«Художественно-педагогическая драматургия на уроках изобразительного искусства»
материал

Уроки искусства– это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художественно-педагогической драматургии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собашникова Татьяна Илларионовна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ "Мало-Куналейская СОШ"

Бчурского района РБ

«Художественно-педагогическая драматургия

 на уроках изобразительного искусства»   

 Педагогика искусства, или художественная педагогика, оформилась в самостоятельную область совсем недавно, хотя ее методологические основы заложены на заре ХIХ в. классической немецкой философией. Искусство с тех пор и навсегда определяется как некоторая зона свободы действий и мнений – свободы в рамках социального детерминизма.                                                    Законы общей педагогики органично сочетаются со специфическими методами педагогики  искусства.    

Уроки искусства– это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художественно-педагогической драматургии. Н.Ю. Щербаков утверждает, что эффективное введение в идейно-эмоциональную сферу художественных произведений, необходимое для организации заинтересованного, осмысленного целостного восприятия, может быть обеспечено только за счет перехода к методам художественно-педагогического воздействия.
       Данный метод достаточно разработан. Сама идея об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства принадлежит Л.М. Предтеченской; широко известны работы Л.В. Ламыкиной,  Т. Себар, Л.Б. Рыловой, Т.В. Челышевой и др.
                                                                                                        В настоящее время сформулированы:


-главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься»;
- главная задача учителя: организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества;
- композиция урока: завязка, постановка проблемы, разработка проблемы, кульминация, обобщение важнейших идей, развязка, последействие.

        Говоря об уроке МХК, изобразительного искусства в русле применения метода художественно-педагогической драматургии, педагоги чаще всего используют такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль.Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. Как этого добиться? С чего начать? Какие приемы использовать? На эти и многое другие вопросы каждый отвечает по-разному.                                                                                                                     Собственный опыт показал, что при использовании метода художественно-педагогической драматургии  наиболее важными являются следующие моменты.
     

 Тщательная проработка замысла урока.

 В целом, режиссерский замысел урока – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия [3, с. 15].    

                                                                                                                           

К параметрам режиссерского замысла В. Ильев относит 11 технологических операций:
1.логическая последовательность смысловых частей учебного материала;
2.выделение тематических частей для формирования композиции урока;
3.сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;
4.событийный анализ урока как цепь «экстремальных ситуаций»;
5.факты-раздражители для основных событий урока;
6. «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
7. предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
8. сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.д.);
9. образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
10. выразительные средства режиссуры;
11. предвидение реакции учащихся на запланированные события.
В принципе сам замысел у каждого учителя рождается по-своему. И не всегда все указанные выше параметры осознаются и продумываются.

Основными шагами разработки режиссерского замысла урока являются ответы на следующие вопросы:
1. Каков ожидаемый результат, цель урока? Что я хочу получить в конце урока? Какое новообразование сформируется у учащихся в итоге воплощенного замысла?
2. В противоречии, каких сторон возникнет это новообразование? В чем будет заключаться педагогический конфликт? Какой образ можно использовать для иллюстрации этого противоречия?
3. Каким образом будет происходить «борьба» сторон этого противоречия в русле избранного образа?
4. В какую захватывающую историю (рассказ) можно «облачить» эту борьбу? Какова композиция урока?
5. Какие «провокационные» вопросы, суждения будут «двигать» урок от этапа к этапу?
6. Чем будут заняты учащиеся на каждом этапе? Как будут реагировать?
7. Как я пойму, что новообразование сформировалось? Как диагностировать достижение замысла, цели урока?


    Конечно, самым трудным является этап разработки композиции урока, т.е. логической последовательности смысловых и событийных элементов урока, объединяемой в единое режиссерско-педагогическое действие [12,с. 15].                                  
Методисты выделяют такие основные правила и приемы композиции урока: цельность урока;                                                                                                                         связь и взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции;                                                                                                                                         передача через единичное общее; контраст и повтор;                                                                               темпоритм урока;                                                                                                                                                              главное и второстепенное;                                                                                                       зрительный и звуковой ряд;                                                                                                               подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.                                                                                                           «Метод художественно-педагогической драматургии предполагает определенные правила разработки композиции урока (композиция урока выстраивается как в театре: начало, кульминация, завершение).

Рассмотрим основные композиционные элементы урока искусства.

Экспозиция или исходное событие.

