Материалы к конференции "Фестиваль идей"
учебно-методический материал (7, 8, 9 класс)

Бобырь Александр

По сравнению с традиционным обучением в интеракционном обучении меняется взаимодействие учителя и обучающегося: активность учителя уступает место активности ребёнка, а задачей учителя становится создание условий для инициативы детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеракция и формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания Подготовил А.А. Бобырь , учитель истории и обществознания МБОУ «Центр образования № 69»

Слайд 2

Человеческая цивилизация приблизительно шесть тысяч лет назад имела вескую причину для создания письменности, и сделано было это не для того, чтобы современный человек отказался от неё

Слайд 3

Читательская грамотность – планируемый результат обучения

Слайд 4

Информационный канал письменной и развитой устной речи (обмен упорядоченными лингвистическими символами) – прерогатива человека

Слайд 5

Развитые навыки речи, письма связаны с навыками чтения и говорят о грамотности человека

Слайд 7

Сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу

Слайд 9

Агрессия Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей

Слайд 10

Дислексия Н арушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению

Слайд 11

Дисграфия Ч астичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи

Слайд 12

Компьютерная зависимость, игромания Психологическая зависимость, признанная ВОЗ заболеванием, влияющим на здоровье человека, в том числе психическое здоровье

Слайд 13

К сожалению, «законы» виртуального мира ребёнок начинает транслировать на реальный мир и свои коммуникации

Слайд 15

Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид «Индивидуальный разум может существовать только в связи с другими разумами, делясь с ними означающими символами»

Слайд 16

Интеракция – это развитие навыков логического рассуждения и социального взаимодействия

Слайд 17

Человек – активное существо по отношению к ситуации, реагирующее на эту ситуацию своим действием ( акция ) Социальное действие – это вовлечённость в действие двух или более людей ( интеракция ), а никак не пассивное взаимодействие с цифровым гаджетом

Слайд 18

Читательская грамотность – умение работать с информацией!

Слайд 19

Тезис Аргументы

Слайд 20

Базовый принцип интеллектуальной работы в школе Чтение Понимание Запоминание Знание

Слайд 21

Предмет вопроса Тезис Аргументы

Слайд 22

- превращения короткого предложения (высказывания) в доказательное выступление; - логического изложения своих мыслей, построения доказательных цепочек. Обучающимися усваиваются навыки и умения: Прогнозируемый результат: - Развитие навыка понимания учебного материала; - Развитие речи (увеличение словарного запаса)

Слайд 23

Типология и ОГЭ

Слайд 24

Прогнозируемые проблемы Неумение работать индивидуально и в малых группах; Неспособность преодолеть нежелание участвовать в процессе обучения; Индивидуальные психологические особенности обучающихся; Интеллектуальные возможности и состояние здоровья обучающихся; Этно-социокультурные особенности обучающихся.



Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Подготовил учитель истории и обществознания

        МБОУ «Центр образования № 69

        А.А. Бобырь

Человеческая цивилизация приблизительно шесть тысяч лет назад  имела вескую причину для создания письменности, и сделано было это не для того, чтобы современный человек отказался от неё, отказался от умения, которым он отличается от других существ, соседствующих ему на планете.

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Она является базовой основой функциональной грамотности,  показателем способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Природа не придумала такие каналы коммуникации, как чтение и письмо. Это придумал сам человек, и навыки человеческой коммуникации изменили человека, казалось, навсегда и бесповоротно. Для осуществления реакций восприятия и ответа мозг человека претерпел существенные изменения. Он научился распознавать лингвистические символы, произошла самоорганизация отделов мозга с целью анализа лингвистических символов и ответной коммуникативной реакции.

Педагогическая действительность, однако, изменилась значительно и непредсказуемо. Сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, журналами для наклеек, детективными литературными поделками. Конечно, кроме книги существуют и другие источники информации. Это телевизор, видео, компьютер. Значение и роль информационных технологий несомненно велика и очень значима, но всё должно быть в меру. Нужно придерживаться главного принципа – не навреди! Посмотрим, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков:

•        Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментным;

•        Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений;

•        Происходит ухудшение грамотности школьников, педагоги бьют тревогу по поводу упрощения и огрубления речи учащихся, примитивных  штампов, которыми часто полны их сочинения;

•        Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи детей и подростков, которые подверглись агрессивному воздействию внешней виртуальной среды. Возникает психофизиологическая зависимость от виртуального мира, которая признана ВОЗ серьёзным психическим отклонением.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

- Игровая, при которой ребёнок увлечённо играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок может забросить всё: учёбу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где он стремится быть победителем, несокрушимым вооружённым до зубов героем, спасающим планету. Удовольствие ребёнок получает от достижения цели – уничтожить как можно больше «врагов» и при этом сохранить себе жизнь. Агрессивное поведение становится нормой для решения возникающих конфликтных ситуаций.

