внедрение инновационных технологий на личном опыте
учебно-методический материал (10 класс)

Качмазова Фатима Жораевна

внедерение инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад61 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на примере личного опыта.

Качмазова Фатима Жораевна, учитель осетинского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Беслана  РСО-Алания.

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации является создание условий для повышения качества образования. В МБОУ СОШ №4, указанное направление также является приоритетом развития, и школа уверенно идет к достижению поставленных целей.

        Мы, учителя родного языка, тоже стараемся не отставать. Наша цель – повысить уровень образованности и качества знаний учащихся, стимулировать интерес детей к изучению родного языка и литературы.

        Владение родным языком крайне необходимо для национальной самоидентификации личности, сохранения культуры, традиции и прочих этнических атрибутов. С сожалением можно констатировать тот факт, что все больше среди новых поколений учащихся тех, кто не владеет родным языком, катастрофически снижается уровень их грамотности. В данной ситуации нужно искать выходы для решения обозначенной проблемы, и одна из важнейших составляющих подобного решения – модернизация учебного процесса, что невозможно без широкого применения современных образовательных технологий.

        Для лучшего восприятия и усвоения учащимися материала урока нами были разработаны и внедрены модифицированные типы уроков. Все новаторские разработки демонстрировались на примере республиканских уроков, имеют экспертные заключения РИПКРО и в разное время были опубликованы в специализированных изданиях.

  1. Урок – конференция по тетралогии Музафера Дзасохова. Урок-конференция не является в классическом понимании ни читательской конференцией, ни семинаром. Это их симбиоз. Основное отличие обычного урока от урока-конференции заключается в нескольких аспектах:

- больше наглядной информации (видеофильмы, иллюстрации, компьютерные мультимедийные слайды, плакаты);

- связь музыки с темой урока (осетинские песни и гармоника);

- элементы полемики при рассмотрении проблемной темы;

- зарисовки из быта осетин, элементы фольклора, положительные стороны минувших лет (дружба, доброжелательность, уважение к старшим, хлебосольство и т.д.) в таком виде, чтобы у школьников воспитывался патриотизм, любовь к Родине, к отчему дому.

2. Интегрированные уроки по поэме Георгия Малиева «Темур Алсахъ» и Михаила Булкаты «Раненая лира». Основное отличие интегрированного урока от обычного заключается в крайней насыщенности связями, аналогиями, параллелями с другими учебными дисциплинами, такими, как история, музыка, русская литература, рисование, география и т.д. Иными словами, происходит развитие межпредметных связей.

3. Урок-суд по рассказу Сека Гадиева «Азау». Концепция урока основана на том, что основная проблема, затронутая в произведении, локализуется, кратко формируется и поиск решения проблемы происходит в виде судебного заседания, где стороны – персонажи произведения, а участники суда – исторические и литературные персонажи.

4. Урок-компиляция по произведениям К.Л. Хетагурова. Суть методики заключается в том, чтобы основные персонажи произведений автора собрались в одном драматическом действе, и не теряя своих специфических признаков, раскрывали определенную гуманистическую мысль. Научно доказано, что подобный метод аллюзий крайне эффективен при закреплении пройденного материала.

5. Урок трудолюбия. Учит подрастающее поколение тем традициям и обычаям, умениям и навыкам, которыми обладали их предки. Раскрывается образ, мироощущение прошлых поколений, налаживается контакт с истоками каждого из нас. Урок проводится совместно с учебной дисциплиной «Обслуживающий труд».

        Анализируя данные разработки, нельзя не заметить, что наиболее характерной разработкой для оценки качества образования по новым методикам, является урок-конференция. Данный урок получил высокую оценку у специалистов Института повышения квалификации работников образования РСО-Алания как новаторский метод в раскрытии темы, организации хода и концепции занятия. Высокая оценка получена также от автора произведений, писателя Музафера Дзасохова.

        Эффективность инновационного подхода к замене некоторых стандартных и морально устаревших педагогических приемов, доказана результатами социологического опроса учащихся 9-11 классов,. Выбирая между обычным уроком и уроком-конференцией, 91% респондентов выбрали урок-конференцию, лишь 9% учащихся отдали предпочтение обычному уроку.

