Метод словесной импровизации: сочинение на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Желтикова Лариса Владимировна

План реализации метода "музыкальное сочинение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика преподавания музыки18.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.В.Желтикова

учитель музыки

Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки

Возможность изложения в каком-либо литературном жанре продукта восприятия музыки присутствует во всех современных методиках музыкального воспитания, однако на практике реализуется достаточно редко. Это связано как с психолого-возрастными особенностями учащихся, так и с социальными реалиями.

Основной проблемой сегодняшнего поколения, выросшего в контексте компьютерной субкультуры, является неумение свободного словесного изложения эмоций с помощью русского литературного языка. Кроме того, имеются и возрастные особенности, усугубляющие  сложности «перевода» языка музыки на литературный язык.    

В 5-х классах превалирует комплекс предвосхищения правильного ответа, «ожидаемого результата». При этом социально-психологическая база остаётся на уровне начальной школы и репродуцирует в основном образы  примитивно-бытовые, либо сказочные, фантастические, в основном сформированные иноязычной кинематографической культурой. Отсюда литературные ассоциации, навеянные, как правило, американскими мультфильмами. В особо «тяжёлых» случаях используются образы фильмов-ужасов.    

6 класс демонстрирует некоторый уровень критичности. Активно расширяется кругозор, обозначаются социальные приоритеты. Спектр образности литературных композиций начинается с уровня бытовых констатаций и простирается до художественно-философских умозаключений. Восприятие многочастных форм воплощается в сюжетные сочинения с обозначениями конфликтов между героями и характеристиками их взаимодействия.

Семиклассники редко откликаются на предложение «посочинять», так как в большинстве своём уже утратили или не имели способности к эмоциональному, ассоциативному представлению музыкального произведения. Но и аналитический способ мышления ещё не выработан.  

           Итак, есть музыкальное произведение: Ф.Шопен баллада № 1 и четыре класса в шестой параллели. Заранее договариваемся, что фиксируются только оценки выше «3».

класс

уч-ся

сдавшие сочинение

«6» и «5»

«4»

без оценки

6 «а»

24

10

8

-

2

6 «б»

28

12

10

-

2

6 «в»

24

15

1

4

10

6 «г»

25

12

2

-

10

Результат неоднозначен:

- только лишь примерно половина учащихся сдали свои сочинения на проверку учителю, надеясь на положительную оценку;

- в 6 «а» и «б» уровень самооценки оказался реальным: (18 к 4),

- в 6 «в» и «г» уровень самооценки сильно завышен (7 к 20).

           Почему так мало учащихся выполнили предложенную работу? Почему такая разница в самооценке учащихся? Это вопросы скорее психологического плана.

          Важно определить:

- насколько применим данный метод в учебной программе,

- как интерпретировать участие\неучастие в выполнении задания учащимися,

- как использовать полученный результат в диагностике коммуникативных УУД на уроках музыки.      

 План реализации метода «Музыкальное сочинение»

Подготовительный этап:  

  • информационное погружение;
  • осознание учебной задачи;
  • договор об условиях оценки.

Этап восприятия:

  • восприятие произведения через восприятие степени конфликтности музыкальных образов,
  • осознание тематического развития,
  • фиксация результата конфликта, осознание идеи, художественного смысла произведения.

Этап литературного осмысления:

  • одновременно с музыкальным восприятием фиксация собственных литературных ассоциаций,
  • корректировка текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.

Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкрет...

Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки

Данный метод помогает учителю сделать урок  не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу....

Современные методы и приемы обучения на уроках музыки.

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильност...

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения &mda...

Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС

Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС...