План самообразования
статья

План Самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx180.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пелагеина М.С.

 Индивидуальная методическая тема: Применение современных инновационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Внедрение в школьное образование Федеральных Государственных Образовательных Стандартов требует всё большего отказа от традиционной системы обучения. Следствием этого становится разработка инновационных подходов, методик и технологий в обучении, которые характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников. Цель таких методик активизировать, оптимизировать процесс познания. При инновационном обучении каждый ученик должен быть вовлечен в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, коллективные формы работы, обмен мнениями.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Искать новые эффективные методы обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. От того насколько умело будет построена учебная работа, от методики её преподавания зависит возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся.

СЛАЙД 2 Основные направления моей деятельности:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

5) применение полученных теоретических знаний на практике.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • сущность понятия и условия успешного внедрения инновационных технологий;
  • методы и приёмы инновационных технологий;
  • комплексный подход к внедрению инновационных технологий.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстояло:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику технологий обучения таких как:

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

СЛАЙД 3 Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
  • создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах.

На современном инновационном уроке учитель организует творческую работу учащихся, использует необычные задания, неординарные действия, занимательные упражнения, проблемные ситуации. Я, как учитель математики, для развития познавательного интереса к данному предмету, делаю акцент на активную мыслительную деятельность учащихся. Проблемная ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса. Человек тогда начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять.

СЛАЙД 4 проблемные ситуации.

При проблемном обучении встает необходимость увидеть выдвинутую учителем перед учащимися проблему, сформулировать её, найти пути решения.

Выдвигаемая проблема должна соответствовать следующим требованиям.

1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

2. Посильность выдвигаемой проблемы.

3. Проблемы должна вызвать интерес у учащихся.

4. Естественность постановки проблемы.

Например, в 5-ом классе при изучении темы «Доли. Обыкновенные дроби» перед учащимися ставится проблема как разделить 5 одинаковых яблок между восемью мальчиками поровну. Сначала дети предлагают каждое яблоко разделить на восемь частей и каждому мальчику дать по пять таких долек. Затем встает вопрос, а нельзя ли сделать это с наименьшим числом разрезов. Учащиеся замечают, что, если сложить четыре доли по 1/8 части яблока, то получим половинку яблока. В ходе поиска решения проблемы учащиеся выводят равенство 4/8=1/2 и, что четыре яблока надо разделить пополам и только одно яблоко разделить на 8 частей.

СЛАЙД 5 Мозговой штурм

Использование учителем метода «мозгового штурма» позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

СЛАЙД 6 Также на своих уроках я применяю тестовую технологию, Задания на тестовой основе использую на различных этапах урока, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, при проведении занятий разных типов, сочетая с другими средствами и приемами обучения.

учитель, применяющий в своей педагогической практике данной технологии должен:

- создать мотивацию;

- создать образовательную среду;

- определить, чему должны научиться ученики в результате данной работы;

- консультировать;

- иметь критерии объективной оценки.

1. Найдите решение числового выражения: 1212 : 12 = ?

  1. 101
  2. 10
  3. 11

111

2. Решите: 5 ч – 45 мин = ?

  1. 4 ч 45 мин
  2. 3 ч 15 мин
  3. 4 ч 15 мин
  4. 5 ч 45 мин

  Еще один прием «Найдите ошибку». Этот прием вырабатывает критичность мышления, развивает самоконтроль ученика, позволяет учителю провести своеобразную профилактику ошибок. Известно, что прямое указание учащемуся на допущенную им ошибку часто малоэффективно. Поэтому используются задания, в которых ошибки бросаются в глаза.

СЛАЙД 7 И, конечно, невозможно представить инновационные технологии без информационно-коммуникативных технологий.

Возможности ИКТ позволяют дать учащимся готовые, строго отобранные, соответствующим образом организованные знания, а также развивают интеллектуальные, творческие способности учащихся. Особенно актуально использование ИКТ при дистанционном обучении. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:

1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты.

2. Мультимедийные диски.

3. Математические сайты.

4. С помощью "Zoom" проводились дистанционные уроки. Сейчас переходим на плотформу сферум.

5. Создаю онлайн тесты на на сайте "Учи.ру."