                Другим важным аспектом в деле развития инновационных технологий в образовательном процессе является информатизация национального компонента средней общеобразовательной школы. Без реализации указанной задачи невозможно решить проблему сохранения языка, культуры, традиций и обычаев, воспитания в учащихся полиэтнического сознания и двуязычия. Как показывает статистика, интерес молодых людей к традиционным носителям специализированной информации (научные книги, газеты, журналы, учебники) катастрофически падает. Предложенные варианты решения не приносят должного эффекта.

        Детально анализируя ситуацию, эксперты приходят к единому мнению – только переход на новые типы носителей информации, а также методов ее обработки и преподнесения, может спасти стагнирующие направления в системе образования. Оперативность, ёмкость, интерактивность учебного процесса могут обеспечить современные информационные и коммуникационные технологии.

        

        Электронные мультимедийные пособия мы используем для повышения наглядности и доступности учебной информации, для стимулирования интереса учащихся к изучению дисциплин. Мультимедийное пособие – аналог бумажного учебника, но в компьютерном формате. Несомненным преимуществом подобной разработки является возможность быстрого обновления информации, использование в качестве иллюстраций не только изображения, но также аудио и видеофрагментов. Кроме образовательного эффекта от использования подобных пособий, существует и экономический. Дело в том, что финансово затраты на создание электронного учебного пособия существенно ниже, чем на аналогичный «бумажный». Разработаны и применены пособия по темам «Жизнь и творчество К.Л. Хетагурова» и «Сказания о Нартах». Кроме того, в качестве вспомогательного материала создано пособие для мультилингвального урока-форума.

        Автоматизированный комплекс тестирования знаний предназначен для объективной оценки успеваемости учащихся по пройденному материалу при помощи электронно-вычислительной машины. На каждый вопрос по теме есть четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выбрав ответы на все вопросы теста, по соотношению «правильно-неправильно» автоматически выводится итоговая оценка по пятибалльной системе.

        Электронная книга представляет собой сочетание мультимедийного пособия с автоматизированным комплексом тестирования знаний. После изучения раздела, учащийся может самостоятельно проверить уровень знаний по теме. Особо актуально применение электронных книг при организации дистанционного обучения и при самообразовании.

        Внедрение информационных технологий в процесс преподавания родного языка и литературы только начинается. Преимущества электронных учебников по сравнению с традиционными, на бумажных носителях, неоспоримо подтверждается такими факторами, как:

  1. Экономическая выгода – в комплексе разработать, создать и тиражировать электронный учебник гораздо дешевле, чем традиционный бумажный.
  2. Возможности обновления практически неограниченные, менять можно не только структуру, но и содержимое учебника в соответствии с требованиями.
  3. Интерактивный контроль знаний – встроенная система тестирования позволяет осуществлять полный и оперативный контроль знаний.
  4. Мультимедийные возможности – тексты электронных книг можно иллюстрировать не только статичными изображениями, но и аудио, видеоматериалами, что существенно улучшит восприятие темы.

Для воспитания полиэтнического сознания учащихся нами разработан мультилингвальный урок – форум по произведениям Максима Цагараева «Башня Кудины» и кабардинского поэта Бетала Куашева «Усыновила тебя Кабарда». Урок был проведен с кабардинскими и осетинскими учениками на трёх языках: русском, осетинском и кабардинском, причем мультилингвальность осуществлялась синхронно. На уроке были продемонстрированы возможности информационно-коммуникационных технологий, звучали гимны России, Кабарды и Осетии.

        Национальное разнообразие Российской Федерации включает в себя множество народов, народностей, этносов, языков и культур. Государство, имеющее федеративную структуру, должно вырабатывать особую национальную политику, создавать единый правовой, моральный, образовательный и культурный базис для всех граждан.

        Универсальным средством коммуникаций между жителями страны вне зависимости от их национальности, культуры, образования и вероисповедания является русский язык. От того, насколько полно человек владеет государственным языком, зависит уровень его образованности, культуры, степень интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.

