Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке на тему

Михайлова Татьяна Леонидовна

Данный метод помогает учителю сделать урок  не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_hpd_na_urokah_muzyki.docx20.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                «Музыка, мелодия, красота музыкальных

                                                          звуков – важное средство нравственного        

                                                          и умственного воспитания человека,

                                                          источник благородства сердца»

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

      ХХI век – век новых технологий, век бурных изменений сознания взрослых и детей. Поэтому настоящее время  требует новых подходов к обучению и воспитанию детей, активизации образовательного процесса. Музыкальное искусство формирует всестороннее развитие личности. Благо, которое дарит нам музыка, лежит не в том, чему мы у неё научимся, а в том, какими мы, благодаря ей становимся. Духовное богатство, культурный уровень человека неразрывно связан с эстетическим воспитанием, умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное, трансформировать его в окружающую действительность.

      Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

      Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте и продолжать в начальных  и старших классах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

        Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Начальное образование чрезвычайно важно для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

   - развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого ребёнка) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    - формирование музыкальной и общей духовной культуры.

     Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др

            С повышением воспитательной функции уроков музыки,  возникает потребность введения в практику работы педагогов таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к ребёнку, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребёнка и развития его способностей.

      В связи с этим появилась необходимость строить образовательный процесс, предоставляя приоритет технологиям личностно развивающего направления. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы образования является признание индивидуальности ребёнка, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера вносят радость в совместную работу педагога и детей, создают творческий настрой, что оказывает положительное влияние не только на музыкальное развитие, но и на нравственное формирование личности ребёнка.

      Задача педагога заключается в  развитии способностей, талантов ребёнка, а его компетентность, образованность, эрудиция и педагогическая культура разбудят стремление ребёнка к Искусству, Добру и Красоте.

      Уроки музыки должны нести детям не только новые знания, которые воспринимались бы доступным образом, но и создавать атмосферу непринуждённости, радости и даже праздника. Огромную роль играет методика проведения урока. В этом смысле мне помогает метод художественно-педагогической драматургии, который предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий педагога, воздействуя на интеллектуальный и эмоциональный мир детей.

     В основе метода ХПД лежит идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Это метод, соединяющий в себе законы развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии) и законы построения школьного урока, как единого художественно-педагогическое целого. Метод ХПД можно дополнить разнообразными игровыми приёмами,  а также проследить динамику развития урока.

       Рассмотрим основные композиционные элементы урока.                                    

    1. Вступление.  Каждый урок я начинаю с приветствия мягкой интонацией: «Здравствуйте, уважаемые дети.» Дети отвечают: «Здравствуйте, уважаемая Татьяна Леонидовна.» Данное приветствие изначально создаёт комфортную обстановку и педагогику сотрудничества,  несёт  радость совместной работы. Этот организационный момент с точки зрения психологии положительно влияет на психику человека и настраивает на доброжелательную и доверительную атмосферу.

      2. Экспозиция или исходное событие. Этот элемент очень важен для урока. Экспозиция задает тональность урока, вводит учащихся в образ урока, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу на уроке. Чаще всего это бывают литературные или музыкальные эпиграфы к уроку, зрительный ряд, какое-то историческое событие или факт из биографии.
В этой части урока, как правило, я знакомлю или с эпиграфом занятия, или использую наглядный материал, вокруг которого будет происходить действие практически всего урока.

      3. Завязка - постановка проблемы  или основное событие. Этот этап перевода исходного события (экспозиции) в открытый педагогический диспут; в котором  определяется проблема урока. Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать в процессе или в конце урока. Важным приёмом  на этом  этапе урока является наглядность в виде цветка, солнца и др. С точки зрения психологии собирание в единое целое той или иной наглядности изначально нацеливает на дружную, совместную и активную работу, которая в конечном результате приведёт к логическому завершению и станет ключом к ответу на поставленную проблему. Этот приём также создаёт интерес у детей, так как они сами должны принять участие в этом процессе.

       4. Разработка - разработка проблемы. Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы. В этой части занятия дети знакомятся с новым материалом и закрепляют предыдущие знания. Здесь, очень уместно, вписывается методика развития критического мышления, которая удобна и эффективна, даёт возможность проявить способности детей самостоятельно анализировать информацию, умение видеть ошибки или логические нарушения в суждениях партнёров.  Во время слушания ребятам предоставлялась возможность высказывать своё мнение о настроении и чувствах героев.

      5. Кульминация - центральное событие – это критическая точка в композиции урока, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы урока. Дети имеют практическую возможность применить свои знания, навыки и умения. Эта часть урока является кульминационной, так как дети имеют возможность увидеть со стороны не только коллективную работу, но и индивидуальную – здесь можно различными приёмами и способами выделить наиболее активных детей.

      6. Реприза  - (с ит. – повторение) – итог, обобщение изученного материала происходит с помощью обращения к эпиграфу занятия (своего рода возвращения к началу занятия),  который выполняет функции трёх основных задач и прежде всего нравственной и эстетической. Этот  этап урока является обобщением и формулировками выводов, что дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Ребята имеют очередную возможность высказать своё мнение и понимание данного вопроса, и здесь, очередной раз, удачно вписывается методика критического мышления. Здесь уместно использовать образовательную игру или сюрпризный момент, что  всегда благотворно влияет на детей. Одним из важных моментов является оценивание работы детей, и отметить наиболее отличившихся аплодисментами.

      7.  «Последействие» - это самостоятельный творческий поиск, вызванный уроком.

        Нужно отметить, что уроки музыки являются высоконравственными, поэтому основной задачей я считаю воспитательной, в процессе которой дети знакомятся с музыкальными произведениями, жанрами, композиторами и с музыкальной грамотой, что подразумевает не знание нот, а знание  музыкальных терминов и их значениями. Это помогает детям более точно понимать музыкальные произведения и их воспроизводить, что в свою очередь помогает выполнить  образовательные и развивающие задачи.

        Метод ХПД позволяет выстроить урок единой сюжетной линией, где педагог возлагает на себя функции и сценариста, и режиссёра, и актёра, вовлекая в действие детей. В свою очередь  это помогает детям легче воспринимать новый материал, применять накопленные знания и  умения.  Поддержка  интереса у детей ведёт к достижению поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии Искусство итальянской комедии дель арте

На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством актеров итальянской комедии дель арте, особенностями этого искусства, получившего развитие в русском театральном искусстве....

Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.

Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкрет...

Метод художественно-педагогической драматургии

Метод художественно-педагогической драматургии на уроках МХК....

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии. Тема: « Архитектура Древней Греции»

На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями  архитектуры  Древней Греции,узнают новые типы сооружений и  открытия  в  области  архитектуры...

Метод словесной импровизации: сочинение на уроках музыки

План реализации метода "музыкальное сочинение"...

Метод художественно – педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. 5 класс

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. Планирование тематики индивидуальных коллективных  творческих работ учащихся на уроке. Из опыта...