Метод художественно – педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. 5 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Воробьева Валентина Николаевна

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. Планирование тематики индивидуальных коллективных  творческих работ учащихся на уроке. Из опыта работы в 2016-2017 учебном году. Как продолжение серии методических рекомендаций к методической разработке "Арт-педагогика на уроках изобразительного искусства как средство развития и формирования эмоционального интеллекта" разработанной в 2013 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №6 г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

МУНIЦIПАЛЬНИЙ БЮДЖЕТНИЙ ЗАГАЛЬНООСВIТНIЙЗАКЛАД

«ШКОЛА №6м.ФЕОДОСIЇ РЕСПУБЛIКИ КРИМ»

«КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ФЕОДОСИЯ ШЕЭРИНИНЪ

6 НОМЕРАЛЫ МЕКТЕБИ» МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УМУМТАСИЛЬ МУЭССИСЕСИ

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

методические рекомендации к методической разработке

 «Арт-педагогика на уроках изобразительного искусства

как средство развития и формирования

эмоционального интеллекта»

Разработала

 ВОРОБЬЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

учитель изобразительного искусства

и технологии, педагог-организатор

Феодосия

2016-2017 учебный год

Метод художественно – педагогической драматургии

на уроках изобразительного искусства

      Уроки  изобразительного  искусств  разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными, т.е. чтобы можно было  говорить об авторском характере урока. Причем успех зависит не только от личности учителя, но в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса. Авторский урок-образ можно представить как конструируемую относительно замкнутую (содержанием и формой) и целостную модель самореализации личностных творческих возможностей учителя и учеников.

Принципы проектирования модели урока-образа:

  • Отказ от авторитарно-догматической и переход к гуманно-демократической модели, центр которой-личность ученика как составной и самоценной части «кооперации»-коллектива класса, школы. Он включает: учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива, учет индивидуальных личностных способностей учащихся, их обнаружение и реализация в процессе обучения.
  • Оценка и самооценка личностных качеств, способности к саморазвитию.
  • Принцип приоритета формирования эмоционально-ценностных отношений. (Освоение развивающейся структуры собственного «Я» (учащийся). Освоение и преобразование собственного Я среди других Я и коллектива, среды, общества на материале содержания темы урока как части духовной культуры сообщества. Интерес и увлеченность творческой деятельностью на уроке. Переживание и сопереживание урочному художественному образу в процессе его восприятия.
  • Принцип авторской свободы подготовки, проектирования и реализации модели урока как урока- художественного образа по принципу художественно-педагогической драматургии – построение урока изобразительного  искусства как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры: сценарий урока как реализация замысла, замысел урока (основная цель), драматургия самого процесса урока (сюжет), наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка).
  • Принцип вариативности типа и структуры урока-образа в зависимости от характера содержания взаимодействия деятельности учителя и учащихся. (в зависимости от педагогической цели, от содержания режиссерской и исполнительной функции его участников: урок-исследование, урок-поиск).
  • Принцип свободной интеграции и диалога с другими видами художественно-эстетической деятельности, школьными и внешкольными видами работами – интеграция  изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности: литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн. Принцип открытости урока изобразительного  искусства - привлечение к работе с детьми на уроке других специалистов: родителей, учителей - предметников.
  • Принцип оценки и самооценки процесса и результатов художественно-педагогической деятельности на уроке – детская творческая работа и ее анализ, рефлексия.

Страна, в которой учили бы рисовать
так  же, как читать и писать, превзошла
бы вскоре все остальные страны во всех
искусствах, науках и мастерствах.

Д. Дидро

 

Тематическое планирование

индивидуальных и коллективных  творческих работ

по программе изобразительного искусства

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

5 класс.

№ урока

Тема урока

Творческая  работа

Материал

1

Что такое ДПИ. Народное творчество. Крестьянское искусство.

Рисуем отгадки к народным загадкам.

