Квесты
статья

Баранова Юлия Петровна

Нами разработано три настольно-печатных квеста: «За сокровищами Кудеяра», «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие» и «Восстание Ивана Болотникова». У каждого из них своя специфика и методическое воплощение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvesty.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Квесты.

Нами разработано три настольно-печатных квеста: «За сокровищами Кудеяра», «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие» и «Восстание Ивана Болотникова». У каждого из них своя специфика и методическое воплощение. Первые два квеста связаны с миром легенд края, третий – с событиями истории России рубежа XVI-XVII веков. У каждого квеста свои вспомогательные ресурсы. В первом и втором квесте используются так называемые бланковые технологии[1]. В третьем – материалы готовой  настольно-печатной игры «Смута». Во втором и третьем квестах их неотъемлемой частью является презентация с заданиями. В отличие от виртуальной экскурсии квест предполагает выполнение разного рода заданий, обеспечивающих движение по этапам экскурсии: пока не выполнено (хотя бы с ошибкой) задание, игроки не могут перейти к следующему этапу квеста. Задания представляют собой распечатанные на бумаге или выведенные на экран занимательные упражнения: анаграммы, ребусы, кроссворды, филворды по краеведческой тематике, для начальной школы – это фонетические задания по топонимике. Все задания могут быть использованы как образцы для составления подобных упражнений на материале любого района. С этой целью разработан специальный краткий алгоритм, которым сопровождается, например, квест «За сокровищами Кудеяра». Какова цель подобных квестов? В процессе игры дети знакомятся с интереснейшей легендой края в деятельностной форме – они ищут сокровища Кудеяра, решая предложенные им задачи. В этой работе мы использовали краеведческие ресурсы музейной комнаты школы. В одной из работ был найден интересный краеведческий материал о возможном прототипе Кудеяра в нашем крае. Во вступительном слове перед квестом ведущий знакомит участников игры с самыми интересными страницами этого материала, связанными с легендами Венёвского края о смоленском князе Юрии Святославиче: его преступлении против Иулиании и Симеона Вяземских, покаянии и светлой кончине в Венёвском монастыре[2]. Эмоциональное воздействие легенды усиливает прослушивание песни на стихи Н. Некрасова «Двенадцать разбойников». Дух соревновательности во время прохождения квеста помогает стремиться к их выполнению с как можно большим количеством баллов. В начальной школе в качестве сокровищ, которые отыщут учащиеся, может быть использован импровизированный сундучок с мини-призами (наклейками, раскрасками, конфетами и пр.). Подмосковная земля богата легендами и преданиями, вокруг которых можно выстроить сюжет настольно-печатной игры-квеста. Карта района является необходимым атрибутом поиска сокровищ и дети в процессе игры знакомятся с топонимикой и географией своего района. Тиражируемость настольно-печатных игр и возможность изготовить игру по уже разработанному шаблону – методическое достоинство этого ресурса, т.к. позволяет воспользоваться опытом коллег в своей практике, дополняя, корректируя и адаптируя материал по мере необходимости.

Квест «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие» также связан с легендой, но уже не Серебряно-Прудского района, а Подмосковья в целом, поскольку квест посвящён таинственному камню-оберегу Московского края, о котором писал немецкий путешественник Адам Олеарий, упоминается он и в других источниках, начиная с XII века. Цель квеста – найти все части-осколки этого камня (их символическую роль могут исполнить кусочки янтаря). Песня барда Сергея Жилина «Камень-алатырь» должна усилить атмосферу тайны в начале квеста и заинтересовать участников. Остановки экскурсии и задания, необходимые для выполнения, выводятся на экран и дублируются на бланках для команд, в них же они и работают. Также раздаточный материал содержит карты районов (представленные на слайдах остановок) – они должны помочь разгадать анаграммы по топонимике районов. В ходе игры развивается чувство коллективизма, взаимопомощи, формируются коммуникативные УУД, воспитывается любовь к историческому фольклору края, личностное отношение к малой родине. Учащиеся «добывают» в процессе игры информацию из административной карты Московской области, частично запоминают её в процессе игры. Интересный случай из практики: некоторые учащиеся, проходившие квест, просят пройти его повторно. Пытаясь объяснить этот факт, мы пришли к выводу, что на занятии рождается ситуация успеха, которую участники квеста переживали во время его прохождения,  и им хочется повторить её. Хорошим завершением квеста является просмотр фильма по его сюжету: это способствует закреплению материала игры в знакомых, любимых, привычных детям формах получения информации. В нашей игре эту роль сыграл научно-популярный фильм Льва Николаева «Княжеский камень» из цикла «Искатели».  

