Классный час
методическая разработка

Реферат по теме: "Методика организации и проведения классного часа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

« ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра образования и педагогических наук

РЕФЕРАТ  ПО ПЕДАГОГИКЕ

Методика организации и проведения классного часа

44.03.01 – Педагогическое образование

(профиль подготовки – «Математика»)

Уровень образования

Высшее, бакалавриат

Форма обучения

Очная

Подготовила:

студентка 2 курса  

Соколюк Елена Сергеевна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры образования и педагогических наук

Рыжова Ольга Семеновна

Ростов-на-Дону

2018

Содержание

                        Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные формы проведения классного часа…………………………………..4

2. Основные функции классного часа………………………………………………4

3.Этапы подготовки и проведения классного часа……………………………….6

4. Приемы подготовки и проведения классного часа…………………………….7

5.Виды классного часа……………………………………………………………….7

6.Требование предъявляемые к классному часу…………………………………..9

7.Алгоритм проведения классного часа……………………………………………10

8.Критерии эффективности классного часа………………………………………14

     Заключение………………………………………………………………………15

     Список используемой литературы……………………………………………..16

              Введение 

Классный час – время для общения классного руководителя

 со своим коллективом, когда он использует разнообразные

приемы, средства и способы организации взаимодействия.

Е.В.Титова

        Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.

          Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

       Классный час – это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

          Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

          Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.

              Классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

1. Основные формы проведения классного часа.

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом и проводить в различных формах:

а) как классное ученическое собрание;

б) как час классного руководителя (воспитательный час);

в) как сочетание различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание).

Час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, по-разному определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми. Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

2. Основные функции классного часа

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую .

  • Просветительская функция – расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, математике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
  • Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
  • Направляющая функция – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
  • Формирующая функция – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

Чаше всего классный час одновременно выполняет все функции: он и просвещает, и ориентирует, и формирует, и направляет учащихся.

       Методика организации классного часа предполагает определение его содержания, которое зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

        Могут быть предложены различные темы классных часов, например человек и человеческие отношения, наука и познание, прекрасное в жизни, искусстве, человеке, вопросы государства и права, соблюдение гигиенических норм, половое воспитание, профориентация, психологическое просвещение, экономическое и экологическое воспитание и т. д.

       Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руководителя.

     3.Этапы подготовки и проведения классного часа.

       Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

1) определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

2) тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

3) составление плана подготовки и проведения классного часа;

4) привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

5) подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;

6) определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

7) определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

8) выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

4. Приемы подготовки и проведения классного часа.

При подготовке и проведении классных часов используются различные приемы:

а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий;

б) лекции, проводимые приглашенными специалистами;

в) анкетирование и анализ его результатов;

г) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий;

д) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют);

е) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением;

ж) «мозговой штурм», работа в творческих группах.

Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

     5.Виды классного часа.

В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида.                            К первому виду относятся классные часы, подготовка к которым требует от педагога широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.

Подчеркнем, что выбор вида классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства и индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

       Особо следует выделить классные часы, на которых перед учащимися выступают приглашенные гости или родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя.

           Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия и его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог подготавливает к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему общению, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.

6.Требование предъявляемые к классному часу.

Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

  1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
  2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
  4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
  5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.

7.Алгоритм проведения классного часа.

Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:

  1. Определение темы, целей и задач.
  2. Выбор формы проведения и названия.
  3. Предварительная подготовка:

- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;

- составить план проведения;

- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут.

Организация и проведение классного часа.

1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).

2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).

3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).

4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)

5. Ход

1. Организационный момент (0.5 – 3 мин.) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.

Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:

1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.

2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.

Типичные ошибки:

1. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.

2. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.

Рекомендации:

 В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.

Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. При этом эффективен следующий прием: командам вместо очков за правильные  ответы раздаются части разрезанной картины. При подведении итогов  в заключительной  части  собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что  важно не  количество  баллов, а общий результат.  В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.

3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).

Цель:  реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки:

1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.

3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования  поведения.

4. Создание учебной атмосферы урока.

5. Назидательность.

Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.

2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»

4. Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

Рекомендации:

1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

Советы по организации классного часа:

  1. Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
  2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
  4. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
  5. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
  6. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

8.Критерии эффективности классного часа.

К основным критериям эффективности при проведении классного часа можно отнести:

 личностную значимость учащихся;

 комфортность, благоприятный психологический климат;

 возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников;  

обогащенность жизненного опыта учащихся;

 духовно-нравственная ценность;

 вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.

        Заключение

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и  под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

 Итак, классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

В процессе подготовки и проведения классного часа, учитель, во-первых, может узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания. Во-вторых, именно с помощью воспитательного часа (анкетирование, диспуты, круглые столы и т,д,) классный руководитель составляет план мероприятий и воспитательных часов (руководствуясь интересами детей и их родителей).Классный час очень важен  и нужен. Дети проводят своё время в интернете и часто не интересуются историей, политикой и прочими нужными вещами. Об этом и нужно им рассказывать в доступной для них форме- форме обсуждения радостей и проблем, которые возникают у обучающихся.

Список используемой литературы

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе- Ярославль,1991

2. Безрукова В.С. Воспитательный процесс и его организация в практике школы- Казань,1982

3. Ильина Г.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях- Ярославль,1995

4. Журналы «Классный руководитель»

5. Щуркова Н. Е., «Программы воспитания школьника».

6. Изучение личности школьника учителем/Под ред. И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Родионовой и др. - М., 1991.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998

8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998

9. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.

10.Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

11.Гончар Э.В. Документальное обеспечение воспитательного процесса // Классный руководитель. - 2006.

12.Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания // Классный руководитель. - 2006.

13.Шустова Л.Б. Воспитание толерантности: Приемы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель. - 2006.

 14. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей      

школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой. – М.:

Просвещение, 2004.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./

Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

15. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. – 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...