Отчет о внедрение инновационных технологий .
статья на тему

Ледовских Ольга Ильинична

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_vnedrenii_tekhnologiy.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы

об использовании современных образовательных и коррекционных технологий в учебном процессе

учителя географии школы № 27 VIII вида Ледовских Ольги Ильиничны

    В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

   Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника с ограниченными возможностями здоровья.

   Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.

   Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

   Многолетний опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

   География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

   Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску и применению инновационных технологий.

   Коррекционно-развивающее обучение.

   Коррекционно-развивающие технологии являются основой в развитии, обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Практически на каждом уроке я ставлю перед собой и учениками задачи, направленные на развитие и коррекцию памяти, мышления, речи, внимания, воображения, ориентирования в пространстве.

   Уроки  географии  как предмета, совмещающего образное восприятие и логическое мышление, обладают уникальными возможностями для коррекционной деятельности, которая заключается в чувственном познании окружающего мира и приобретении сенсорного опыта, а также в логическом познании мира — формировании приемов умственной деятельности, таких как выявление причинно-следственных связей в геопроцессах, сравнение и др. 
   В структурное  содержание уроков по географии, обеспечивающих коррекционную направленность, мной вводятся такие элементы, как: 
• чтение и рассказывание вслух содержания прочитанного, прослушанного, воспринятого во время урока материала;
• проведение экскурсий; 
• использование картотек, картинок-иллюстраций; 
• изготовление моделей и макетов в пластилиновой технике, каркасных моделей и макетов развивающих пространственное мышление обучающихся; 
• использование трафаретов; 
• узнавание перспективных изображений на экране; 
Формы подготовки: 
• чтение литературных текстов; 
• словесное объяснение; 
• наблюдение за предметами, процессами или явлениями в реальной жизни; 
• проведение опытов; 
• звуковое сопровождение фильма, раскрывающее смысл картины; 
• зарисовка персонажа, прибора, опыта; 
• ознакомление с иллюстрациями к учебникам или книгам; 
• изображение образов путем лепки, моделирования; 
• использование различного раздаточного материала, который имеет самые различные формы: рисунки; картины; открытки; тексты для упражнений; схемы, таблицы; упражнения, способствующие развитию приемов классификаций, рассуждений, умозаключений; разнообразная наглядность: натуральные объекты; модели, макеты; действующие механизмы, игрушки, имеющие познавательное значение; чертежи, диаграммы, условные обозначения и т.п. 
   Использую различные типы уроков: 
урок усвоения знаний, урок-лекция;  урок-семинар; урок-конференция; урок-путешествие; урок-консультация; урок усвоения умений и навыков; урок применения ЗУН; урок коррекции; урок - экскурсия; комбинированный урок.         Примером коррекционно-развивающей направленности в обучении  географии является создание “образа территории”. 

   География в школе дает представление об окружающем пространстве, помогает подготовиться к возможному путешествию, способствуя восприятию природы и населения своей страны и других стран, формирует логическое, географическое и экологическое мышление. Комплексное изучение территории через создание ее образа является одним из средств развития географической культуры, которая заключается в эмоционально-ценностном отношении к своей Родине, духовно обогащает личность.

       

   Частично-проблемное обучение.

    В своей работе любому педагогу важно выработать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для учащихся. Практика показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.

   Основой моей работы на уроке является стимулирование учащихся к творчеству и познавательной деятельности, а также поддержка инициативы учащихся.  В ходе работы на уроке учащиеся сами делают «открытия». Так, правила могут быть созданы, «открыты» учениками.

     Для творческого подхода к процессу обучения характерны следующие обращения: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.

   На своих уроках я:

1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к  размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;

2) стимулирую учащихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;

3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

   Проблемные задания повышают интерес не только к конечным результатам, но и , что особенно важно, к самому процессу познания. Такие задания я использую уже в 6-7 классах. Учащиеся воспринимают такие задания как игру, разминку.

   Примером таких заданий могут быть: четвёртый лишний; где необходимо выявить географические объекты, найти лишнего представителя флоры и фауны, подбор ассоциаций и т.д.

   Так при изучении темы «Гидросфера» ребятам предлагалось найти лишнее слово в ряду:

«Байкал, Лена, Онежское, Каспийское»;

«Нил, Амазонка, Анхель, Волга» и т.д.

   Работа в группах. Группам раздаю карточки, на которых они в течение пяти минут пишут свое мнение.
   Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. от ближнего жилья. Температура земли днем + 50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации; 11 - возможно не имеющий значения.

Предметы  
1. Крылья самолета

2. 2 кг. соли 
3. Спички 
4. Зеркальце 
5. Фонарик 
6. Парашют 
7. Фотоснимок данной местности 
8. Книга о съедобных животных в пустыни 
9. Пистолет и 10 патронов 
10. Пальто на каждого 
11. 1 литр воды на каждого



  В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. 
  Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем. 
  В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результатов. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. 
Подводится итог вместе с учителем.

   Данные выводы можно оформить в виде стенда… 
Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… 
Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить… 
Сумма = 0. Молодец, оценка "5". 
  Провожу «Мозговой штурм» 
Задания-парадоксы например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья – имеют два паводка в год – весной и летом.

  Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:
- каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконичной и понятной учащимся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- конечный результат должен способствовать укреплению связи между учителем и учениками и желанию дальнейшего совместного творчества.


  Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

    Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.

   Информационно-коммуникативные технологии.

   Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика, в полной мере подтверждая жизненность мудрости, которая стала девизом в моей учительской работе «Расскажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. Учитель уже не является главным носителем информации, он управляет учебной деятельностью учащихся, создаёт широкие возможности развития многих компонентов личности ученика, опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

   ИКТ использую практически на каждом уроке. Это общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, и другие. Это уроки с выходом в интернет, который даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой; у ребят появилась возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, презентацию, реферат на любую тему, что представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

   ИКТ играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт.

   Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок медиаобъекты – интерактивные карты, которые с одной стороны обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания карты. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

   Вот лишь некоторые варианты заданий.

   Для того чтобы записать основные характеристики океана, воспользуемся  мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия. (Учащиеся смотрят, фиксируют в тетрадь, дают основную характеристику океану).

Основные характеристики океана: второй по величине; площадь – 91, 6 млн. км2; ср. глубина – 3600 м; наибольшая глубина – 8742 м.

   Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учителю сделать урок более ярким, интересным, увлекающим, создать атмосферу интереса к знаниям.

   Технологии игрового обучения.

   Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности географического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации.

   На уроках географии использую игры на знание карты, географической номенклатуры, «игры-путешествия» (по намеченному учителем или выбранному самостоятельно маршруту учащиеся путешествуют по карте, рассказывая обо всем виденном рельефе, природе, экономике, и т.д.), игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.

   Примерные варианты игр.

   Знаешь ли ты карту

   На доске для каждой команды вывешивается контур материка. На первой парте каждого ряда лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.

   Где такой климат

   На доске данные различных климатических поясов материка, температура января, температура июля, кол-во осадков, преобладающие воздушные массы. Ученики по этим данным должны назвать климатический пояс.

   Географические чемпионы.

   Ребята называют “чемпионов” материка – всё самое большое, высокое, длинное и т.д.

   Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

   Технология уровневой дифференциации учебного процесса с учётом потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Это дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Такая технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
   Дифференцированное обучение требует от учителей много работы:
- изучения индивидуальных способностей учащихся,
- учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся,
- диагностики уровня знаний и умений учащихся по определенному предмету.
   Это все  дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. 

   Учащиеся в классах имеют различную степень развития интеллекта и нуждаются в дифференциации учебного процесса.

   Уровневая дифференциация обучения применяется мной на разных этапах учебного процесса: 
- изучение нового материала; 
- дифференцированная домашняя работа; 
- учет знаний на уроке; 
- текущая проверка усвоения пройденного материала; 
- самостоятельные и контрольные работы; 
- организация работы над ошибками; 
- уроки закрепления.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся использую систему разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: 
тренировочные задания и тесты, 
практические задачи, 
индивидуальные карточки-задания, 
домашние проверочные работы, 
самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, 
тесты, 
проверочные работы.

   Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика, то есть стабильно повышается рост качества обученности по годам и классам. О росте качества обученности свидетельствуют и результаты диагностических срезов.
   Положительные моменты дифференцированного обучения:
• в итоге после 3-4 урока ученик стремится к более высокой оценке за выполнение работы и выполняет более сложные задания;

• учащиеся ощущают себя успешнее и увереннее; 
• возрастает степень их психологического комфорта на уроках; 
• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.

   Здоровьесберегающие технологии.

   Формирование ответственного отношения к здоровью – залог успешности  современного человека. Здоровьесберегающий подход применяется на всех моих уроках, так как присутствуют постоянная смена видов деятельности, физминутки с элементами пальчиковой, мимической, артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.

   Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений на все группы мышц, как кратковременный отдых после продолжительного сидения за партой. Выбираю физминутки в зависимости от деятельности, преобладающей на уроке. Дети  с удовольствием и интересом выполняют эти задания.

   Также применяю технологии по укреплению психического здоровья учащихся: аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на развитие и коррекцию эмоциональной сферы учеников, стараюсь создавать на уроках

комфортную, доброжелательную атмосферу, постоянно использую слова поддержки, поощрения, похвалы.

   В своей работе использую элементы методики Б.Ф.Базарного  (смены динамических поз с использованием конторок, поисковые тренажёры, упражнения для глаз и т.д.

   В результате применения этих технологий у ребят укрепляются мышцы, развивается мелкая моторика, укрепляется зрение, улучшается работоспособность, закладываются основы здорового образа жизни.

   Использование современных образовательных и коррекционных технологий в учебном процессе способствует:

- активизации познавательной деятельности учеников;

- положительной динамике общеучебных и предметных   знаний и умений;

- повышению уровня комфортности обучения;

- развитию любознательности;

- формированию у детей положительной мотивации к обучению,

- социальной адаптации в современном обществе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности и внедрение инновационных технологий

Развитие  общества  сегодня  диктует  необходимость   использовать  новые  информационные  технологии  во  всех  сферах  жизни.  А...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные техно...

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара

Программа патриотического воспитания подростков. В программе обобщен уникальный опыт работы педагогов центра, отражены путипатриотического  воспитания подростков, для которых слова "Родина" и "От...

Внедрение инновационных технологий

В публикации описывается опыт работы по внедрению новых технологий работы как на уроках, так и во внеурочное время через создание межпредметного общества гимназистов, разработку и реализацию интегриро...

"Внедрение инновационных технологий на занятиях физической культуры через прыжки на скакалке"

Реферат для выступления на городских конференциях и международных семинарах...

Статья CОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО АРМ СТУДЕНТА С ЦЕЛЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 3D – ПЕЧАТИ

В статье описывается создание модели виртуального автоматизированного рабочего места студента, обучающегося по специальности «Технология машиностроения» и  применение АРМ в создании инновационной...