Игровая технология как стимулирующий фактор возможностей творческого и научного развития
статья

Горшкова Ольга Ивановна

Высшие ценности сотворчества взрослого и ребенка-это сами его участники, тайна их взаимопрорастания и взаимоодухотворения (Ключи педагогики сотворчества). Игровая технология-мощный стимул обучения, разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание,интерес,восприятие и мышление. Игровая технология-средство всестороннего развития ребенка, его способностей, формирует и развивает общие и профессиональные компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология  как стимулирующий фактор возможностей творческого и научного развития.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер.

Цели использования игровой технологи

• Дидактическиерасширение кругозора, познавательная деятельность;  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, учебной деятельности.

• Социализирующиеприобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. Учебный материал используется в качестве ее средства;

4. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который пере-водит дидактическую задачу в игровую;

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Принципы игровых технологий

Принцип эффекта. Известно, что люди лучше усваивают даже сложную информацию в располагающей к этому обстановке. Они стремятся к выполнению упражнений, которые понятны, приятны и легко усваиваются. Поэтому создание творческой, психологически комфортной обстановки, как уже отмечалось, является непременным требованием обучения. Эвристический оптимизм преподавателя, т.е. стремление к успеху через умение программировать подсознание свое и обучаемых на успех, позволяет участникам игрового взаимодействия быстрее адаптироваться, чувствовать себя частью группы, равноправным партнером.

Принцип целеполагания. Преподаватель должен уметь выстраивать иерархию целей всего обучения, целей на каждое игровое занятие, целей на каждую игру или тренинг и в каждый конкретный период жизни группы. Цели должны относиться как к группе в целом, так и к отдельным ее участникам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников.

Принцип обучающей направленности игрового моделирования выражается в первую очередь в передаче и усвоении новых знаний, умений и навыков. Источниками этого комплекса компетентности выступают: преподаватель, ведущий игровое занятие; партнеры по общению; разнообразные практические ситуации. Преимущество игровых технологий заключается в том, что обучаемые  не получают готовые знания, компетентность, а сами приходят к ней в своей активности.

  Принцип упражнения. Научно доказано, что люди запоминают что-либо гораздо лучше, если это связано с каким-нибудь видом физической или умственной активности. Поскольку интерактивные имитационные и деловые игры, анализ ситуаций, игровое проектирование неизменно требуют включенной активности, они ярко отражают важность упражнения для изучения процесса повторения. Коллективное обсуждение проблемы позволяет участникам игры с разных сторон рассмотреть обсуждаемый вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партнеров по команде, а затем и всех участников игрового комплекса, достичь планируемой цели.

Принцип подготовленности касается индивидуальной мотивации участников игрового обучения и их внутреннего желания сделать все возможное для принятия решения по проблеме или для разработки конструктивного проекта. Учебные игры должны быть сориентированы на участников, т. е. учитывать их познавательные и прагматические интересы, удобное для учебы время и подготовленную пространственную среду («игровое поле»).

Принцип равенства включает в себя две составляющие: во-первых, требование одинаковой частоты и интенсивности действий и высказываний своих суждений и мнений для всех участников; во-вторых, равное распределение ответственности за ход и результаты игрового взаимодействия между всеми членами группы. Причем имеет место так называемая «ответственная зависимость», т.е. ответственность за итоги игры в команде и в целом несут все (играющие и обучающие), отвечая как за свои персональные действия и поступки, так и за групповую работу в целом.

Принцип личного проживания позволяет участникам игр приобретать знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционального переживания различных ситуаций — проходя этап фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих и управленческих решений. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником, должны стать его личным опытом.

Принцип ассоциаций всегда был базовым для обучения: усвоение новых сведений в условиях обучения с помощью методов игрового моделирования становится более эффективным, если оно базируется на уже имеющейся или вновь собранной информации. Человек двигается от «известного» к «неизвестному» простым способом.

