мастер-класс интеллект-карты
учебно-методический материал

Резевич Ольга Юрьевна

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rezevich_o._yu.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: Технология создания и применения интеллект-карт на уроках.

Дата проведения: 28.02.2022 г.

Время:14.00

Место проведения: филиал МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И. И. Привалова в с. Атмис

 Проводит:  Резевич Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения интеллект- карт на уроках;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках;

- провести практическую часть по составлению интеллект-карт на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках.

Оборудование:  презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, магнитно-маркерная доска, цветные маркеры,листы бумаги(количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры,

Ход мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. На улице теплые деньки, веет весной. Согласитесь, самое время, чтобы научиться чему-то новому.

Обращаю ваше внимание, что современному человеку всё труднее и труднее сосредоточиться на чтении, особенно, если дело касается длинных текстов.

Слайд 2(зевающий человек)

Мы живём в информационном, быстро меняющемся пространстве. К сожалению, в школу пришли дети с уже сформировавшимся клиповым мышлением.

Слайд 3 (клиповое мышление)

А как же оно формируется? Дело в том, что дети – активные пользователи соцсетей, блогеры, фанаты. Они привыкли видеть быстро меняющиеся картинки, короткие истории. Хотя не только дети, но и взрослые подвержены клиповому мышлению. У взрослого оно медленно, но тоже развивается. Каким же образом оно развивается у взрослого человека? Просто возьмём и проанализируем новостной блок.

Слайд 4(новости)

 Нам сначала показывают какой–нибудь катаклизм, потом резко новости из шоу-бизнеса, а потом переключают на рекламу. Согласитесь, что логики никакой нет, и поэтому наше логическое мышление от этого страдает. Как же бороться с клиповым мышлением?

Слайд 5(вопросы)

Я предлагаю его взять нам в сообщники нам, педагогам, для того чтобы оно нам  помогало учить детей.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Слайд 6 (Тони  Бьюзен)

 Ния первая задумалась над этим. В 70-х годах 20 века  английский педагог Тони Бьюзен придумал технологию. Он назвал её «Mindmaps».   Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В  русском языке есть несколько переводов: интеллектуальные карты, ментальные карты, карты разума, чаще всего используется термин «интеллект- карты».  В чём смысл этой технологии? Информационный текст представлен в виде схемы, графическое расположение информации.

Данная технология имеет особую значимость сегодня, так как в тренде самообразование и дистанционное обучение. То есть дети должны самостоятельно информацию интерпретировать, для того чтобы её можно было потом пересказать и применить.

Слайд 7 (структура)

Принцип построения интеллект-карты – это расклад информации по уровням. В центре – основная тема урока или текста, далее идет идея 1 уровня – это конкретизирующая составная темы, возникающие ассоциации по теме, потом следуют идеи 2, 3,4 уровней. Это примеры , иллюстрации к последующим уровням.

Особое внимание нужно обратить на цветовое решение, потому что каждый уровень должен отличаться цветом.

Таким образом, мы, проговаривая алгоритм, работаем со слуховым восприятием, а, создавая цветовое решение, со зрительным восприятием, что облегчает запоминание. Цель интеллект-карты – показать логическую связь  между уровнями.

Слайд 8 (Программа онлайн)

Интеллект карту можно составлять с помощью специальных приложений, а также, если нет доступа к техническому оснащению, можно использовать классический способ: лист ватмана и цветные карандаши.

Слайды 9-13 (примеры интеллект-карт)

3.Практическая работа.

- Итак, попробуем вместе со мной составить интеллект-карту?

- Замечательно!

Представим, что мы с вами ученики 5 класса. Нам нужно изучить тему

« Буквы и-ы после ц».

Слайд 14. Правило «Буквы И-Ы после ц»

Слайд 15 (алгоритм создания)

 Интеллект- карта основана на том принципе, что главный объект должен находиться в центре и обязательно он должен быть цветным. Поэтому мы записываем тему урока строго по центру и ярко.

- Какой цвет вы хотите выбрать? (Записываем тему)

-  А далее мы должны составить идею 1 уровня: когда пишется и  после ц и ы после ц другим цветом. Каким? Пишем…

Вот идея 1 уровня к основной теме. Подкрепим её примерами. Это будет идея 2 уровня. Какой цвет возьмём?

Вот  такая интеллект-карта у нас с вами получилась. Можно при желании её дополнить иллюстрациями.Главное , не забывать, что ветвей должно быть не больше семи.

Слайд 16 (7 ветвей)

Итак, мы воссоздали текст. Детям будет очень легко воспроизвести его и запомнить правило. Интеллект- карты можно распечатывать и вкладывать в тетради в виде обычного справочного материала, чтобы потом можно было обратиться к любому правилу и посмотреть, что  и как.

  Где же ещё применяются интеллект-карты? Только ли в образовании? И оказывается, что интеллект-карты используются для презентаций в бизнесе, в банковском деле, а также в рекламе. И я считаю, что если эта технология настолько актуальна в разных сферах, значит, она позволяет нашим детям в эти сферы войти потом. А это замечательно!

4.Рефлексия. Подведение итогов.        

-  Были ли трудности в овладении технологией создания интеллект - карты?

- В чём перспективность  данного метода  в работе с учениками?

- Я надеюсь, что мастер-класс оказался для вас полезен. Благодарю за участие. Творческих Вам успехов, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"

Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...

Мастер-класс "Составление интеллект-карты проекта"

В рамках мастер-класса представлен реализованный школьный проект "Возраждение" и технология разработки интеллект-карты данного проекта...

Мастер-класс "Метод Интеллект-карты на уроках русского языка и литературы"

Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов  системно-деятельностного  подхода, заложенного в стандартах  второго поколения,  является  метод составления...

Мастер - класс "Создание интеллект - карт средствами XMind"

Как создать карту памяти в Xmind? В последнее время очень стали популярны современные западные методики по подаче и запоминанию учебного материала...

Мастер-класс "Использование интеллект-карт на уроках иностранного языка"

Данный материал использовался на Городском методическом объединении учителей иностранных языков....