Активные формы и методы обучения на уроках
учебно-методический материал

В данной презентации содержится материал о применении современных образовательных технологий на уроках биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aktivnye_formy_i_metody_raboty.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Активные формы и методы обучения на уроках

Слайд 2

«Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю - понимаю.» Конфуций

Слайд 3

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Слайд 4

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Слайд 5

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя Осуществляется практический, деятельностный подход Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс

Слайд 6

Типы уроков по ФГОС № Типы уроков Цель урока Виды уроков 1 Урок открытия нового знания Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий. Лекция, путешествие, проблемный урок, экскурсия 2 Урок рефлексии Деятельностная : научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий . Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Сочинение, практикум

Слайд 7

Типы уроков по ФГОС № Типы уроков Цель урока Виды уроков 3 Урок систематизации знаний Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы. Конференция, урок-игра, урок-консультация 4 Урок развивающего контроля Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля . Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Письменные работы, устные опросы, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, тестирование

Слайд 8

Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС? Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. Форма урока — это формат, в котором построен весь урок.

Слайд 9

Классификация методов Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция. Активные (АМО): Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик. Интерактивные (ИМО): наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Слайд 10

Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями

Слайд 11

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.

Слайд 12

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Кейс-метод Метод проектов Проблемный метод Метод развития критического мышления Эвристический метод Исследовательский метод Метод модульного обучения

Слайд 13

Кейс-метод Название произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.

Слайд 14

Этапы организации урока с использованием кейс-метода 1. Подготовительный этап. Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, задачи урока Основной этап. Вступительное слово учителя; • распределение учащихся по группам ; организация работы групп: выявление проблемных моментов; определение докладчиков. обсуждение, поиск аргументов и решений. представление результатов анализа.

Слайд 15

Этапы организации урока с использованием кейс-метода Итоговый этап. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); обобщающее выступление учителя – анализ ситуации; оценивание учителем учащихся.

Слайд 16

Ситуация На заре воздухоплавания три французских астронавта совершили полёт на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000м. Только один из астронавтов остался жив, но он опустился на землю в очень тяжёлом состоянии. Задания и вопросы для обсуждения Чего не знали астронавты? Почему это произошло? Как можно было предотвратить это несчастье? Какие знания помогут последующим астронавтам избежать трагических последствий? Предложите правила техники безопасности, которым должны следовать все без исключения астронавты?

Слайд 17

Пояснение При подъёме на большие высоты самочувствие человека ухудшается не только из-за недостатка кислорода, но и низкого давления. Опыты показывают, что чем сложнее организм, тем труднее он переносит низкое давление воздуха. При быстром подъёме на высоту до 7-8 км человек теряет сознание. На высотах 15 -16 км, даже если дышать кислородом, наступает плохое самочувствие… …

Слайд 18

Ситуация 1 Метод разбора деловой корреспонденции По теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Вопросы: Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь? Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.

Слайд 19

Ситуация 1 Ответы: Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери Чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява, нужно знать причину заболевания и проанализировать меню заключенных. Документы, которые могут в этом помочь при решении данного вопроса: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих. Причина заболевания – недостаток витамина В1 (тиамин). которое содержится в оболочке риса.

Слайд 20

Ситуация 2 Метод ситуационного анализа «В мае 1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993) Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?

Слайд 21

Ситуация 2 Ответы: Проблема: в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера Значительные количества иприта были захоронены в контейнерах в море – антропогенный фактор Уменьшение солености воды, а в воде с пониженной соленостью сила, с которой морские звезды прикрепляются к подводном субстратам ослабевает Частые штормы

Слайд 22

Ситуация 3 22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе по добыче нефти в Мексиканском заливе. 1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено мёртвыми около 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров. Ответьте на вопросы: Что такое нефть? Назовите морских обитателей, пострадавших во время разлива нефти? Предположите причины гибели китов? Почему нефтяная пленка очень опасна для мальков рыб? Как вы можете объяснить факт, что крупные рыбы могут погибнуть от недостатка кислорода?

Слайд 23

Ситуация 3 1. Нефть — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом , состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы 2. Морские обитатели, пострадавшие во время разлива нефти: морские черепахи, дельфины, птицы и множество млекопитающих. 3. Причины гибели китов и дельфинов: киты питались планктоном (мелкими рачками и одноклеточными водорослями), пропитанным нефтью 4. Мальки рыб, имеющих плавательный пузырь, обязательно должны глотнуть воздух, чтобы заполнить им свой ещё крохотный плавательный пузырь, а нефтяная плёнка лишает их этой возможности, и мальки погибают раньше всех других морских обитателей. 5. Крупные рыбы могут погибнуть от недостатка кислорода, так как нефть препятствует растворению воздуха в воде, Нефть окисляется при участии кислорода

Слайд 24

Преимущества кейс-метода В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение). Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания материала; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя Идет формирование метапредметных результатов

Слайд 25

Проблемный метод Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Слайд 26

Методические приемы создания проблемных ситуаций, используемые учителем в работе, можно представить в такой последовательности: - подвести школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения; - изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предложить классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки зрения военного, юриста, финансиста, педагога); - определить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); - поставить проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Слайд 27

Алгоритм деятельности при проблемном обучении: Проблема--- построение гипотезы-------- поиск фактов--------- анализ фактов---------- выводы------------новое знание.

Слайд 28

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1). Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду (Шаг 2). Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Слайд 29

Метод проектов Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Слайд 30

Виды проектов Информационный Практико- ориентированный Творческий Исследова-тельский

Слайд 31

Виды образовательных проектов Исследовательский проект Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов Информационный проект Акцент поставлен на работу с информацией и презентацией продукта Творческий проект Проект, центром которого является творческий продукт Практико-ориентированный проект Это проекты обязательно предполагающие практический выход. Выполнение изделия удовлетворяющее конкретную потребность и затрагивающее интересы всех участников проекта либо направленное на решение общественных проблем

Слайд 32

Примеры образовательных проектов Исследовательский проект «Сравнительный анализ качества воды в колодцах села» «Анализ демографической ситуации в населенном пункте» Информационный проект «Исчезающие животные нашего края» «Гордость Забайкалья» Творческий проект Создание видеофильмов Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Литературные сочинения Практико-ориентированный проект «Мы против полиэтиленовых пакетов» «Огород на окне» «Создание модели какого-либо объекта» «Рекомендации по восстановлению экосистемы»

Слайд 33

Примеры проектов учащихся нашей школы Школьная конференция, посвященная 10-летию Забайкальского края Информационный проект «Лекарственные растения Забайкальского края» Выполнили учащиеся 6 кл 2018

Слайд 34

Первая школьная научно-практическая конференция для учащихся 5 класса Пример задания В 2002 году население Кыринского района было 16016 человек, к 2007 году численность населения уменьшилась на 116 человек. В 2009 году численность населения составила 15723 человека, а в 2010 на 2117 человек меньше. На сколько человек в 2007 году было больше, чем в 2010? Практико-ориентированный проект «Составление заданий на основе краеведческого материала о Кыринском районе» Выполнили учащиеся 5 кл МБОУ «Билютуйская СОШ»: Михайлова Алина, Сосин Артем 2016

Слайд 35

Вторая школьная научно-практическая конференция для учащихся 5 класса Практико-ориентированный проект «Что мы едим?» Выполнила : учащаяся 5 класса МБОУ «Билютуйская СОШ»: Михайлова Надежда 2017

Слайд 36

Третья школьная научно-практическая конференция для учащихся 5 класса Практико-ориентированный проект «Способы хранения молока вне холодильника» Выполнила ученица 5 класса Азельева Кристина 2018

Слайд 37

Районная краеведческая конференция, посвященная 90-летию образования Кыринского района Здравоохранение Практико-ориентированный проект «Жизненные перспективы сельской молодежи» Выполнила учащаяся 10 класса МБОУ «Билютуйская СОШ» Сутурина Светлана 2016

Слайд 38

Моделирование как метод изучения биологии Метод моделирования - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей их функционирования.

Слайд 40

Примеры биологических моделей

Слайд 41

Примеры биологических моделей

Слайд 42

Использование моделирования в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких общих приёмов умственной деятельности, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение. Моделирование имеет огромное значение в реализации личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения.

Слайд 43

Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.

Слайд 44

Выводы Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем

Слайд 45

- Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности.

Слайд 46

- Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.

Слайд 47

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/23/formy-organizatsii-protsessa-obucheniyatraditsii-i Формы организации процесса обучения: традиции и инновации http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos http://kabinfo.ucoz.ru/publ/formy_i_metody_obuchenija_po_fgos/1-1-0-18

Слайд 48

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка

Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....

Применение активных форм и методов обучения на уроках математики

В статье рассматриваются активные методы и формы работы на уроках математики. Приводятся конкретные примеры из опыта работы....

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

«Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка

Статья, в которой рассказывается о современных методах преподавания уроков русского языка и литературы....