Бланковые квесты имеют ещё одно большое достоинство – они позволяют решать проблему познавательно-развлекательного досуга детей в летнем лагере. Причём благодаря квестам в нашей школе возрождается шефское движение, связанное также с активизацией профориентационной работой среди старшеклассников. Учащиеся старшего звена легко обучаются роли ведущих квеста и помогают решать воспитательные задачи учителю. Во время прохождения летней практики старшеклассники с удовольствием выбирают работу вожатого, с неменьшим удовольствием учащиеся младшего и среднего звена проходят квесты не под руководством учителя, а с ведущим-вожатым. Это обеспечивает коммуникацию поколений внутри школьного коллектива, особо важную во время летнего отдыха детей в лагерях дневного пребывания при школах, где отряды иногда формируются не по классам.

Третий квест, разработанный нами – «Восстание Ивана Болотникова»[3] – сделан на основе готовой настольно-печатной игры «Смута» (производитель – компания «Статус Белли»). Это игра-стратегия. При более подробном изучении этой настольно-печатной игры мы пришли к выводу, что сам механизм, правила игры не способствуют пониманию исторической основы тех событий, которые вынесены в название игры. Но фигурки персонажей, карта игры сделаны очень качественно. Это навело на мысль использовать её материал для мини-экспозиции музейной комнаты школы, поскольку Серебряные Пруды были опорным пунктом восстания Ивана Исаевича Болотникова во времена Смуты. Вторым этапом работы с материалом на внеурочных занятиях стало стремление «оживить» экспозицию. Так родилась идея настольно-печатного квеста с «оживающей» экспозицией восстания. Задача предварительного знакомства с историческим материалом восстания была решена с помощью документального кинематографа: перед началом квеста – просмотр фильма Юлии Герра «Болотников» (сериал «История русского бунта», 2008 г.). Перед началом фильма даётся установка на запоминание: от этого будет зависеть, насколько правильно участники будут перемещать фигурки героев восстания в экспозиции. После просмотра фильма начинается сам квест. Ведущий демонстрирует слайды с заданиями, которые позволяют участникам набирать очки. Обычно соревнуются две команды, но это может быть и «личный поединок». Квест продвигается по своему сюжету благодаря слайдам-ответам, следующим за каждым слайдом-вопросом, поэтому неправильная постановка фигурок сразу корректируется ведущим. К финалу квеста участники, по сути, два раза проходят маршрутом восставших и запоминают основные события восстания, их временную последовательность и локализацию. Такая мини-реконструкция событий особенно нравится мальчикам 5-6 классов, способствует развитию интереса к истории края, готовит учащихся к восприятию сложной темы «Смутное время» в 7 классе. Нами учитывается факт прохождения квеста на внеурочных занятиях, и с учётом этого в 7 классе проводится проблемный урок, опирающийся на продолжение темы восстания Болотникова в другом документальном фильме – фильме Виталия Колганова «Кто ты, Иван Болотников?»  (сериал «Искатели», 2016 г.). Перед учащимися ставится проблема: права ли режиссёр фильма «Болотников» Юлия Герра, утверждая, что народная память молчит о восстании – нет ни одной исторической песни о Болотникове, подобной песням о Стеньке Разине, в русском фолклоре. После просмотра фильма и беседы по нему учащиеся разрешают проблему и отвечают на вопрос отрицательно: Юлия Герра не права, потому что с восстанием Болотникова оказывается напрямую связанной русская плясовая песня Камаринская, т. к. именно Камаринская (Комарицкая) волость Брянского уезда дала основную массу живой силы для войска Болотникова. А если это было так, то ни о каком молчании народной памяти не может быть и речи, ведь эта мелодия – воплощение вольнолюбивого духа русского народа, о чём писали в своё время М.И.Глинка и П.И.Чайковский.

Таким образом, благодаря механизму квеста, положенному в основу методических разработок внеурочных занятий, можно реализовать  методическое единство урока и внеурочного занятия, их взаимодополнение, способствовать достижению цели исторического образования в части преемственности между уровнями исторического образования в рамках системы непрерывного образования. Механизм квеста также помогает реализовать системно-деятельностный подход в обучении истории, т.к. квест по определению – движение к цели через преодоление препятствий. В нашем случае – это препятствия, для преодоления которых необходимо совершить маленький переход от незнания к знанию. Сопровождение процесса киноматериалом, мини-экспозицией с фигурками исторических деятелей и действия с ними способствуют повышению мотивации этой деятельности, т.к. содержат знакомые для детей моменты (например, детской игры «в солдатики»).


[1] Карточные бланковые игры, активизирующие опросники и другие технологии профориентации. [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/porientation/indextp.html (дата обращения: 27.05.2018).

[2] Баранова Ю.П.  Краеведческая настольная игра «За сокровищами Кудеяра» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/03/23/kraevedcheskaya-nastolnaya-igra-za-sokrovishchami-kudeyara (дата обращения: 27.05.2018).

[3] Баранова Ю.П.  Музейная игра-квест «Восстание Ивана Болотникова» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/muzeynaya-igra-kvest-vosstanie-ivana-bolotnikova (дата обращения: 27.05.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

Квест "Колесо истории"

Интеллектуальная игра  по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...