НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ, И БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ
статья

Татьяна Юрьевна Ени

В статье обобщается практический опыт по организации работы с воспитанниками детского дома по формированию коммуникативных навыков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eni_t.yu_._nauchitsya_govorit.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ, И БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ

Ени Т.Ю.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МКОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск

Одним из самых показательных результатов деятельности детского дома является то, насколько социально адаптированным будет его выпускник. А именно: выпускник знает, чего он хочет в жизни, знает, как этого достичь, и стремится к своей цели. Но цель и средства её достижения должны быть в рамках норм морали и ценностей, принятых в обществе. Чтобы всего этого добиться,  воспитанникам-выпускникам детского дома необходимо, в первую очередь, научиться строить отношения с другими людьми. Для тех, кто работает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, хорошо известны сдерживающие факторы, которые присутствуют у воспитанников детских домов:

 - низкая самооценка: дети плохо знают самих себя, не умеют принимать себя, многие их поступки не приносят им удовлетворения, они не знают и не видят способов личностного роста, адекватных способов самоутверждения.

- отсутствие самоконтроля: неумение предвидеть результаты своих поступков и их влияние на других людей; ярко выраженное превосходство чувств над разумом.

- недоверие к людям: пережив не одну психологическую травму – разочарование, предательство, отчуждение – они склонны не доверять людям, постоянно проверяя взрослых людей на привязанность.

- опыт манипулирования: необходимость полагаться во всём на себя, выживать, делает многих из них искусными манипуляторами.

- эмоциональная глухота: это неспособность выражать свои чувства социально-приемлемым образом, непонимание чувств окружающих, неспособность сопереживать, ценить заботу, отношения, сложившиеся  вследствие длительной эмоциональной блокады.

- скудный опыт общения: ограниченный круг общения; опора на опыт коммуникации, полученный в определённой социально нездоровой среде или во временном детском коллективе детского дома; многие дети, оставшиеся без попечения родителей, не умеют разбираться в людях, а также адекватно оценивать свои социальные контакты.

- ограниченный социальный кругозор: многие дети дезориентированы в окружающем мире, они не знают своего места в обществе, их ценности ограничены, они не склонны планировать будущее.

     Данные факторы ещё более усугубляются в подростковом возрасте, в период интенсивного общения и взросления, в возрасте, когда ребёнок бросает все силы на самоутверждение в среде сверстников. Подростковый возраст зачастую увеличивает вероятность возникновения проблем взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Подростки глубоко переживают неуспех в отношениях, ситуацию одиночества, не признанности. Как следствие, усугубляются личностные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, неспособность реализовать свои желания и интересы. Именно с этими переживаниями связано желание найти способы снятия внутреннего напряжения: психологические защиты, аддитивное поведение, агрессия.

     В МКОУ детский дом «Семья» с целью качественной подготовки к самостоятельной жизни и профилактики асоциального поведения, организована отдельная семья(группа) старших воспитанников в возрасте от 16 до 18 лет. Проблема культурного общения воспитанников – одна из самых важных в организации воспитательной среды в данной семье(группе). Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

          Роль коммуникативной компетентности, которая является основой практической деятельности человека в любой сфере жизни, трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение подростков коммуникативной компетентности приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении. Формирование коммуникативной компетенции направлено не только на формирование навыков общения и речи подростков, но и на развитие общей образовательной культуры личности, выработке собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.

          Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и коммуникативных способностей. Поэтому специально организованные занятия с детьми смогут существенно дополнить и богатить имеющийся опыт, а, кроме того, станут отличной практикой, позволяющей ребёнку приобрести навыки эффективного общения, лучше понять ценность взаимоотношений и проанализировать собственные коммуникативные способности, научиться ставить задачи самоизменения. С этой целью в МКОУ детский дом «Семья» принята к реализации в семье(группе) старших воспитанников программа «Мы Сами» авторского коллектива Фонда «Женщины и дети прежде всего», научный руководитель доктор психологических наук, профессор Г.В. Семья. Дополнительно, на занятиях, проводимых с воспитанниками по программе «Мы Сами», используются необычные формы и техники работы: ролевые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методические истории и притчи.

Сам общественный контакт во время занятий вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии. Этому способствуют активные групповые методы, которые, можно условно объединить в три основных блока:

1.        дискуссионные методы;

2.        игровые методы;

3.        сенситивный тренинг.

Дискуссионные методы помогают ребёнку отойти от черт эгоцентрического мышления и стать на точку зрения другого.

Игровые методы подразделяются на операционные и ролевые. Операционные методы или игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Сенситивный тренинг – это знакомство участников с собой, с собственными возможностями. Эти возможности были и раньше, только, как правило, не осознавались, если и использовались, то стихийно, неуправляемо. Будучи осознанными, они могут быть раскрыты в полном объёме и становятся мощнейшим инструментом.

     Кроме того, при взаимодействии с воспитанниками,  для формирования коммуникативной компетенции, используются следующие педагогические технологии:

•        личностно-ориентированный подход, в основе которого  лежит признание индивидуальности, самобытности, само ценности каждого воспитанника, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом». Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос «каким быть», а не «кем быть»);

•        индивидуальный подход. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей воспитанников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;

•        компетентностный подход, который    акцентирует внимание на формировании у воспитанников компетенций, обеспечивающих успешную социализацию в самостоятельной жизни;

•        технология педагогического диалога – это ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, - принцип позитивности, который предполагает:

           - позитивную установку на широкое общее культурное развитие ребёнка, во всех

           его потенциальных возможностей и способностей;

           - раскрытие перед ребёнком его собственных возможностей в различных видах

            деятельности.

Чтобы процесс коммуникативного развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя «слово»,  «дело» и «наблюдение» как диагностику,  педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя как личность. Для того, чтобы помочь ребенку, педагогом, при взаимодействии с воспитанниками, устанавливается основное правило «7У»:

  • «уверенность» -  знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог- гарант соблюдения прав ребенка.
  • «успешность» -  берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.
  •  «удивительность» -  надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».
  • «убедительность» -  уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;
  • «уважительность» -  необходимо взаимное уважение: ты уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения -  подавление.
  • «уравновешенность» -  в работе с детьми нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.
  • «улыбчивость» -  без чувства юмора общаться с детьми и жить невозможно. Улыбка -  это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

     Применяя в комплексе методы и приёмы, принципы и технологии можно сформировать коммуникативную компетентность, которая составляет одну из ключевых компетенций воспитанника-выпускника детского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса

Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки  учащихся 9  класса с ориентацией на гуманитарный профиль....

"Как важно быть услышанным"

В трудных жизненных  ситуациях  для детей и подростков существует единый номер телефона доверия для оказания необходимой психологической помощи....

Презентация "Научиться говорить "НЕТ".

Для работы с подростками. Предусмотрены  контрольные вопросы с  использованием  гиперссылок....

Быть услышанным важно!

17 мая в России традиционно отмечается Международный день детского «Телефона доверия»....

Внеклассное мероприятие «Когда важно быть услышанным», посвящённое международному дню Телефона доверия

ЦЕЛЬ:Информировать учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон  доверияМотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуацияхЗАДАЧИ: Рассказать ...