Наставничество как стратегия непрерывного развития
статья

Лексина Ирина Васильевна

Наставничество - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем, педагог-наставник должен сам им быть. «Уча других – учись сам!» - говорил Сенека, и с этим трудно не согласиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях преобразований во всех сферах жизни все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формировании профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в своей профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование. Мой опыт работы руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла показывает, что наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной фазе (1 год работы) и на фазе вхождения в профессию (2-3 года работы). Начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Те преподаватели, которые в первый год своей работы не получили должного внимания от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, от столкновения с реальностью испытывают шок. Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями и опытными коллегами, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, упустит, забудет. Зачастую тревожность превращается в устойчивую личностную черту, страх становится привычным состоянием. Такой учитель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. И, как показывает действительность, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать. Не первый год работая над проблемой становления молодого специалиста, я определила следующие противоречия между:

  • растущей потребностью школы в педагогических кадрах нового типа и недостаточным притоком молодых специалистов;
  • сложностью профессиональных функций педагога и отсутствием специальной педагогической, психологической и методической подготовки;
  • личностными и профессиональными факторами становления молодого специалиста.

Всем известно, что для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Мой опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самой важной составляющей работы школы.

Свою работу с молодым специалистом  выстраиваю в три этапа:

  • На первом этапе – адаптационном определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации помощи молодым специалистам показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Диагностический подход позволяет:
  • точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
  • объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
  • определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
  • наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;
  • учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости;
  • обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с повышением общего культурного уровня молодых педагогов;
  • обеспечить оптимальное планирование методической работы.

Диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодому специалисту предлагаю различные анкеты: «Анкета для молодых учителей», «Анкета молодого специалиста», «Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию»

На втором этап – основном (проектировочном) разрабатываю и реализую программу адаптации, осуществляю корректировку профессиональных умений молодого учителя, разрабатываю индивидуальный план его профессионального становления и развития, помогаю выстроить ему собственную программу самосовершенствования. В качестве рекомендации предлагаю два варианта плана работы с молодым специалистом: «Программа адаптации и развития молодого специалиста» и «План профессионального становления молодого специалиста» .

На третьем этапе – контрольно-оценочном проверяю уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей .

Наиболее эффективными формами работы с молодыми специалистами для меня стали:

  • организация для молодых специалистов мастер-классов;
  • консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;
  • ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;
  • накопление базовой информации и разработок в соответствии с темой работы школы;
  • подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
  • посещение уроков;
  • мониторинг адаптации молодого специалиста;
  • знакомство с новинками методической литературы;
  • организация творческих отчётов молодого специалиста.

На каждый учебный год составлялся план работы, в котором рассматривалась актуальная тематика, помогавшая молодому специалисту в профессиональной адаптации. В конце учебного года составляется аналитическая справка, в которой проводится анализ проделанной работы, указываются недочеты, рассматриваются причины их возникновения и определяются основные направления работы на следующий учебный год.

Задача  наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Беседуя с молодым учителем, стремлюсь решить следующие задачи:

  • выявить трудности, проблемы в работе молодого специалиста и пути их решения;
  • изучить  достижения молодого педагога по самообразованию;
  • выявить степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы школы.

Как педагог-наставник старалась способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлечь его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства, воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке, поэтому я обращаю внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся;
  • использование в педагогической деятельности ИКТ-технологий.

В обязанности наставника входит обеспечение поддержки молодого педагога в  следующих областях деятельности:

  • в разработке программы собственного профессионального роста;
  • в выборе приоритетной методической темы для самообразования;
  • в подготовке к первичному повышению квалификации;
  • в освоении  инновационных технологий;
  • в подготовке к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда;
  • в практическом  и теоретическом освоении основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.).

Существуют многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от педагогических чтений и лекций. В настоящее время проводятся вебинары издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Получив очень ценную информацию на вебинаре,  совместно обсуждаем её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании.

Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методической декады  устраиваем  ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогический ринг», «педагогическое ателье» или «педагогические мастерские», «мозговой штурм».

Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Далее молодой специалист его наполняет методическими разработками, сценариями, дидактическими материалами, педагогическими находками, достижениями, анкетами с отзывами на проведенные уроки.

Таким образом, каждая форма работы с молодым специалистом оказывает влияние на достижение тех или иных целей. Качественно организованная система работы с молодыми кадрами, приоритет добрых традиций, опирающихся на созидательную деятельность педагогов, проекты самообразовательной деятельности, стремление повысить свои общекультурные знания способствуют мобильному росту педагога. Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии.

Наставничество - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем, педагог-наставник должен сам им быть. «Уча других – учись сам!» - говорил Сенека, и с этим трудно не согласиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

О комплексном подходе в вопросах формирования национальной инновационной системы....

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Одаренность: стратегия инновационного развития

Задумавшись над известным высказыванием, что « люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, а далее превращаются в посредственности», математики наш...

Наставничество как стратегия непрерывного развития

Наставничество - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям...

Стратегия профессионального развития

Цель программы развития - развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собс...