Теоретический обзор механизмов готовых настольно-печатных игр
статья

Баранова Юлия Петровна

Статья написана с целью привлечь внимание учебных издательств (и в первую очередь - издательств, работающих над федеральными перечнями учебников) к интересным механизмам настольно-печатных игр. Многие учителя ждут именно такого дополнения к УМК - занимательного, интересного детям, помогающего организовать работу в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_obzor_mehanizmov_gotovyh_nastolno.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический обзор  механизмов готовых настольно-печатных игр

Начинать знакомство детей с настольно-печатными играми лучше с готовых, изготовленных промышленным способом игр.  Они красочно оформлены, выполнены на хорошем полиграфическом материале, снабжены интересными аксессуарами (песочные часы, игральные кости, кубики, разнообразные фишки, жетоны и т.п.) Детям нравится изучать эти игры, рассматривать детали, оформление. Обучать правилам игры легче на играх, изданных промышленным способом, так как здесь включаются и работают тактильные ощущения: манипуляции с карточками, фишками, песочными часами и т.п., которые привлекают детей, особенно школьников 5 классов – вчерашних младших школьников.  Игровая деятельность в этом возрасте хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной [1].

Для раскрытия образовательного потенциала  промышленных настольно-печатных игр необходимо выявить механизмы, на которых построена та или иная игра. Именно эти механизмы являются той самой системой, в которую можно встроить любое содержание, именно на основе этих механизмов мы создавали свои настольно-печатные игры.

Самый простой механизм – пазл. Есть много пазлов, связанных с историей России и мира. Наибольший интерес представляют, конечно так называемые 3-D пазлы, например, пазл «Готический собор»[2], но они сложны для самостоятельного изготовления.

Очень популярны у детей игры серии «мемо». Мемо – это игра с парными карточками. Первый вариант игры – классический. Карточки раскладываются на столе, количество карточек зависит от количества игроков: чем больше карточек, тем дольше длится игра. Соответственно, и чем больше игроков, тем длительнее процесс игры. Правила просты. Каждый играющий (по очереди) открывает две карточки. Они могут совпадать или не совпадать. В первом случае игроку повезло – он забирает карточки, зарабатывая очко. Он также получает право ещё одного хода.  Совпавшие карточки  при этом выходят из игры – их забирает удачливый игрок. Если изображения не совпали, игрок возвращает карточки на прежнее место, и ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, у кого будет больше совпадений. Хотя, может победить и тот, кто был  наиболее внимателен и смог запомнить расположение некоторых карточек, которые раскрывались в ходе игры, но возвращались на свои места.

Вторая группа правил  называется «Найди». Карточки раскладываются точно так же, как и в первом случае. Игроки по очереди переворачивают только одну карточку. Если кто-то из играющих увидел, что на столе образовалась пара, т.е. вскрылись одинаковые карточки, то он должен как можно быстрее закрыть рукой ту карточку, которая была открыта первой и кричать «Нашёл!» Если он угадал, значит, он заработал очко и может забирать карточки в свой запас. Если же он прокричал, а потом выяснилось, что карточки разные и он ошибся, то ему придётся заплатить  из своего запаса штраф в виде карточки (если таковые уже имеются).

Третий вариант мемо – «Ловкие пальчики» – подходит даже для маленьких детей, которые не знают, что изображено, но умеют находить одинаковые изображения. Карточки раскладываются не рубашками вверх, как в предыдущих вариантах, а вверх картинками. Можно взять не одну, а две разных серии игры мемо (например, «Достопримечательности России» и «Природные чудеса России» или «Москва» и «Санкт-Петербург» – всё зависит от количества игроков и их уровня знакомства с материалами игры, а также от предпочтений играющих)[3]. Карточки немного распределяются по центру игрового стола. Задача каждого игрока – найти как можно больше парных карточек, «роясь» в этой большой куче. Чем больше за определённый период (например, за минуту, отмеренную для наглядности  песочными  часами) игрок найдёт карточек, тем больше шансов выиграть.

