Проблемы патриотического воспитания молодого поколения
статья

В статье освещаются проблемы современного патриотического воспитания молодежи и предлагаются пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_patrioticheskogo_vospitaniya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проблемы патриотического воспитании в современном отечественном образовании»

Введение

     Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна для всех времён и в любом государстве. Эта проблема прослеживается и в сочинениях античных философов, и в отечественных источниках, начиная с таких  произведений древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», а также обнаруживается в многочисленных «Житиях» и «Поучениях». Все выдающиеся педагоги отмечали необходимость воспитания любви к Родине, что легко объяснить, ведь если люди не будут любить свою родную землю, то очень сложно будет достичь ее процветания во всех областях. В царское время патриотическому воспитанию уделялось большое внимание в кадетских корпусах и офицерских училищах. В советское время патриотическое воспитание всегда было в приоритете. Патриотизм становится национальной идеей советского периода. Искусство и литература ставят во главу угла патриотическое воспитание: снимаются фильмы, пишутся картины и книги. Патриотизм через такой признак, как соборность, органически свойственен ментальности русского народа, поэтому в предвоенные и военные годы люди быстро восприняли идею «Родины-матери». Возникает вопрос: что же такое патриотизм? Прежде всего, это, конечно, любовь к Родине. Но, утверждая это, мы сталкиваемся и с такими понятиями, как национализм, шовинизм, нацизм. В отличие от них, патриотизм предполагает толерантное отношение к другим народам. Национализм же противопоставляет свой народ другим. Шовинизм — это национализм большой нации по отношению к нации малой. Нацизм — это национализм, доведённый до крайности, до расизма. Поэтому, ставя задачу патриотического воспитания, мы не должны переходить ту грань, отделяющую патриотизм от течений, которые являются его противоположностями.

Основная часть

     Сегодня ведется большая работа по патриотическому воспитанию в школах. Наряду с имеющимися в школах социальными работниками и организаторами внеклассной работы ставится задача введения в школьный штат новой должности — советника по воспитательной работе, который будет приниматься на работу и финансироваться в рамках созданного не так давно Российского движения школьников. Одной из функций советника является реализация патриотического воспитания обучающихся.

     Развал системы патриотического воспитания коснулся и системы образования. Ряд исторических фактов был искажен. В области преподавания литературы были исключены из программы некоторые произведения патриотической направленности.

     Необходимо учитывать внешние условия патриотического воспитательного процесса. Воспитывать патриотизм можно только на положительных примерах. Вот почему мы так часто обращаемся к теме Великой Отечественной войны.

     Проблема патриотического воспитания связана с дальнейшим укреплением идеи социального государства, задачей которого является социальная защищённость всех слоёв населения. Таким образом, по большому счёту, проблема патриотического воспитания на данном этапе развития страны является не только педагогической проблемой, но и проблемой государственной политики, и подходить к её решению нужно комплексно, с участием школы, всех общественных организаций и государственных структур всех уровней.

     Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов.

     Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

     Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

     А.Н. Вырщиков выделяет следующие разновидности патриотизма :

  1. государственный патриотизм – служение своей стране, приоритет государственных интересов над личными интересами. России нужны люди, способные сказать «моя страна – моя семья», как в песне: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Людей такого масштаба, способных чувствовать боль от обиды за Родину, не так много. Наверное, ярчайшим примером таких патриотов были Александр Невский или Жанна Д’Арк. Чувство боли за родную землю, народ, нельзя возбудить в себе искусственно – оно либо есть, либо нет.
  2. российский патриотизм. Его основа – понятия: «Родина», «мать», Отечество». Это отношение к своей стране, как к любимым родителям.
  3. национальный патриотизм основан на истории и культуре конкретного народа. Формирование собственной национальной идентичности, которая утрачивается в сознании многих молодых людей, воспринимающих себя больше «россиянами», чем «русскими».
  4. местный патриотизм – любовь к малой Родине.

     В современном мире детям навязывают чужие либо ложные ценности посредством агрессивной информационной среды. В некоторых странах Европы и даже в России пытается «поднимать голову» фашизм, который начинается с искаженного понимания того, что такое Отечество, гражданство, национальность и т.д. Возможно, корни этих проблем в том, что в течение 20 века в нашей стране происходил разрыв в традициях и единстве истории, деморализация общества, упадок доверия между людьми.

     Кризис российского образования состоит в отсутствии целей обучения или их размытости. Современные учителя уже не выполняют той роли, о которой мы привыкли говорить с детства: «сеять разумное, доброе, вечное», современный учитель – это менеджер, оказывающий образовательные услуги населению, все меньше уделяющей внимания внеклассной работе со школьниками. Прежние приоритеты в образовании, а именно патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание морали и нравственности потеряны, а новые пока не найдены, поэтому сейчас так остро стоит вопрос о возрождении патриотического воспитания в современных школах и вузах страны. Падение морали и нравственности в России подогревается насаждением западных псевдоценностей. Такое понятие, как толерантность, приобретает в обществе все более извращенные формы. Отрицаются моральные и нравственные законы, а это значит, что любые взгляды и духовные установки человека, какие бы они не были по содержанию, считаются правильными и не должны подлежать осуждению. Критиковать падение норм морали и нравственности считается нетолерантным и даже опасным для гражданина. Чрезмерная заинтересованность нетрадиционной культурой может быть губительна для нашего общества. Мы все чаще являемся свидетелями, как в западных странах происходит разрушение института семьи и брака, переписываются исторические события, возрождаются идеи национал-шовинизма.