- Сетевая зависимость, при которой ребёнок не может обойтись без так называемого интернет-общения в социальных сетях или в самых различных форумах.

- Зависимость, проявляющаяся в виде нескончаемого бесцельного брожения по сайтам, так называемый серфинг. Это самый коварный вид зависимости. Ребёнок, обманывая себя, считает, что если он не играет, не зависает в так называемых «социальных сетях», то с ним всё в порядке. На самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Психофизиологическая основа игровой компьютерной зависимости понятна. Это получение удовольствия, к которому организм привыкает. Гормоны «радости», «удовольствия» вырабатываются при условии занятости ребёнка сомнительным делом – играми в виртуальной реальности, причём, реальных физических затрат нет, игра не требует, практически, никаких физических усилий. Интеллектуальные затраты тоже весьма сомнительны, они концентрируются вокруг нескольких умений, которые требуются для прохождения большинства компьютерных игр.

Доступность мобильных гаджетов перенесла игроманию в стены школ. Маскируя свою гаджетоманию якобы существующей необходимостью «постоянной связи с семьёй», ребёнок злоупотребляет этим, теряет мотивацию получить удовлетворение от нормальной вовлечённости в образовательный процесс, начинает игнорировать все ещё оставшиеся, но уже сильно поколебленные цифровым цунами нормы и правила поведения.

Создавшаяся педагогическая действительность может завести в тупик, но так ли эта ситуация неожиданна и неповторима?

Нужно вспомнить, что аналогичная ситуация сложилась в 60-70 годы XX века, кстати, в пик письменной и устной грамотности населения. Именно тогда возник прецедент «книжной зависимости»: дети с фонариком читали под одеялом, и родителям загнать ребёнка спать было чрезвычайно проблематично. Доходило до массовых жалоб в школы, родители призывали к ограничению объёма чтения. Книгомания, к сожалению, выродилась в систему накопительства книжных корешков на полках домашних библиотек, а взаимодействующая система «родители-школа», фактически, упустила тот  момент, когда у ребёнка изменился канал потребления информации, не важно, на что направленный: на учёбу или на развлечение.

Эрудиция, память переносятся в «Облако», доверяются персональному компьютеру, подключённому к мировой сети. Человек перестаёт понимать правила межчеловеческого общения, отвыкает от развития навыков человеческой логики непосредственного общения.

Международные исследования PISA привели к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать текст, умения осмысливать и оценивать информацию. По итогам PISA-тестирования уровня читательской грамотности, проведённого в 79 странах в 2018 году, результаты детей ниже, чем в 2015 году. Средний показатель составил 479 баллов (в 2015 – 495 баллов). Россия на 31 месте со средним показателем. На первом месте Китай с показателем 555 баллов.

На основе методик международного исследования качества чтения и понимания текста в 2020-2021 учебном году было проведено тестирование обучающихся 5 (40 человек), 8 (65 человек) и 9 (40 человек) классов. Итоги показали, что в 5-х классах 60% обучающихся не обладают достаточными навыками чтения, что вызывает ослабление когнитивной активности, непонимание читаемой информации, а в 8-9-х классах наблюдалось устойчивое непонимание слов, присутствующих в текстах параграфов учебников Всеобщей истории и Истории России. В то же время тестирование показало значительную по времени увлечённость играми, в том числе занятием геймингом, во время школьных перемен и дома.

Пожалуй, единственным условием эффективного функционирования и развития процесса образования в создавшейся педагогической действительности становится фактор необходимости именно человеческого управления современными каналами социализации ребёнка. В идеале, если мы не можем изменить мейнстрим, необходимо возглавить его, направляя его, в нашем понимании, по оптимальному курсу применения интеракционных форм образования.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Джордж Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

        Человек – думающее общественное существо, являющееся активной стороной интеракции (взаимодействия). Драматическая социология (Ирвинг Гофман), как ветвь Символического интеракционизма (Джордж Мид), прекрасно объясняет сущность процесса общения с компьютером: это не что иное, как представление себя другим в повседневной жизни, развитие самооценки и оценки окружающей среды иными методами.