Последний вариант игры называется «Домик». Половина карточек какой-либо серии игры (в этой части ни одна карточка не должна повторяться) называется «Домик», они сложены в столбик. Вторая половина (тоже без повторений карточек) называется «Земля». Карточки из «Земли» раскладываются на столе рубашками вверх. Каждый из игроков берёт одну карточку из «Домика», одну из «Земли». Если карточки совпадают, он забирает их себе и получает право ещё одного хода,  если нет – возвращает их на место. Здесь, как и в первом варианте, успех сопутствует  наиболее внимательным игрокам, которые  смогли  запомнить расположение некоторых карточек, которые раскрывались в ходе игры, но возвращались на свои места. Игра заканчивается, когда карточки «Земли» и «Домика» расходятся по игрокам. Побеждает самый «богатый».

 Как и в первом варианте, во втором, третьем и четвёртом  также можно усложнять правила игры: для того, чтобы получить очко и карточки, нужно назвать и то, что на них изображено. Заранее необходимо договориться об объёме информации, которую нужно озвучить о том или ином объекте.

Эта игра может успешно применяться при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ  (в КИМах есть блок заданий, связанный с изучением русской культуры,  она может помочь в работе с иллюстративным материалом). В частности, нами применяется игра мемо, составленная по иллюстративным материалам М.Н.Черновой[4].  В предисловии к своему пособию для подготовки к ЕГЭ она пишет о важности формирования в сознании обучающихся «образа эпохи» через знакомство с произведениями искусства и их авторами. Когда иллюстрации и комментарии к ним являются частью игровой деятельности, обучение проходит более успешно. В таких случаях пособие выполняет роль буклета игры, а карточки с изображениями можно изготовить с помощью фотопринтера, а также используя списанные учебники библиотеки (в последнее время много учебников списывается в хорошем состоянии по причине их несоответствия Историко-культурному стандарту). Так, например, мы изготовили вместе с обучающимися 5 класса из списанных учебников по истории Древнего мира мемо «Римский скульптурный портрет».

Помимо этого, многие темы по истории можно представить через определённый видеоряд. Причём можно предоставить подбор иллюстраций самим детям.  Примером такой игры является мемо «Сталинградская битва».  Методика работы может показаться схожей с составлением презентации по теме, но, на наш взгляд, есть принципиальные различия. Первое отличие заключается в том, что игра, в отличие от презентации, является материальным продуктом, который, будучи однажды созданным, может использоваться независимо от наличия компьютера и без риска превысить время работы с экраном ПК по санитарно-гигиеническим нормам. Второе отличие (и преимущество) заключается в том, что карточные игры обеспечивают интересную работу детей в парах или группах  (поскольку сетевых программ, которые можно было бы использовать для этих целей, наш рынок учебной цифровой продукции пока не предоставляет). И третье отличие – включение в процесс игры тактильного фактора – работы с карточками. Это в большей степени, чем компьютерная игра,  работает на здоровьесбережение. Психологами также отмечена связь между процессами мышления и двигательной активностью руки.

Особый интерес представляют игры, связанные с изучением исторической хронологии. Примером может послужить игра  «История России. Тайм-лайн»[5]. Игра состоит из 110 двусторонних карточек, на которых изображены события русской истории. Причём дата события обозначена только на одной стороне. Задача игроков – не глядя на дату, расположить все карточки в хронологическом порядке. Количество карточек для игры можно варьировать, как и окончание игры: можно завершить её и определить победителя, когда у игроков закончатся карточки (побеждает тот, кто первым «избавится» от своих, выстроив их правильно на оси времени) или продолжать игру до победного конца, когда вся лента времени будет выложена на игровом столе без ошибок. В игру, которую можно создать по образцу  «История России. Тайм-лайн» , можно взять круг дат, определённый Историко-культурным стандартом. Образы событий нетрудно подобрать из ресурсов интернета или других источников. Это будет отличный тренажёр не только для механического запоминания дат, это будет игра, которая поможет увидеть  каждое  событие как звено в цепи предшествующих и последующих.