     Характеризуя создавшееся в стране положение, президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о том, что даже слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

     Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

     Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

     Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях образования включает в себя:

  • · комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;
  • · педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
  • · управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.

     Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.

     На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

     Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.

     Однако существует ряд проблем,  мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно: несовершенство законодательной  базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;  недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патрио тических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе; малочисленность высокопрофессиональных кадров  в  общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое   обеспечение  образовательного процесса; отсутствие системы  координации  деятельности заинтересованных структур министерств,  ведомств,  научных и образовательных учебных заведений,  общественных  и  религиозных организаций,  занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.

     По своей природе патриотизм тесно связан с коллективной социально-

исторической памятью , и на протяжении всей истории нашей страны она является духовной основой российского общественного сознания. Непосредственное концептуальное основание патриотизма связано с понятием «коллективной идентичности», которое отражает разнообразные формы духовной связи человека с окружающим его миром и играет важную роль в современном меняющемся мире . Этим концептуальным подходам в целом соответствует государственная политика развития, учитывающая как вопросы создания социально-экономических условий для роста патриотизма граждан, так и вопросы патриотического воспитания, которые рассматриваются в качестве одного из наиболее важных направлений. Ее цель – создание условий для преемственности поколений, воспитания гражданина с активной жизненной позицией, способного нести ответственность не только за себя, но и за свою семью, свою страну, гражданина, который чувствует свою сопричастность «… к великой истории и культуре России…» . В первую очередь, патриотическое воспитание нацелено на молодежь, поскольку ее критическое мышление и картина мира

находятся на стадии формирования. Тем не менее, в настоящее время актуальность вопросов общероссийской идентичности заметно возросла в силу усиления внешнего и неоднозначного влияния различных глобальных социальных процессов, противоборства одно- полярной и многополярной систем миропорядка и пр. Российское общество в качестве одного из ресурсов защиты от рисков может опереться на устойчивую, активную структуру гражданской идентичности как общероссийской, так и региональной, муниципальной. Однако для этого программы поддержки, развития структур идентичности должны быть более эффективными. Наиболее успешным компонентом этого процесса являются мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне. В них удаётся закрепить на уровне «знания» и на уровне «эмоционального переживания» ценное коллективное чувство идентичности, что мы, граждане России, черпаем силы в нашем героическом прошлом, которое вдохновляет нас и объединяет. В современных условиях, когда все чаще возникают попытки переписать историю, когда ведется борьба с памятниками воинам, наша защита правды о той войне, сохранение памяти о беспримерном подвиге нашего народа и сохранение каналов передачи ее будущим поколениям – всё это ценнейшие моменты нашей идентичности, которые позволяют нашему обществу защищаться от рисков внешних деструктивных влияний.

     В настоящее  время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовали бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

     Не вызывает сомнений, что существующая система гражданско-патриотического воспитания требует внесения принципиально значимых изменений. В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» поднимается проблема низкого качества и недостаточной работы государственных институтов с подростками и молодежью. Среди установленных причин такого положения определены следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; низкая спортивная материально-техническая база в образовательных учреждениях.

     Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

     Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.

     Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

     Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п.

     Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.

     Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.

     Педагог должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.

     Решение многообразного спектра проблем строится на последовательной  и целенаправленной государственной политике, направленной на укрепление  национальной безопасности Российской Федерации; обеспечение устойчивого и поступательного развития страны; преодоление чуждых гражданину России  индивидуалистических норм, стереотипов поступков и поведения; повышение  значимости отечественных социокультурных ориентиров для поколений XXI  века.

     В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

     Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности. Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

     Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Заключение

     Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; забота и долг перед большой и малой родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм. Таким образом, истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом в подрастающем поколении.

     Рассмотрение проблемы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях подтвердило её острую актуальность и необходимость комплексного подхода в обществе к её решению. В процессе патриотического воспитания необходимо использовать самые разнообразные педагогические технологии, методы и приёмы рационального и эмоционального характера. Это должно носить системный характер. Исторический опыт доказывает, что рост патриотического сознания молодёжи, может быть успешным при систематической работе по патриотическому воспитанию на всех этапах образовательного и воспитательного процесса.

     Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Литература

1. Е. А. Бароненко  , Ю. А. Райсвих  , А. С. Бароненко  «Проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях». Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 7, 2020

2. Воронцов С. А., Понеделков А. В. Об отношении российской молодежи к Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. // Власть. 2020. Т. 28. № 3.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. – Волгоград, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Г.М. Садалова, учитель  алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной              В это...

« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. В нынешнее время в об­щеобразовательной школе сле­дует больше внимания уде­лить воспитанию у старшек­лассников патриотизма на о...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Культурно – образовательный проект «Сотрудничество» как новый вид организации совместной работы школы и объектов культуры по воспитанию молодого поколения.

Материалы  рассказывают о культурно – образовательном  проекте «Сотрудничество» , который проходит в МОУ Синичинская СОШ Можайского района как новый вид организации совмест...