         Этот элемент очень важен для урока. Экспозиция задает тональность урока, вводит учащихся в образ урока, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу на уроке. Чаще всего это бывают литературные или музыкальные эпиграфы к уроку, зрительный ряд, какое-то историческое событие или факт из биографии.                                                  Например, рассмотрим урок в 4 классе (II четверти) «Древнерусские воины – защитники» . Начинаю урок с биографического факта художника                В.М. Васнецова.                                          (На экране – этюд Васнецова «Дубы»)                                                                                                              « Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, - сказал однажды художник, - но натолкнули меня приняться за  «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами и невольно приходила на ум мысль: «Это ведь наша матушка  - Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь!  Не страшны  ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия!»                                                                                                                     (Звучит отрывок из «Богатырской симфонии» А. Бородина)                                                                     Завязка или основное событие.

Это этап перевода исходного события (экспозиции) в открытый педагогический конфликт; вызывается инициатива учащихся, определяется проблема урока.                                                                                                              (Почему абрамцевские дубы натолкнули художника на мысль создания русских богатырей?)
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы. (Какие образы  русских богатырей были переданы художником?                                                                                                         Как создавал образы богатырей художник?                                                                                                   Эта картина стала одной  из самых любимых народом. Как вы думаете почему?)                                                                                                            Кульминация (центральное событие) – это критическая точка в композиции урока, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы урока.                                                                                                 (На экране – вся картина «Богатыри».  «Картина моя «Богатыри», - писал ее автор, - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого. Фигуры почти в натуру… Исполнить такую картину, - ох, дело не легкое».                                                                                                          Васнецов  работал над  «Богатырями» с перерывами свыше  25 лет. Разбираем поставленные вопросы.)
Развязка (финал, главное событие) – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся.                                                                                                       («Богатыри» - говорил он, - всегда неотступно были передо мной, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!».                                                          За стольный Киев-град, за Муром  и Ростов, за всю Русь вышли постоять витязи. Разбоя, несправедливости они не допустят, верен Илья благословению отца, Ивана Тимофеевича:                                                                                                                    … Я на добрые дела тебе благословения дам,                                                                                               А на худые дела – благословения нет,                                                                                                    Поедешь ты путём и дорогою,                                                                                                                              Не помысли злом на татарина,                                                                                                                              Не убей в чистом поле христьянина.                                                                                                          (Все подробности картины,  вплоть до украшения на одежде, да маленьких сосенок, связаны в единое целое, всё помогает раскрыть главное – образ русского народа-богатыря, поэтическое величие и мощь былинных защитников родины).                                          
И этап «Последействие» - это самостоятельный творческий поиск, творческая деятельность учащихся, вызванная уроком.                                                                                                            (Практическое задание: создание образа древнерусского воина-защитника.)

Таковы элементы композиции урока искусства. В принципе, данная композиция не отличается от структуры проблемного урока: актуализация опорных знаний, постановка проблемного вопроса для создания ситуации «осознания своего незнания», поиск способа решений проблемы, нахождение решения проблемы, отработка нового способа решения.

 Но на уроках искусства (изобразительное искусство, музыка, МХК) важно создание цельного образа, воздействующего на эмоционально-нравственную сферу личности ребенка. Ведь главная цель уроков искусства – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность (9, с. 6)

Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными.

Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.                                                      Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.                                                                                                      1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;                                                                                                                                                      б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;                                                                                 в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений):

а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);                                                б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;                                                                                        в) интерес и увлеченность деятельностью урока;                                                                                         г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:

а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;                                                                                                                   б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ, и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);                                                                           в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;                                                                                             б) замысел урока (основная цель);                                                                                                         в) драматургия самого процесса урока (сюжет);                                                                                     г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая., деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя из замысла урока, определяющего "жанр" урока, в том числе:

а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);                                                                                                                    б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;                                                                                               в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);                                                                                                                                                    б) интегрирование изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.                                                                                                                7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов ;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста на уроках обобщения, отчетных уроках.

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов.                      

8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ, САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителем) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;                                                                                                                   б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;                                                                      в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.                                                            г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:                                                                                      1 эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);                                                                     2 художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);                                                                                   3 художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.);

На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приемы как:
1. работа малыми группами. Причем группы могут быть подвижными, не иметь постоянного состава, взаимоперетекаемыми и т.д.;
2. обязательная двигательная активность учащихся. Это не столько физкультминутка, сколько продуманная организация деятельности учащихся. Это могут быть инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т.д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке;
3. использование правил театральной режиссуры:
а) смена темпа и ритма;
б) смена лидерства;
в) смена мизансцен;
4. оптимальное сочетание аудио-, видео – сопровождения.

Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок – мастерская, урок – сказка, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии.

