданием на логическое мышление, игрой, проблемным вопросом. Детей равнодушных «расшевелить» трудно. Против учителя ещё и тот факт, что ученики очень мало читают или не читают совсем.

Я задумалась, почему эти дети такие ?.. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Вероятно, не было создано условий для развития чувств, познавательных интересов ребёнка. Возможно, что у него дома, в семье, неприятности и проблемы. Или образовался пробел в знаниях, который так и не был восполнен, в итоге ребёнку стало трудно, и у него пропало желание учиться. А может, это маленькие обломовы, такие же апатичные и бесхарактерные, как этот герой, с одним неизменным качеством - отвращением от серьёзной и самобытной деятельности?

И для меня встал вопрос - как заинтересовать детей, зажечь огонёк в их глазах, пробудить желание узнавать то новое и интересное, что знаю я? Я поняла, что нужно пробуждать в них «разумное, доброе, вечное» средствами своего предмета, то есть, прежде всего, слова. Я ввожу ученика в мир прекрасного, помогаю ему стать творцом.

И всё это посредством удивительного, божественного дара - СЛОВА. Живое слово проникает в светлую душу ребёнка, будит эмоции, формирует понятия добра и зла... Слово утешает и вдохновляет, рассказывает о первой любви и человеческих страданиях от библейских времён до наших дней. Моя задача - развивать у ребят умение вчитываться в текст, понимать прочитанное, быть внимательным к каждому слову.

Говоря о каком-то произведении, побуждаю детей к обсуждению нравственных проблем, общечеловеческих ценностей. Пытаюсь создать на уроке эмоциональный настрой, чтобы достучаться до их детских, восприимчивых душ, вызвать на разговор. Очень важно для меня, чтобы дети были открыты, раскованны, чтобы они выражали свои мысли, не боясь насмешки, осуждения со стороны учителя или одноклассников. Поэтому стараюсь создать условия психологического комфорта для свободного и разумного общения, которое научит слышать и уважать мнение собеседника, расширит кругозор детей, сформирует позитивное мировоззрение. Ребята любят отвечать у доски, не боятся спрашивать, рассуждать, оценивать результат работы. Они сами выбирают уровень трудности заданий...

Без со-понимания, со-чувствия обеих составляющих (учитель-ученик) невозможно по-настоящему ввести детей в мир русского языка, во Вселенную духовности и культуры. И я предлагаю: «Давайте вместе всмотримся в слово, познакомимся с его родственниками и предками, узнаем как оно работает, вслушаемся в звучание...» Я должна научить с помощью слова слушать, видеть, понимать, грамотно излагать мысли. А потому надо создать для каждого ситуацию успеха. На мой взгляд, она включает три составляющих:

  • это я понял,
  • это я могу,
  • это я сделаю.

Уроки в моём понимании - это место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. К высотам знаний поднимают школьника им самим найденные способы. Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью...»

Иногда, конечно, приходится тяжело в работе, но мне придают силы моменты открытия, вдохновения, когда удаётся создать что-то необычное, найти какой-то приём или изюминку урока. А потом, когда и ребята заразятся этим открытием, находкой - наступают минуты счастья, радости, понимание того, что не зря работаешь, продолжаешь верить в себя, в детей. Я глубоко убеждена: надо уметь находить хорошее в любом ребёнке, даже в самом «безнадёжном». Я учусь принимать детей такими, какими они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - учусь бережнее относиться к детям.

Учить ребят ставить вопросы, находить на них ответы или, по меньшей мере, задумываться над ними - призвание учителя. Мы должны постоянно возбуждать у школьников «умственный голод», поддерживать и развивать у них ненасытную любознательность к окружающему миру...

Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни.

Начинается новый день, и я вновь иду к детям, несу им свой опыт, свои мысли, светлое и прекрасное, что есть в моём предмете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...