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет, становятся доступны учащимся.

Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить - применить – проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов инновационных технологий способствуют повышению качества обучения.

 

Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

В своей деятельности я стараюсь использовать те приемы, которые стимулируют активность учащихся, их внутреннюю мотивацию, пробуждают интерес, потребность в овладении знаниями.

Для достижения лучших результатов, я использую различные виды уроков: урок-лекция, урок-модуль, урок-практикум, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера.

На современном инновационном уроке учитель организует творческую работу учащихся, использует необычные задания, неординарные действия, занимательные упражнения, проблемные ситуации. Я, как учитель математики, для развития познавательного интереса к данному предмету, делаю акцент на активную мыслительную деятельность учащихся. Проблемная ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса. Человек тогда начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять. Мысль рождается с удивления или недоумения, с проблемы или вопроса, с противоречия. В связи с этим на уроках использую проблемные ситуации.

Кроме метода проблемных ситуаций на своих уроках я использую, так называемый метод "мозговой атаки". Метод «мозговой атаки» (от англ. brainstorming— штурм мозгa) – это метод стимуляции творческой активности учащихся. Основу этого метода составляет эвристический диалог Сократа, учитывающий ряд психологических и педагогических закономерностей. Так, например, коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально.

Прямая «мозговая атака» — это метод коллективного генерирования идей, цель которого заключается в том, чтобы собрать как можно большее количество идей, освободить мышление от инерции, преодолеть привычный ход мысли при решении творческой задачи. При этом запрещает критиковать предложенные учащимися идеи. Число учащихся группы должно быть до 10 человек. Необходимо, чтобы учащиеся группы имели разный уровень подготовленности и познавательной активности.

Так в 6 классе, при изучении темы “Деление обыкновенных дробей” делю класс на группы по 4 человека, предлагаю решить уравнение: 

В результате вариантов решений несколько. Все рассматриваем, но внимание обращаем на следующий способ:

Таким образом каждый ученик получили возможность участвовать в выводе правила деления? Ребята делают вывод: чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на дробь, обратную делителю.

Другой пример - урок геометрии в 7 классе: "Свойства прямоугольного треугольника". Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается практическое задание. Первой группе необходимо построить несколько прямоугольных треугольников, измерить острые углы и найти их сумму, затем сделать вывод и доказать теорему, выяснить, что такое «уголковый отражатель» и его применение в жизни. Второй группе необходимо построить прямоугольный треугольник с углом 30о, измерить катеты и гипотенузу, сравнить их. Затем нужно сделать вывод, доказать теорему и привести примеры применения свойства. Третьей группе построить прямоугольный треугольник с гипотенузой в 2 раза большей одного из катетов, затем измерить острые углы и сделать вывод. Доказать теорему и привести примеры применения свойства.

Для выполнения заданий учащиеся могут использовать учебник, интернет (на сотовых телефонах или планшетах). В результате коллективной работы-"мозговой атаки" учащиеся сами добывают знания. Результаты работы оформляют на плакатах и выступают перед другими группами.

В своей педагогической деятельности использую еще один метод -это метод эвристических вопросов или метод ключевых вопросов. В практике обучения такие вопросы называют наводящими. Метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для любых задач, развивает интуитивное мышление. Наводящие вопросы побуждают учащихся самостоятельно формулировать определения и правила, способствуют составлению алгоритма решения.

Например, на уроке геометрии в 8 классе. "Площадь треугольника" предлагаю учащимся найти площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов 7см, а другой – 6 см.” С помощью наводящего вопроса учащиеся задумываются о том, как найти площадь прямоугольника.

Перед учащимися возникает проблемная ситуация: “как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?” Чтобы решить эту проблему, учащиеся предлагают достроить данный треугольник до прямоугольника. Таким образом, мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам. А так как площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон, то площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. Значит, 7*6:2=21 (см2).

Ставится вопрос: "Как решить подобную задачу для остроугольного и тупоугольного треугольника?" Далее предлагаю ученикам решить задачу “Найти площадь любого треугольника”. Опять при помощи наводящих вопросов ученики находят способ решения. Они предлагают дополнить треугольник до параллелограмма. Дополняем треугольник до параллелограмма. Затем доказываем, что по 3-му признаку равенства треугольников полученные два треугольника равны.