Применение методов интеракции помогает преодолевать пассивное общение с гаджетом, научает воспринимать и понимать то, что человек – активное существо по отношению к ситуации, реагирующее на эту ситуацию своим действием, а социальное действие – это вовлечённость в действие двух или более людей, а никак не пассивное взаимодействие с цифровым гаджетом.

Интеракционное обучение является диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося, группы обучающихся (параллельно ведётся комплексная работа по нивелированию компьютерной зависимости и злоупотребления цифровыми устройствами).

По сравнению с традиционным обучением в интеракционном обучении меняется взаимодействие учителя и обучающегося: активность учителя уступает место активности ребёнка, а задачей учителя становится создание условий для инициативы детей.

В первую очередь применение методов (инструментария) интеракции направляется на формирование читательской грамотности как на основной навык функциональной грамотности, овладев которым ребёнок расширяет свой спектр мотиваций к усвоению новых знаний и умений, начинает получать удовольствие от своей интеллектуальной работы в классе.

Процесс возникновения читательской грамотности означает: 

  • Формирование умения работать с информацией
  • Умение извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания
  • Формирование навыков преобразования информации
  • Формирование навыков целостного анализа информации.

Инструментарий интеракции позволяет осуществлять терапию отсутствующих блоков в читательской грамотности.

Пример 1:

На уроке класс делится на группы, в группах определяются «докладчики», с которыми участники группы выполняют полученное по выбранному тексту задание (обобщить сведения, определить нужную информацию, выявить логические причинно-следственные связи, выдвинуть тезис, подкрепив его аргументами). Группа знает, что оценка результатов подготовки «докладчика» будет принадлежать только ему, однако коллективная групповая работа, обычно, проводится весьма эффективно.

Пример 2:

На основе текста, изученного дома, ученик получает задание оценить информацию, причём, учитель запрашивает несколько вариантов оценки, впоследствии проводя вместе с классом анализ тезисов, и аргументов, выдвинутых учениками. Выявляется наиболее успешная аргументация правильно сформированного тезиса (метод «Веер»).

На каждом уроке, практически, осуществляется интеракционная терапия порядка выстраиваемых учениками высказываний (метод «Паровозик») – развёрнутость ответа, присутствие необходимых блоков высказывания (1.Предмет вопроса; 2. Тезис; 3. Аргументы). Дети вовлечены в корректировку высказывания, в разной степени помогая отвечающему формировать грамотно составленное высказывание.

Важный элемент читательской грамотности - умение трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот (1. Графически, схематично изобразить устную информацию; 2.Читать и объяснять схемы и графики; 3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала).

Пример 3:

На уроке обществознания в рамках усвоения новой темы «Основное противоречие экономического развития» учащиеся составляют графический конспект (понятия и термины выражены в графической форме), впоследствии трансформируя схему, график в вербальную информацию.

Пример 4:

На уроке истории обсуждается различие понятий «эволюция» и «революция», полученная вербальная информация трансформируется в форму графика в прямоугольной системе координат.

В определённых случаях применима типология – классификация по существенным признакам.

Пример 5:

На уроке обществознания учитель ведёт проверку качества усвоения материала, используя вопросы и задания к параграфу. На примере сложного вопроса обсуждается целостное условие задачи, выявляется «главный предмет», то есть, выявляются существенные признаки, которые впоследствии позволяют сформировать важные навыки читательской грамотности, которые ученик применит при выполнении теста ОГЭ по обществознанию (задания демоверсии 2022 года № 4, 9, 11, 14, 18 и его второй части), теста ОГЭ по истории (задание демоверсии 2022 года № 6 и второй части).

 На уроках истории и обществознания дети работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы).  Для развития читательской грамотности у детей применимы следующие приёмы: «положительное-отрицательное» при оценке события, действий исторического лица; «ошибка-последствия» при оценке решения, принятого историческим лицом,  «переводчик» - при пояснении термина из экономической или политической сферы; «историческое эссе» - самостоятельное исследование конкретного исторического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль методических идей «Методические и дидактические материалы»

«Создание интерактивных упражненийс помощью программы-оболочки «Hot Potatoes»и использование их на уроках»...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИДЕИ ДО ВНЕДРЕНИЯ инструктивно-методические материалы лицея № 3 г. Иркутска

Инструктивно-методическое издание предназначено, прежде всего,  учителям и администраторам , перед которыми стоит задача – с 1 сентября 2012 года в режиме «пилотной площадки» приступить к введени...

Диплом и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)

Цели урока:            1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты  «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести с...