Урок искусства немыслим также  без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

 Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддержать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровая форма организации уроков активизирует детей, что сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение, а рассматривание картин художников обогащает новыми изобразительными средствами. Можно поговорить с детьми о природных явлениях, о специфике художественного образа в искусстве, не используя игровые ситуации, минуя образные сравнения, но тогда мы столкнемся с вялым восприятием, а значит с вялой работой разума и чувств. Игровые ситуации должны присутствовать во всем. Дети могут уподобляться персонажам картины, героями произведений, действовать в воображаемых условиях. Важным условием воздействия игры является участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании.  Например, можно познакомить детей  с дымковской игрушкой  совершив заочное путешествие в Дымковскую слободу. В уроке принимают участие учащиеся 6 класса, они являются помощниками – ведущими.    

 Урок  - путешествие (фрагмент) в 3 классе I четверти  по теме:                                                                               «Путешествие в Дымковскую слободу».                                                                                                       Цель: познакомить учащихся с народной дымковской игрушкой.                                                                  1. Изучение нового материала.                                                                                                                               Учитель.                                                                                                                                                          Ремесел  очень много  на земле,  на русской есть,
И всех ремесел  нам сейчас не перечесть!                                  И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдем,                                                               По деревне и по хатам, мы заглянем в каждый дом.                                                                                Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.                                                                                                                                                     И узнаем мы наверное что- что новое и необыкновенное.

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

     Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом                                                                            – Голубые дали.

И село большое то  - «Дымково» назвали.

Перед нами дом большой, а красивый – то какой!

Кто же в доме том живет? Кто нам двери отопрет?

В доме том живут девицы – на все руки мастерицы.

Здравствуйте, красны девицы, расскажите нам, мастерицы,

чем же знаменито ваше село?                                                                                                                     (Группа детей 6кл. и 3 кл. сидят в воображаемой избе. Здесь используется декорация русской избы).

1 мастерица (учащаяся 6 класса).

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что – то есть от радости,
Гремящей как басы

2 мастерица (учащаяся 6 класса).

Вечера зимою длинны

Вот и лепим мы из глины.

Все игрушки не простые

А волшебно – расписные,

Белоснежны, как березки –

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.                                                                                                                                                3 мастерица (учащаяся 6 класса).

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду –

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Мы споем сейчас частушки                                                                                                         (Учащиеся 3 класса в роли дымковских игрушек исполняют частушки).

1. Мы игрушки расписные,

    Хохотушки вятские,

    Щеголихи слободские,

    Кумушки посадские

2.Наши  руки крендельком,

   Щеки будто яблоки.

   С нами  издавна знаком

   Весь народ на ярмарке

 3. Дымковские барыни  
    Всех на свете краше,
    А гусары – баловни –
    Кавалеры наши

4.У большого индюка      

    Все расписаны бока.

    Всех нарядом удивил,

    Крылья важно распустил

5. За студеною водицей,

    Как лебедушка плывет,

    Водоноска – молодица

   Ведра красные несет.                                                                                      

6. Ой, люли, люли, люли,

     Кони на лужок пришли.

     Кони удалые,

     Гордые, лихие.

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.

Из чего создавались дымковские игрушки?

2. Объяснение задания.

Мастерицы нам сейчас расскажут. (Учащиеся 6 класса рассказывают о технологии изготовления игрушки).

3.Обобщение материала и подведение итогов урока проходит в виде

теста «Дымковская игрушка», включающего три главных вопроса                                                                1) Из чего создавались дымковские игрушки?

2)Что изображено на игрушках?

3)Что символизировали круги в росписи игрушек?

Выставка работ учащихся.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:                                                               подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание); игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);                                                                                                                                       диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;                                                                                          ролевые игры.

На своих уроках  часто использую куклы, как образные средства воздействия, стимулирующие творческий процесс..  Это сказочные персонажи, олицетворяющие силы зла (колдун «Беспорядок») и силы добра (добрая фея «Муза»). Это кукла – помощник Карандаш, который знакомит детей с различными художественными материалами, выразительными средствами.                                                                                                                                 Активное введение в 1-3 классах кукол Братьев – Мастеров способствует не только более доступному, связанному с образом мастеров запоминанию детьми нового материала, но и ориентации их в характере трех видов художественной деятельности.                                                                             Особый интерес у детей вызывают мои перевоплощения, когда  сама выступаю в роли какого-нибудь героя. Такая атмосфера может раскрепостить детей, и тогда будет свобода творчества. В свое практической деятельности очень часто применяю такие формы уроков, как урок-сказка, урок-вернисаж, урок –ярмарка.

Сказка – это особая ситуация на уроке, в которую ребенок «погружается» с большим желанием. Сказочные ситуации на уроке помогают  знакомить учащихся с художественно- выразительными средствами ( например, в 1кл. «Сказка про кляксу» знакомит с выразительным средством – пятном, а во 2 кл. «Сказка про теплые и холодные краски» - с цветом), с жанрами и видами изобразительного искусства, создавать  образ человека, животного, природы.      

Урок – сказка «Сказочная птица».                                                                       (Фрагмент урока в 1 классе во II четверти)

Цели: научить детей изображать сказочную птицу с помощью «трафарета» - руки; развивать творческое воображение, отличать приемы рисования.

Объяснение материала урока в сказочной форме.

1. «Жила-была девочка Маша. Больше всего на свете она любила рисовать. Рисовала она красками и карандашами на бумаге, мелом на асфальте, угольком на доске, палочкой на земле. И была у нее любимая игрушка – кукла Карандаш, с которой она никогда не расставалась.

   И вот однажды ночью Маша проснулась от необычного шума и очень удивилась: в комнате, кроме нее и Карандаша, никого не было. Приподняв голову, Маша увидела, что Карандаш сидит на столе и разговаривает…                С кем? Как вы думаете? (Ответ детей.) С красками.                                                                            Да-да, именно с красками.

   А краски громко спорили между собой, кто из них главнее.                                                                                      Спор становился все более жарким. Маша не выдержала и громко сказала: «Зачем вы ссоритесь? Вы все главные! Красная краска нам нужна, чтобы нарисовать помидор, оранжевая – морковку, желтая – солнышко, зеленая – траву и деревья, голубая – небо, синяя – море, фиолетовая – тучу.                      Что у нас получилось?  (Ответ детей. Радуга).

     Чтобы получилась радуга, краскам надо объединиться вместе. Поэтому они все важны. Довольные, краски перестали спорить. Они поблагодарили Машу за то, что она их помирила, и пригласили ее и Карандаша в волшебную страну Рисовандию.

     Весь день Маша думала о том, что это за неведомая волшебная страна, и с нетерпением ждала следующей ночи. А когда она наступила, незаметно для себя заснула. Маша не слышала, как часы пробили полночь, не видела, как ожили краски, и проснулась только тогда, когда Карандаш позвал ее в дорогу. Они подошли к двери и повернули ключик со словами:

Ключик, ключик повернись,

Дверь скорее отопрись,

Волшебная страна явись.

    По улицам этой страны разгуливали девочки – кисточки и мальчики  - карандаши, бегали непоседы – краски, гордо вышагивали листы бумаги.

     Ярко светило солнце, небо переливалось всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестела под ногами. Вся поляна была усыпана яркими цветами, трепетали листвой деревья, пели птицы, но их совсем не было видно. И тут навстречу им вышла добрая фея Муза и рассказала им о своей беде, что злой  колдун Беспорядок превратил всех птиц в белые листы бумаги. Помогите мне, пожалуйста! Расколдуйте их, нарисуйте  эти сказочные птицы такими, как вы их представляете.

2. Объяснение задания.

       Наши ладошки помогут нам в этом. Посмотрите на свою руку.

Представьте, что это птица. Большой палец это шея птицы, указательный, средний, безымянный, мизинец – хвост птицы. Простым карандашом обведем пальчики. (Демонстрирую на листе бумаги).                                                                                                                                                                    Но она получилась белой, невзрачной. Что нужно сделать, чтобы она стала волшебной?                          (Ответ детей). Выполнить в цвете.

Каким приемом можно украсить голову? (Кончиком кисти – глаз; кисть плашмя – перышки на голове, с помощью примакивания клювик.) Ну а перышки вы можете раскрасить, как хотите, используя все цвета радуги.

Урок – ярмарка.

Фрагмент урока как повторительно-обобщающего во II четверти 5 класса по теме: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

     Главное на уроке – торг и товар. Товар – знания, которые надо выгодно «продать». Команда, лучше всех продавшая свои знания – победитель.

Каждая группа детей готовит свою лавку с товаром (Рисунки, аппликации или поделки, выполненные в течении четверти и вопросы).

 Ход урока.

    С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень.

     А на ярмарке чего только нет! Здесь и посуда расписная, и утварь домашняя, и игрушки, одежда, и всякая всячина.

Люди приезжали на ярмарку нарядные, не только товар купить или продать, но и на других посмотреть, и себя показать.

 ( Звучит отрывок из песни «Коробейники»)

 1 ученик. Все на ярмарку

                  К нам на ярмарку!

                  Поспеши, налетай

                  Только рот не разевай!