Ставлю вопрос: “Чему равна площадь любого треугольника?” Учащиеся приходят к выводу, что площадь любого треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Это утверждение есть теорема о площади треугольника.

Одним из признанных методов обучения и воспитания являются игровые технологии. Игры, как всем известно, обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Они повышают мотивацию и развивают интерес у учащихся к предмету. На своих уроках, особенно, при обобщении темы провожу интерактивные игры, викторины, интеллектуальные игры. Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Но создание игры, требует большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся понимать тему, способствует развитию логического мышления, вызывает интерес к результату решения математических задач.

Так в 5-6 классах, чтобы разнообразить уроки при выполнении вычислений с дробями кодирую ответы буквами и получаем разгадку. Например, задаю детям загадку "Что дороже золота?"

Чтобы ответить на этот вопрос учащимся предлагается найти значение выражения

614,84:76-5,7*1,3+204,476:6,8

Результату каждого действия соответствует буква (см. табл.)

88,9

87,41

730,7

38,09

337

30,68

330,75

67,1

180,09

3168

837,48

7751

730,07

Е

Н

Р

К

З

Г

А

Ь

Л

П

Т

Б

И

 

Выполнив действия, дети догадываются, что это: КНИГА

На моих уроках большая роль отводится практическим занимательным вопросам и дидактическим играм. Подобные задания особенно важны при прохождении сложных тем; когда необходимо понимание и прочное запоминание; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнять значительное количество однотипных упражнений.

Например, пример 1. Нужно задумать любое из чисел. -7; 2; -10; 3 и, задав один вопрос, отгадать, какого оно знака. Вопрос: Какой знак будет иметь произведение оставшихся трех чисел?

Пример 2. Вместо звездочек надо записать цифры, так чтобы пример был выполнен правильно. Чтобы восстановить пример, ученик должен проанализировать ситуацию, выделить существенные моменты в ней, вспомнить правила, проявить определенную сообразительность. Проводимый анализ ускоряет формирование навыка запоминания правил.

Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, дают учащимся определенную свободу при их решении. А это не что иное, как творческий подход.

Еще один прием «Найдите ошибку». Этот прием вырабатывает критичность мышления, развивает самоконтроль ученика, позволяет учителю провести своеобразную профилактику ошибок. Известно, что прямое указание учащемуся на допущенную им ошибку часто малоэффективно. Поэтому используются задания, в которых ошибки бросаются в глаза.

Использование дидактических игр, занимательных задач, упражнений, дает наибольший эффект в классах, в которых преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, с неустойчивым вниманием. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь.


Оглавление.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Вывод.

4. Литература.

Введение

(СЛАЙД 2)

Новые ФГОС сегодня четко определили приоритеты начального общего образования: не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Для реализации данной стратегии урок сегодня должен соответствовать современным требованиям:

 определение цели урока с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

 систематическое обучение детей рефлексивным действиям (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);

 определение четких критериев самоконтроля и самооценки (осуществление на уроке контрольно-оценочной деятельности учащихся);

 использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе;

 владение учителем технологией диалога, обучение учащихся ставить и адресовать вопросы;

 осмысление учебного материала всеми учащимися;

 оценка учителем реального продвижения каждого ученика;

 принятие и поощрение собственной позиции каждого ученика, обучение детей корректным формам еѐ выражения;

 наличие на уроке атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Наше общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Математика играет огромную роль в формировании этих качеств.

Как же построить такой урок, чтобы реализовать требования нового федерального государственного образовательного стандарта? Инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию на уроке, даѐт технология активных методов обучения (АМО).

Основная часть.

(СЛАЙД 3)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».

Выделяют три уровня активности деятельности учащихся.

1) Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

2) Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

3) Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию.

(СЛАЙД 4)

Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:

дискуссионные методы - дискуссия, мозговая атака;

игровые методы - дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры;

ролевые игры;

контригра - метод осознания коммуникативного поведения;

методы погружения;

методы тренировки чувственности.