Принцип общения, группового взаимодействия. Обучающая игра,  тренинг позволяют их участникам чувствовать себя принятыми в группу и активно принимающими других, а также пользоваться доверием и пониманием группы и не бояться самим доверять другим людям. В игре люди раскрепощаются, становятся более общительными, так как в игре все равны, здесь работает механизм взаимопомощи, действует обратная связь, все это позволяет участникам узнать мнение других участников игры о себе, о своей манере или стиле общения, интервенты раскрывают свои скрытые способности, экстраверты имеют шанс продемонстрировать свою артистичность и умение реализовать свой талант.   В групповом взаимодействии оттачиваются коммуникативные умения, апробируется выбор стратегий взаимодействия и моделей общения, снимаются стереотипы.

Принцип диагностики предполагает, что преподаватель постоянно изучает группу в целом (состояние, сплоченность, активность и т.д.), каждого обучаемого (степень вовлеченности, эмоциональное состояние, усталость и т.д.), рассматриваемую проблему, ситуацию или задачи (насколько они адекватно понимаются, какие варианты решений выдвинуты, как далеко группа продвинулась в поиске решения и т.д.). Это позволяет осуществлять необходимую коррекцию.

 Принцип достижения ожидаемого результата. Учебная игровая технология должна носить деловой характер, т.е. быть полезным инструментом для научения, приводить к образовательной результативности. Каждая игра, упражнение, ситуация, тренинг должны быть направлены на достижение обучающих или организационно и личностно развивающих целей, на приобретение ценностного смысла, освоение знаний, умений и навыков профессионального, педагогического, управленческого, психологического характера.

Описание порядка использования игровой технологии 

Педагогическая игра - это реалистическая имитация и игровое моделирование условий учебно-воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности ее участников.

Различают следующие виды педагогических игр:

Сюжетно -  ролевая игра — основная форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя определённые роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.

Этапы проведения сюжетно - ролевой игры:

1. Подготовка игры. Организатор должен заранее определить задачи игры, ее цель, разработать сценарий, согласно которому и будут разворачиваться события в игре.
2. Подбор персонажей̆, в отдельных случаях, согласование характеристик персонажа с навыками и склонностями реальных людей̆ – будущих игроков.
3. Раздача ролей̆.
4. Определение правил и наказаний за их нарушение.
5. Начало игры. Обмен информацией̆ о ролевых позициях между участниками.
6. Собственно игра, развитие сюжета.
7. Кульминация игры. Определение «победителя».
8. Подведение результатов. Анализ успешности проведения игры.

9. Рефлексия.

        Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.

 Игра с правилами — вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.

     Деловая игра - определенный вид человеческой деятельности, игровая имитация, основой которой является модель социально-экономической системы в целом, а не ее отдельные элементы, система рассматривается как динамическая («цепочка решений») Участники игры принимают решение, исходя из заданной информации, вызывая изменение исходного состояния модели объекта управления, соблюдая правила игры, регламент и осуществляя взаимодействие.

Разновидности деловых игр:

  • производственные
  • исследовательские
  • квалификационные или аттестационные игры,
  • дидактические (учебные игры).

Дидактические игры

Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактической игры - способствовать развитию познавательной активности ребенка.

     Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.
Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
 
Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Игровая деятельность применяется в следующих случаях: она может быть темой и даже разделом учебного предмета; в качестве технологий самостоятельного усвоения понятия; в качестве технологии урока; как элемент более широкой технологии.

Игра-ситуативные задачи. В этой игре ученики развивают воображение, включая учебный процесс и научные термины для передачи информации, эффективный способ закрепления материала. Ситуации : «Телевизионная программа», «Знаменитый человек», «Срочные новости», «Журналист», «Иностранный гость» и т.д. дают возможность проявить креативное мышление, развивает творческий подход, работа в группе стимулирует на самореализацию, обретение устойчивого успеха и мастерства.

Вывод:      

Игровые технологии позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.  Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.  Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).  Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

 Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

Заключение:

В играх на занятиях не должно быть однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, формировать и развивать как общие, так и профессиональные компетенции, вызывать положительные эмоции. Важно и место самого преподавателя в игре, не только организатором, но и его участником. В группе педагог и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре логически правильно составить учебный материал, учитывая особенности группы, продумать игровые ситуации. Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР.

Материалы методической работы с детьми с ОВЗ (с ДЦП).Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования  учащихся с ЗПР....

Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования

Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией....

Программа самообразования : "Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в воспитании и развитие детей с ОВЗ"

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....