проект публичного выступления
методическая разработка

Ларионова Анастасия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Роль работы с текстом при формировании функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_publichnogo_vystupleniya.docx90.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проект публичного выступления

на актуальную тему»

Роль работы с текстом при формировании функциональной грамотности

Ларионова Анастасия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

   Чтение – универсальный навык: это то, чему учат, и то , посредством чего учатся. Первым фактором успеваемости ученика является навык чтения, он в большей степени влияет на успеваемость.

Информатизация общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки  определили необходимость разработки новых подходов к обучению чтению Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

В настоящее время существуют следующие проблемы :

дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

- многие не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

- редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией. Поэтому считаю правильным мнение, что:

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

hello_html_m26aeaffb.png

С целью достижения результатов я на своих уроках литературы использую метод

«Составление вопросного плана». Постановка правильного вопроса к прочитанному позволяет:

1. Найти нужную информацию в прочитанном тексте

2. Преобразовать и интерпретировать информацию

3. Оценить информацию

Т.е. Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом

Стоит отметить, что виды планов бывают разными и использование планов текста напрямую зависит от памяти и способности воспроизводить прочитанную информацию учащимися. Дети, которые плохо запоминают и воспроизводят прочитанную информацию (особенно ОВЗ), нуждаются в более скрупулезной работе с текстом: с такими учащимися мы составляем сложный вопросный план.

При составлении вопросного плана используем

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

  Такая ежедневная, кропотливая и осознанная работа поможет овладеть моим обучающимся навыками читательской грамотности и компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Педагогический проект "Психолого - педагогические условия коррекции концертной тревожности учащихся ДШИ во время публичного выступления".

Внедрение данного проекта в учебный процесс позволяет дифференцированно и индивидуально подходить к концертному выступлению  каждого ребенка, совершенствовать и оптимизировать его исполнительскую...

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...

Подготовка к защите проекта: публичное выступление.

Краткий перечень вербальных и невербальных средств общения, используемых для подготовки к публичному выступлению (к защите проектов)....

Публичное выступление на защите образовательного проекта

Публичное выступление на защите образовательного проекта...

Презентация к проекту для публичного выступления

Роль работы с текстом при формировании функциональной грамотности....

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...