Организация внеурочной занятости учащихся МОУ Лицея № 15 в соответствии с требованиями ФГОС ООО
статья (5 класс)

Шурганова Наталья Сергеевна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_zanyatosti_uchashchihsya.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной занятости учащихся МОУ Лицея № 15

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

в 2015-2016 учебном году

(подготовила - Шурганова Н.С.)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
  • совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  • углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время.
  • организация информационной поддержки учащихся.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное: объединение «Подготовка ГТО »,  Танцевальная студия «Фантазия»

2. Духовно-нравственное: объединение «Планета толерантности»,

3. Социальное: объединение «Юный правовед», объединение «ЮИД»:

4. Общеинтеллектуальное: объединение «Химия вокруг нас», объединение «Занимательная информатика», объединение «Юный физик»:

5. Общекультурное: объединение «Калейдоскоп», художественная студия «Палитра»,   объединение «Занимательное страноведение»

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Содержание внеурочной деятельности

Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. При составлении плана внеурочной деятельности предусматривалась вариативность формирования групп учащихся. Так на одном занятии могут присутствовать дети из разных классов, что позволяет удовлетворить желания и интересы каждого ребенка.

Формы организации внеурочной деятельностью.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая,

познавательная,  проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

На первоначальном этапе для формирования групп учащихся по различным объединениям внеурочной занятости были проведены родительские собрания по окончании 4 класса в июне 2015 года. На собраниях родителям учащихся была предоставлена информация о направлениях внеурочной занятости, предлагаемых лицеем: после этого родители написали заявления о вступлении их детей в объединения. В начале 2015-2016 учебного года в сентябре на классных и родительских собраниях информация по выбору объединений внеурочной занятости была скорректирована, и учащиеся вновь сгруппированы по разным видам деятельности (при этом была собрана и учтена информация о занятости учащихся в детских объединений по направлениям программ дополнительного образования ). По итогам полученной на собраниях информации каждый классный руководитель параллели 5-х классов составил таблицу занятости учащихся, расположив в ней данные о занятости каждого учащегося как в лицейских объединениях, так и в  объединениях дополнительного образования: по данным  в таблице стала отчетливо прослеживаться  занятость учащихся; с тем, чтобы, по возможности, каждый будний день каждого ученика был занят хотя бы одним видом деятельности (образец подобной таблицы прилагается). В окончательном варианте учащиеся распределились по разным направлениям внеурочной занятости следующим образом:

  1. Объединение «ГТО»: 59 учащихся, что составляет 47 % от всех учеников параллели
  2. Объединение «ЮИД»: 16 учащихся, что составляет 13 % от всех учеников параллели
  3. Объединение «Юный физик»: 26 учащихся, что составляет 20,5 % от всех учеников параллели
  4. Объединение «Занимательная информатика»:  23 учащихся, что составляет 18 % от всех учеников параллели
  5. Объединение «Химия вокруг нас»: 23  учащихся, что составляет 18 % от всех учеников параллели
  6. Объединение «Планета толерантности»: 26 учащихся, что составляет 20,5 % от всех учеников параллели
  7. Объединение «Юный правовед»: 12 учащихся, что составляет 9,5 % от всех учеников параллели
  8. Объединение «Занимательное страноведение»: 20 учащихся, что составляет 16 % от всех учеников параллели
  9. Художественная студия «Палитра»: 18 учащихся, что составляет 14 % от всех учеников параллели
  10. Танцевальная студия «Фантазия»: 23 учащихся, что составляет 18 % от всех учеников параллели
  11. Объединение «Калейдоскоп»: 8 учащихся, что составляет 6 % от всех учащихся
  12. Объединение скаутов: в него входит пока 3 учащихся 5 «В» класса (они посещают собрания скаутов, побывали в лагере скаутов в период осенних каникул)

При этом около 81 % всех  учащихся 5-й параллели заняты не менее, чем в двух объединениях внеурочной занятости (занятость составляет 2-4 дня в неделю); в то время как у 19 % учащихся, посещающих только одно направление внеурочной деятельности,  это связано с большой загруженностью в детских объединений по направлениям программ дополнительного образования вне лицея (у данных учащихся занятость ежедневная по несколько часов, включая субботние и воскресные дни), либо с особенностями здоровья (Пихова Мила из 5 «В» имеет врожденный порок сердца, поэтому сильная нагрузка не приветствуется)

Можно так же проследить следующие факты во внеурочной занятости 5-х классов:

  1. Около 27 % учащихся 5-х классов  заняты внеурочными занятиями от 3 до 4 часов

в неделю

  1. Около 23 % учащихся 5-х классов  заняты внеурочными занятиями от 5 до 7 часов

в неделю

  1. Около 15 % учащихся 5-х классов  заняты внеурочными занятиями от 8 до 10 часов

в неделю

  1. Около 35  % учащихся 5-х классов  заняты внеурочными занятиями от 11 и более часов

в неделю (до 17-18 часов)

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- оказания помощи в удовлетворении образовательных запросов, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС...

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологии организации учебного процесса изучения иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Мой материал пригодится учителям иностранного языка.  работающим в  образовательной школе. Главными характкеристиками педагогических  технологий  можно назвать гуманность, эффектив...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО

Об изменениях в содержании, в  образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...