(СЛАЙД 5)

Активные методы обучения, в зависимости от этапа урока, делятся на следующие группы:

методы начала урока;

методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

методы презентации (объяснения) учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы релаксации;

методы подведения итогов.

Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Здесь выделяются две составляющих - структура и содержание.

(СЛАЙД 6)

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы. Представляю структуру урока в таблице 1.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО. Их использование помогает обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего урока. Образовательная активность входящих в эту систему АМО позволяет построить урок на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Каждый этап — это полноценный раздел урока. Объѐм и содержание раздела определяется темой и целью урока. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи логически связанными, и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку, создают надѐжную базу для формирования всех образовательных эффектов.

В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего ОМ и метапредметных целей.

Рассмотрим подробнее применение АМО на уроках математики в контексте каждого, отдельно взятого этапа урока.

(СЛАЙД 7) АМО начала урока

Эти методы эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Можно необычно начать урок, тем самым заложив основу для дальнейшей успешной деятельности.

(КЛИК СЛАЙД 7) Метод: «Энергизатор».

Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

Учащиеся: Читают на слайде стихи.

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

(КЛИК СЛАЙД 7) Метод "Здороваемся глазами"
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

(СЛАЙД 8)

Метод «Фруктовый сад» можно использовать перед изучением определенной темы. Результаты этого метода помогут учителю при подготовке и проведении уроков. для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.  Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.          

 

     (КЛИК СЛАЙД 8)

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. По окончании урока ребята сравнивают свои опасения, сомнения с пройденным уроком, его результатами.

При изучении (презентации) нового материала

особенно важно акцентировать внимание учащихся на основных моментах изучаемой темы. Например, методы «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», «Кластер».

(СЛАЙД 9) Метод «Инфо-угадайка»

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана , в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в него название раздела темы, о котором он сейчас начнет расказывать. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

(СЛАЙД 10) Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

(СЛАЙД 11)

Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

(СЛАЙД 12)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

(СЛАЙД 13)

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

  Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие (см. слайд)

Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации.

Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

(СЛАЙД 14)

Метод «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

(СЛАЙД 15)

Метод «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или предположения. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

(СЛАЙД 16)

Метод «Ковёр идей» один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему при построении прямоугольника достаточно знать две сторонЫ? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы ответить на этот вопрос.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

(СЛАЙД 17)

При организации самостоятельной работы

над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои способы решения поставленных задач. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Автобусная остановка

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов темы урока. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.

(КЛИК СЛАЙД 17)

Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.  

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок, например

(СЛАЙД 18)

АМ презентации результатов практической работы

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

"Кубика Блума"

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет фигуры, назови ее, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

(СЛАЙД 19)

Сорбонка — высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях. Применение сорбонок способствует формированию навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, даты, значения и т.д.

(СЛАЙД 20)

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 2 – 3 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса.

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Упражнение «Пантомима»

- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями

(СЛАЙД 21)

На этапе завершения урока

можно провести рефлексию учебного процесса, применив

такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Упражнение «Письмо самому себе» проводится в завершающей части урока и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.
Учитель дает следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 1 месяц, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные сегодня на уроке, и добился определенных результатов. Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…».

После того, как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

Учитель собирает все запечатанные конверты и через 1 месяц отправляет их адресатам.

______________________________________________________________________

(СЛАЙД 22)

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы. В них рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Из опыта работы становится очевидно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Работа в парах «Ученик – ученик»

Проводится, как и сразу после объяснения и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Предлагается учащимся выполнить какое – либо задание или задается определенный вопрос по теме. Необходимо прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Работа в паре «Ученик-учитель»

Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного.

Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

Работа в малых группах «Ученик – группа»

Дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), умения применять теоретические знания предмета на практике. Используется при выполнении практических работ, групповые творческих заданий. 

(СЛАЙД 23)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

(клик СЛАЙД 23)

2. Использование различных изображений: «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

(клик СЛАЙД 23)

3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

(клик СЛАЙД 23)

4. Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос: «Какие эмоции ты испытываешь?»

Вывод

(клик СЛАЙД 24)

В заключении хочу сказать: «Всё в наших руках».
Представленные активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов.

Ценностное ядро технологии АМО состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучающихся качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...