Всем с детства знакомы «игры-ходилки»[6]. Для методиста это игра, которую можно в какой-то степени считать первым знакомством ребёнка с картой. Поэтому дидактический ресурс «ходилок» может быть востребован на уроках истории и краеведения. Помимо готовых игр историко-географической тематики «Здравствуй, Россия!»[7], «Я путешествую по России»[8], на внеурочных занятиях можно использовать усовершенствованные ходилки-квесты. Они могут рассматриваться не только как настольно-печатные игры, но и так называемые игры с использованием бланковых технологий. Примером таких игр являются разработанные нами игры-квесты «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие» и «Восстание  Ивана Болотникова» . В первой игре обучающиеся путешествуют по Подмосковью в поисках таинственного камня Алатырь, попутно знакомясь с легендами края и выполняя занимательные задания по топонимике. Во второй  следуют маршрутом Ивана Болотникова – предводителя крестьянского восстания, связанного с историей нашего края: Серебряные Пруды были опорным пунктом восставших, что нашло отражение в гербе нашего посёлка.

Завершая обзор механизмов настольно-печатных игр, конечно, невозможно обойти вниманием классическую карточную викторину. Это универсальный механизм, позволяющий  в игровой форме тренировать память, запоминать исторические события. Игры с механизмом карточной викторины (например, игра «Мы живём в России»[9]) можно использовать как готовые учебные пособия  после необходимой проверки корректности приведённых в ней исторических фактов, дат и пр.

Обзор механизмов готовых настольно-печатных игр помог нам выявить основные модели настольно-печатных игр. Они необходимы для понимания секретов динамичности развлекательных игр, которые могут при определённых условиях начать работать для реализации учебных и развивающих целей.


[1] Психология младшего школьного возраста учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер: ФЛИНТА; Москва; 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net/chtenie/108654/olga-gonina-psikhologiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-uchebnoe-posobie.php (дата обращения 07.06.2018)

[2] Готический собор. 3-D пазл. Авторы Крепкович В., Муретов Е. Санкт-Петербург: ООО «Умная бумага», 2013 г.

[3] Сайт Мосигра. [Электрон-ный ресурс]. URL:  https://www.mosigra.ru/search/?q=%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE (дата обращения: 07.06.2018).

[4] Чернова М.Н. Практикум по истории История российской культуры: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. - М,:Экзамен, 2017. – 173 с.

[5] Сайт настольных игр «Единорог». [Электронный ресурс]. URL:  https://edinorog.org/product/taymlayn-istoriya-rossii?utm_source=yandex_market&utm_medium=cpc&utm_campaign=market&yclid=3136246673186769939&utm_source=yandex-direct (дата обращения: 07.06.2018).

[6]Сайт компании «Дрофа-Медиа» [Электронный ресурс]. URL:  https://drofa-media.ru/catalog/razvivayushchie-igry/khodilki/khodilki-puteshestvie-po-rossii/ (дата обращения: 07.06.2018).

[7]Сайт интернет-магазина «Лабиринт». Настольная игра "Здравствуй, Россия!" [Электронный ресурс]. URL:  https://www.labirint.ru/games/460942// (дата обращения: 07.06.2018)

[8] Сайт интернет-магазина «Лабиринт». Настольная игра "Я путешествую по России" [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/games/519713/ (дата обращения: 07.06.2018)

[9] Сайт интернет-магазина «Лабиринт». Настольная игра "Мы живём в России" [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/games/253977/ (дата обращения: 07.06.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...

Настольно-печатная игра "Развиваем речь"

Игра – основной вид деятельности ребенка с нарушениями в развитии независимо от возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра влияет на формирование всех основных психических п...

Настольные печатные игры - основной вид работы при закреплении материала

Из опыта работы с настольными печатными играми на занятиях с дошкольниками...

Презентация "Мир настольно-печатных игр"

Презентация представляет собой фотообзор современных настольно-печатных игр по истории. Ввиду большого объёма помещаю ссылку на презентацию (Яндекс-диск)...

Настольно - печатная игра "Что кому нужно?"

Изучать профессии , знакомиться с ними можно по разному. Предлагаю Вашему вниманию игру, которая поможет педагогу  и ребенку с пользой провести время,остается распечатать и играть....

Краткая история игр в образовании и общая характеристика методики настольно-печатной игры.

Историографический  обзор методической литературы, посвящённой игровым технологиям (включая журнальные публикации)....

Апробация методических разработок настольно-печатных игр и публикации опыта.

Статья описывает полученные результаты и проявившиеся эффекты в ходе реализации методики настольно-печатных игр в образовании и воспитании, описываются инструменты и методики оценки образовательного р...