диагностики
учебно-методическое пособие

Диагностки, для использования в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика 60.24 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УУД в 1 кл

Диагностика личностных универсальных учебных действий

Задание 1. Методика "Лесенка"

(Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.)

Оцениваемые УУД: Личностный компонент, уровень самооценки.

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
(У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка). (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Текст задания: «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

3 балла - адекватная самооценка (2, 3 ступенька);

2 балла - заниженная или завышенная самооценка (1, 4 ступенька);

1 балл - низкая самооценка (5, 6 ступенька);

0 баллов - резко заниженная самооценка (7 ступенька).

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Задание 2. Методика «Рисование бабочки»

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки.

Текст задания: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить выполненную работу.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом.

0 баллов – задание не выполнил;

1 балл – отсутствует ориентация на образец;

2 балла – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;

3 балла – соотнесение носит организованный характер,  линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.


Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

Задание 3 «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Текст задания: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши.

Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть

одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

0 баллов – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

1 балл – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3 балла – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Задание 4.

Методика «Карта наблюдений».

Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.

Оценка сформированности коммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

1

2

3

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

Дисциплинированный

6.Частые конфликты

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

Усидчивый

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Задание 5.

Методика «Кодирование»

(11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение; анализ; действие контроля.)

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания: ребёнку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определённому изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом или учителем). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.

Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения, анализа, контроля:

О баллов – Ребёнок не понимает инструкцию и не выполняет.

1балл - Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

2 балла - Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

3 балла - Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.

Оценка сформированности познавательных УУД:

0 - 1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.


Задание 6.

«Математический диктант»

Выявляет представления о геометрических фигурах и счете. На листе семь квадратиков.

Инструкция:

1)Нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на листе квадратов.

2) Нарисуйте треугольников на один больше, чем кругов.

3) Нарисуйте палочек на 2 меньше, чем кругов.

4) Обведите линией шесть квадратов.

5)Закрасьте пятый круг.

Обработка результатов и интерпретация :

Высокий уровень -3 балла: 5 заданий выполнены верно.

Средний уровень - 2 балла: 3–4 задания выполнены верно.

Уровень ниже среднего - 1 балл: 1–2 задания выполнены верно.

Низкий уровень - 0 баллов: ни одно задание не выполнено.


















Сформированность универсальных учебных действий у первоклассников

Класс 1 «____» 2020-2021 уч.год Учитель______________________________________

Общее количество детей в классе__________

Принимали участие в обследовании_______________(причины отсутствия)_________________________________________________________________

Ф.И. ученика

Личностные УУД Самооц.

(Задание 1)

Метапредметные УУД

ИТОГ

Регулятивные УУД

(Задание 2)

Коммуникативные УУД

(вывести среднюю оценку из задания 3 и 4)

Познавательные УУД

(вывести среднюю оценку из задания 5 и 6)

3

2

1

0

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Общее кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

Итого: (в %)


Полный анализ уровня сформированности УУД у учащихся первых классов ……………

Пути дальнейшей работы…………

Содержимое разработки

Задание 1.

Задание 2.


Задание 1.

Задание 2.






Задание 3







Задание 3





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одарённости

Материал для педагогов для диагностики одарённости...

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости 

Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...