Гуашь,акварель,

кисти, бумага,

2

3

4

Древние образы  в народном искусстве.

Пиктограммы. Рунические знаки. Солярные знаки. Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня.

Рисование в стиле «Зентаглы».

Гуашь, акварель,

кисти, бумага, цветные фломастеры, гелевые ручки.

5

6

7

8

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм.

Видео фильм, видео презентация.

Виды орнамента.

Резьба по дереву-геометрический орнамент в полосе.

Объемная аппликация-вытынанка «Ставни»

Вытынанка «Русская прялка»

Народный праздничный костюм «Ярмарка»-рисовать

Вышивка крестиком «Оберег»

Коллективная работа «Крестьянская семья» - ф А1

Гуашь, акварель,

кисти, бумага.

Цветная бумага, клей, ножницы (маникюрные), цветной картон.

Бумага в клеточку, цветные фломастеры, гелевые ручки.

9

10

Древние образы в современных народных игрушках. Дымково. Филимоново. Матрёшка.

Видео фильм, видео презентация.

Роспись Матрешки

Гуашь, акварель,

кисти, бумага.

11

12

13

Декоративная роспись.

Гжель

Городец

Хохлома

Мезень

Видео фильм, видео презентация.

«Гжельский сервиз»

Роспись панно «Мезень»

«Паровоз из Городца»

«Деревянные ложки из Хохломы»

Краски акриловые

Деревянные ложки, лопатки

Одноразовые картонные тарелки и стаканчики

Заготовка под панно

14

15

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Стеклянные и керамические предметы быта.

Точечная роспись блюдца

Акриловые контуры, краски, блюдца.

17

18

19

20

Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе.

«Загадки древнего Египта. Тутанхамон»

Браслеты, маска Тутанхамона, нагрудные украшения.

Картон, цветная бумага, краски акриловые, клей, ножницы

21

22

Украшения в жизни древних обществ. Античная расписная керамика.

Видео фильм, видео презентация.

«Олимпионики»-краснофигурная и чернофигурная роспись древнегреческих ваз.

Картон, цветная бумага, краски акриловые, клей, ножницы

23

24

О чём рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика

Видео фильм, видео презентация.

«Мой герб» изготовление собственного герба.

Коллективная работа «Герб класса»

Картон, цветная бумага, краски акриловые, клей, ножницы

25

26

Одежда говорит о человеке.

Видео фильм, видео презентация.

Творческая работа

«Я - мастер кимоно»

Каски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы,

клей.

27

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

 Видео фильм, видео презентация.

Гобелен. Макраме

Работа с джутом

Батик узелковый

Интерьерные цветы из фоамирана, цветной бумаги

Оригами.

Джут

Шерстяные нитки

х/б ткань

цветная двусторонняя бумага

цветная бумага

клей ножницы

29

30

Витраж.

Видео фильм, видео презентация.

Коллективная работа «Окошки в средневековом замке»

Картон, цветная бумага, краски акриловые, клей, ножницы

31

32

Мозаика

Видео фильм, видео презентация.

Коллективная работа

«Солнце»

Картон, цветная бумага, краски акриловые, клей, ножницы

33

34

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Годовая выставка творческих работ.

Подготовка выставочных работ на выбор учащихся

Итоги учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии Искусство итальянской комедии дель арте

На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством актеров итальянской комедии дель арте, особенностями этого искусства, получившего развитие в русском театральном искусстве....

Метод художественно-педагогической драматургии

Метод художественно-педагогической драматургии на уроках МХК....

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии. Тема: « Архитектура Древней Греции»

На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями  архитектуры  Древней Греции,узнают новые типы сооружений и  открытия  в  области  архитектуры...

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки

Данный метод помогает учителю сделать урок  не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу....

Активизация художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства

Описание методов, технологии , приемов работы на уроках ИЗО...

«Художественно-педагогическая драматургия на уроках изобразительного искусства»

Уроки искусства– это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художе...