Статья: " Современные образовательные технологии в образовательном процессе в школе".
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ольга  Анатольевна  Стебунова

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика.

 Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие информационного общества. Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

https://fs.znanio.ru/8c0997/6d/c9/64cc39a9ed7c34172df80295752ab4e27b.jpg

Тема: «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

 

Учитель: Стебунова О.А.

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика.

 Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие информационного общества. Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

          • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

          • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

          • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

 Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

  Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. С помощью современных образовательных технологий на уроках можно:

         сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;

         сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;

         сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

         повысить качество обучения, желания учиться;

         сделать урок наглядным, динамичным.

Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.

         Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”.

         По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.

                                                            Для чего нужны мультимедиа – системы?

  Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

   Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

     В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), обучающемуся не приходится ждать, пока преподаватель повторит именно нужный ему фрагмент.

На уроках применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации.

Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения.

             Где и как использовать современные         образовательные технологии?

1). При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2). Проведение виртуальных лабораторных работ.

3). Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4). Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5). Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6). Тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление и т.д.);

7).  Дистанционное обучение.   Провожу на Платформе  в социальной сети контакт, месенджеры  Вацап, зум.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в мою систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающегося, чем штудирование скучных страниц учебника.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На уроках я применяю разнообразные моменты информационно-компьютерных технологий, это поддерживает и усиливает интерес к учебному предмету. Компьютер рассматриваю как могущественный рычаг умственного развития обучающихся. Использую все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом.

Мною совместно с обучающими созданы мультимедийные презентации. На своем уроке часто использую анимацию, по  которой обучающиеся видят и  изучают устройство и работу тормозного оборудования..

Мультимедийные презентации использую для того, чтобы обучающиеся смогли на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись, видеоролики, снимки, фотографии, иллюстрации, диаграммы и т.п.

Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Использование современных образовательных технологий играет огромную роль при диагностике обучения, и, конечно при дидактическом обеспечении урока. Технологические, инструкционные и информационные карты, материалы для контроля знаний обучающихся, карточки – задания, тесты, кроссворды – все это способствует эффективности урока, формированию у студентов потребности в использовании ИКТ. Поиск новых подходов к образовательным технологиям, способствующим успешному проектированию творческой деятельности обучающихся, становится актуальной и значимой задачей современной педагогики (презентация: урок-зачёт, кроссворд)

Проверку усвоения материала провожу путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в журнале.

 Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым студентом. Возрастает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей компьютера.

ИКТ использую на всех этапах урока:

При объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках, при отработке и закреплении навыков, компьютерные обучающие программы, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

На этапе контроля знаний: 

компьютерные тесты (открытые, закрытые), технологические схемы, карты

На этапе самостоятельной работы обучающихся технологические карты, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, для исследовательской деятельности обучающихся, интернет.

Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения обучающимся готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его возможностей.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет: 

         развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

         усилить мотивацию учения;

         сформировать у обучающихся умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

         активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

         качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

         приобщение студентов к достижениям информационного общества.

                                                                           Заключение

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. В своей работе чаще стараюсь организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности его психического и физического здоровья. Стараюсь развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий. Стараюсь оценивать достижения учащихся с учётом их способностей и возможностей.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Это помогает   улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

Статья «Современные образовательные технологии в воспитательном процессе»

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания всех необходимых условий ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Статья "Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения физическая культурв"

Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готов...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе школы.

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.Л.Н. ТолстойСлово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - ис...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...