  2 ученик. А чтоб купить то да се – ваши знания всего.

                   Покупай, поспешай, все что видишь, называй!    

Учитель.    Купцы дорогие,

                  Люди торговые,

                    На нашей ярмарке должны вы

                    Свой товар расхвалить

                    Ничего не забыть

                    И себя показать

                    И товар свой продать.    

  1. Лавка  «Русский костюм».  ( Учащиеся готовят кроссворд).                                                                                 По горизонтали:                                                                                                                                                        1 – женский головной убор /кокошник/,                                                                                           2 -  одежда русских женщин, поживающих в центральных и северных губерниях /сарафан/,                                                                                                                                                             3 – женский головной убор, имеющий рожки /кичка/.                                                                                       По вертикали:                                                                                                                                            1 – одежда, которую надевали женщины поверх рубахи и поневы /навершник/,                                                                                                                        2 – женский головной убор, имеющий птичье название /сорока/,                                                  3 – одежда, сшитая из клетчатой шерстяной ткани /понева/,                                                              4 – основа женского русского костюма /рубаха/,                                                                                 5 – короткая клешеная кофточка /епанечка/.                                                                                        2. Лавка «Посуда»                                                                                                                                                 1 Купец.                                                                                                                                                    Круглые, железные                                                                                                                                   В хозяйстве полезные                                                                                                                                 Черные, желтые, красные                                                                                                             Удивительно прекрасные.    /Жостовские  подносы/.                                                                            2 Купец.                                                                                                                                               Наши доски расписные,                                                                                                             Посмотрите, вот какие                                                                                                                       Все хотим вам показать                                                                                                                  И подробно все узнать.                                                                                                                         Где их изготавливают?   /Городец. Н.Новгород/.                                                                                    3 Купец.                                                                                                                                            Резные ложки и ковши                                                                                                                          Ты разгляди - ка, не спеши,                                                                                                               Там травка вьется и цветы                                                                                                                           Растут нездешней красоты                                                                                                             Блестят они, как золотые,     /Хохлома/.                                                                                                                    А может солнцем залитые.  Что это за промысел? Как изготавливают свои изделия мастера?                                                                                                                                                    3. Лавка «Игрушки».  (Участники этой команды придумывают тестовое задание по промыслам народной игрушки).

4. Лавка «Домашняя утварь».                                                                                                                         Вопросы.                                                                                                                                                             1. Что являлось неизменной спутницей крестьянских женщин? Она помогала одевать семью. (Прялка).                                                                                                                                                          2.Из каких частей состояла прялка?  Чем украшалась?                                                                                                                                                  3. При помощи чего женщины разглаживали белье?   (Рубель).                                                                      4. Из какой посуды подавали квас для гостей?  (Ковш – скопкарь) .                                                      5. В какой посуде еще подавали напитки?      (Ендова).                                                                          6. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, она кормила и согревала.    Что это?  /Печь/.                                                                                  

Для учителя композиция урока - основа познавательного творчества, средство выражения отношения к содержанию учебного материала, то есть педагогическая партитура. Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности.                                                                                                        Проведение театрализованных  уроков – это возможность ярко, красочно изучать, закреплять или обобщать программный материал по предмету.

Пример тому обобщающий урок тем III четверти в 3 классе« Художник и зрелище» - постановка кукольного спектакля любимой сказки.

Уроки-мастерские помогут ребенку понять творчество, научить языку искусства невозможно без практических занятий. И пусть твой рисунок  не войдет в сокровищницу мирового искусства; зато ты проживешь муки и восторг творчества. Каждый ребенок превращается в художника-живописца, графика, архитектора или дизайнера.

……………………………………………………………………………………

«Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научим ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. Одним словом. Он поднимется еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания. В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала». ( 2 с.6). В этом заключен  смысл нашей деятельности.

А использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата — целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Считаю что, рассмотренный  метод художественно-педагогической драматургии является ключевым методом преподавания изобразительного искусства. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора – педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.

Список литературы

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. М., 1984
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991
  3. Ильев В. Режиссерская партитура урока // Учитель, 2007. - №1.
  4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Изд. «Учитель», 2005
  7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1980.
  8. Павлова О.В. изобразительное искусство в начальной школе. Изд. «Учитель», 2008
  9.  Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная кульутра». Рекомендации для проведения аттестации учителей МХК. – М.: Книголюб, 2000.  
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
  11.  Учителю о педагогической технике/ Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Метод художественно – педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. 5 класс

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. Планирование тематики индивидуальных коллективных  творческих работ учащихся на уроке. Из опыта...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...