Работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании
консультация

Ермилова Мария Владимировна

Работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми с ОВЗ15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании

В нормативно-правовых документах дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Согласно характеристикам такого вида образования, содержащимся в ст. 75 («Дополнительное образование детей и взрослых») гл. 10 («Дополнительное образование») Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», основными параметрами, определяющими особенности психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях данного типа, являются:

  • а) направленность на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • б) ориентация на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени;
  • в) создание условий, обеспечивающих адаптацию обучающихся к жизни в обществе и их профессиональную ориентацию;
  • г) учет при разработке дополнительных образовательных программ возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обозначенные положения обусловливают возможность и необходимость реализации в рамках дополнительного образования достаточно широкого спектра программ, в том числе адаптированных,  а также создания специальных условий для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ.

Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, условия, наличие которых обеспечит эффективность работы педагога с обучающимся, имеющим особые образовательные потребности.

1. Инклюзивный характер дополнительных образовательных программ. Педагогу необходимо предусмотреть возможность освоения программы обучающимся с проблемами в развитии. Для этого содержание, виды и формы предполагаемой деятельности стоит подбирать, ориентируясь на то, чтобы можно было организовать работу как со здоровым ребенком, так и с ребенком, имеющим некоторые ограничения здоровья. Таким образом можно будет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

2. Следует понимать, что в отличие от организаций, реализующих основные образовательные программы, учреждения дополнительного образования имеют возможность предоставить обучающимся и их родителям право выбора программы, которую они хотят освоить. Это позволяет в полной мере учесть особенности ребенка и подобрать для него сферу деятельности, в рамках которой могут быть созданы наиболее благоприятные условия для его реабилитации и развития. Обозначенное положение обусловливает наличие в содержании диагностического и аналитического этапов сопровождения таких действий педагога дополнительного образования, которые направленны на создание условий для осознанного и обоснованного выбора детьми и родителями дополнительной образовательной программы.

3.Одной из особенностей дополнительных образовательных программ является высокая степень их вариативности. Это значит, что в рамках проектировочного этапа сопровождения педагогу предоставлена большая свобода в выборе содержания, форм, методов, приемов и технологий работы с ребенком в выбранной сфере.

4. Еще одной отличительной чертой дополнительного образования является то, что в его рамках не определяются жесткие требования к результатам деятельности обучающихся. В связи с этим есть возможность в полной мере реализовать принцип относительности в оценке их достижений, что предполагает особое внимание педагога в процессе сопровождения к формам отслеживания и фиксации достижений ребенка, позволяющим увидеть прогресс индивидуально развития и личностного роста сопровождаемого. Таким образом, на этапе контроля и коррекции в процессе сопровождения педагогу целесообразно в первую очередь ориентироваться на индивидуальные достижения ребенка, степень его удовлетворенности собственной образовательной деятельностью, формами ее организации, взаимодействием в детском образовательном объединении и с учетом этой информации разрабатывать меры по совершенствованию образовательной программы.

Поэтому, примите ребенка таким какой он есть и дайте ему возможность развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными и мотивированными детьми на занятиях кружков дополнительного образования и уроках информатики

Одной из главных задач в работе педагогов дополнительного образования и учителей-предметников является развитие творческой активности учащихся, повышение интереса к предмету, расширение познавате...

Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.      Общие положения.Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями...

Работа с одарёнными детьми в системе учреждения дополнительного образования

В образовательном пространстве учреждения дополнительного образования конструктивной смысловой единицей системы работы с одаренными детьми является творческий совместный труд педагога и учащегося, пед...

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом...

«Особенности работы с одаренными детьми Сотрудничество с системой дополнительного образования.»

Благоприятные возможности дополни­тельного образования четко проявляются в сфере художественного разви­тия. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскры­вать...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...