        Для развития билингвальности у учащихся, для закрепления пройденного материала и использования полученных теоретических сведений по родному языку о правильном конструировании фраз, предложений, правильном употреблении слов, частей речи, рода и времени, мы предлагаем использовать новую методику, основанную на интеграции технологии аудирования и синхронного перевода с применением мультимедийных возможностей современных компьютеров.

        Технология аудирования включает в себя процесс прослушивания школьником исходного текста с «эталонным» произношением, его повтор и запись в исполнении учащихся, для чего применяются мультимедийные устройства персональных компьютеров, такие, как звуковая карта, наушники, микрофоны (этой технологии посвящена наша научно-методическая разработка «Концепция и методология разработки закрепляющего урока по родному языку на билингвальной основе с использованием технологии аудирования и синхронного перевода

        Суть методики заключается в последовательном выполнении следующих действий:

- при помощи мультимедийного проектора учащимся демонстрируется видеофрагмент с сопроводительным текстом на родном языке;

- каждый школьник слушает текст в наушниках, подключенных к центральному компьютеру;

- синхронно с текстом, сопровождающим видеофрагмент, школьники вслух переводят его на русский язык, причем произносят слова в микрофоны, подключенные к персональным компьютерам, за которыми учащиеся сидят. С микрофонов происходит запись перевода в память компьютера;

- после окончания видеофрагмента демонстрируется перевод каждого из школьников, сопровождающийся повтором видеофрагмента при помощи мультимедийного проектора;

- по окончании переводов всех учащихся происходит разбор недостатков и преимуществ тех или иных вариантов перевода, затем формируется «идеальный перевод».

        Этим достигаются следующие цели урока:

- закрепление речевых навыков учащихся на родном языке;

- совершенствование владения русским языком;

- повторение правил не только по последней теме, но по предыдущим тоже.

        Предлагаемая нами методика развития билингвальности имеет следующие преимущества и научную новизну:

- впервые происходит интеграция технологии аудирования и синхронного перевода для закрепления речевых навыков, направленных на развитие билингвальности;

- предлагаемая методика носит универсальный характер и может применяться при изучении любых языков;

- в национальных школах совместное использование аудирования, синхронного перевода с привлечением мультимедийных мощностей вычислительной техники происходит впервые.

        Также для развития билинвальности у школьников нами разработан и внедрен электронный словарь с функцией двунаправленного перевода. Программа позволяет осуществлять стандартный поиск слов на русском языке. Кроме того, возможен поиск по вхождениям, как на русском, так и осетинском языках.

        Впервые за последние несколько десятилетий руководство страны начало проводить системную политику, направленную на развитие общего среднего образования. Благодаря механизмам, запущенным при помощи приоритетного национального проекта «Образование», у школ и учительства появились реальные возможности для модернизации и самосовершенствования. Тотальная компьютеризация образовательных учреждений, обеспечение доступа к глобальной сети Интернет и предоставление различных образовательных программных продуктов стимулируют педагогов к созданию, разработке и внедрению инновационных технологий в повседневную работу. И первые положительные результаты указанного процесса мы с вами можем наблюдать.

В дальнейшем нами планируется разработать и провести урок-исследование по жизни и творчеству Дабе Мамсурова, создать электронный самоучитель осетинского языка для всех возрастных категорий, реализовать интернет-сайт для дистанционного обучения осетинскому языку с возможностью оценки уровня знаний. Впереди у нас новые планы, новые разработки и хочется пожелать всем успехов в благих начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности и внедрение инновационных технологий

Развитие  общества  сегодня  диктует  необходимость   использовать  новые  информационные  технологии  во  всех  сферах  жизни.  А...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные техно...

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара

Программа патриотического воспитания подростков. В программе обобщен уникальный опыт работы педагогов центра, отражены путипатриотического  воспитания подростков, для которых слова "Родина" и "От...

Внедрение инновационных технологий

В публикации описывается опыт работы по внедрению новых технологий работы как на уроках, так и во внеурочное время через создание межпредметного общества гимназистов, разработку и реализацию интегриро...

"Внедрение инновационных технологий на занятиях физической культуры через прыжки на скакалке"

Реферат для выступления на городских конференциях и международных семинарах...

Отчет о внедрение инновационных технологий .

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника с...