« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».
статья на тему

Шаехова Гульнара Маратовна

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. В нынешнее время в об­щеобразовательной школе сле­дует больше внимания уде­лить воспитанию у старшек­лассников патриотизма на основе славных боевых тра­диций наших Вооруженных Сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Шаехова Г.М.

                                                                                                  Г. Чистополь

« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».

                                                                                                   

                                                                                   Вся история Российского государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа, отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе». В 59 статье Конституции Российской Федерации сказано: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». (1)  

Военно-патриотическое  воспитание призвано формировать патриотические и морально- психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому воспитанию молодёжи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным. Цель военно-патриотического воспитания – выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации. Однако выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм»,  «фашизм»,  «антисемитизм», «космополитизм» и т.д.  По данным Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ныне у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к Вооруженным силам, померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство». Обычным стало циничное отношение к героическому прошлому Отечества. Об огромном значении исследования теории и методики патриотического воспитания населения страны говорит и разработка программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации под номером №795).В соответствии, с которой школы, учреждения дополнительного образования, социально- культурные структуры получили законодательное подкрепление своей деятельности и реальную возможность активизации работы  по патриотическому воспитанию молодёжи.  Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Отечественная педагогика имеет ряд работ, посвященных патриотическому воспитанию молодежи. Нам представляется очень важным трезво, непредвзято извлекать уроки из богатого опыта формирования у граждан советского патриотического самосознания, которое ярко проявилось в массовом героизме населения в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, отечественный опыт патриотического воспитания в последние десятилетия стали игнорировать. Работники школ, вузов, широкая общественность отмечает запущенность проблем воспитания. Самой острой проблемой семьи, школы и государства стала проблема воспитания новых поколений россиян. Одной из важных проблем современного российского образования является разработка научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Она предполагает научно-теоретическое обоснование проблемы с указанием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, к военной службе и достойному служению Отечеству.  Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные требования, предъявляемые при подготовке юношей к защите Отечества. Современный воин должен обладать целым комплексом личностных качеств, который включает идейно-политические, морально-психологические, военно-технические, физические, а также способность их мобилизовать в случае военной опасности. Их необходимо формировать в процессе учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе. Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 65-летия великой Победы, в подготовке и проведении которого одно из ведущих мест заняли образовательные учреждения страны, показав, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе даёт возможность педагогам выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.

     Основная задача военно-патриотического воспитания - развивать морально-психологические и физические качества. Способствовать приобретению  военных и военно-технических знаний и навыков.  Военно-патриотическое воспитание имеет особую функцию, отличающую его от других составных частей – подготовить молодежь к экстремальным ситуациям защиты отечества - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира. По своей структуре военно-патриотическое воспитание- это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по вопросам обороны и других требований органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны. Комплекс основных требований, предъявляемых старшеклассникам Отечества, задачи, принципы и содержание военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, соединенные с определенными формами, методами и средствами их реализации, составляют теоретические основы военно-патриотического воспитания юных поколений. Вопрос о причинах уклонения от военной службы допризывной молодежи стал злободневным в современной России. Молодежь морально и психологически не готова к службе в армии, а потому ею используются все средства, чтобы уклониться от призыва. Количество таких юношей, с каждым годом растет. Чтобы разработать и эффективно внедрить в практику профилактической деятельности школы меры предупреждения и преодоления уклоняющегося поведения у будущих воинов, необходимо знать, что их порождает и питает. Основными причинами уклонения допризывной молодежи от службы в армии являются:

    - создаваемое в нашей стране демократическое общество не имеет пока идеологического обоснования, которое стало бы идейной основой формирования новых поколений;

     - в общеобразовательных школах значительно ослаблена работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

     -в связи со значительным ослаблением материального положения абсолютное большинство родителей, ставших безработными и с трудом обеспечивающих благополучие своих семей, забыло понятие "Родина", "Отечество" и устранилось от военно-патриотического воспитания юных поколений;

- общество не успело привыкнуть к новым ценностям, а советские ценности уходят из сознания; идеи патриотизма и патриотического воспитания не заняли должного места в системе идеологических отношений, как это было раньше;

 Исходя из вышесказанного законодательно - нормативной основой военно-патриотического воспитания должны являться такие правовые документы, как: Указ президента РФ от 16.05.1996 г. №727 "О мерах государственной поддержки по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ", постановление Правительства РФ от 118.06.1997 г. №746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России 1998-2000 годы)", Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (утверждена приказом Минобразования России от 18.10.1999, №574); Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (Утверждена правительством России №795). Указанные нормативно-правовые документы содержат систему мер по коренному улучшению военно-патриотического воспитания граждан: введение обязательной подготовки по основам военной службы в школах, УНПО, техникумах, восстановление института военруков; разработка Положений о патриотических, историко-краеведческих и военно-исторических организациях, клубах и объединениях; разработка программно-методической базы для организации деятельности патриотических клубов, военно-спортивных лагерей, проведение учебно-полевых сборов.

Основные направления военно-патриотического воспитания:

1.Совершенствование процесса патриотического воспитания.

- обогащение содержания патриотического воспитания;

- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- усиление патриотической направленности на уроках школьных дисциплин;

- воспитание гордости за Российское государство;

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.

2. Координация деятельности.

- создание условий в работе по патриотическому воспитанию;

- активизация в военно-шефской работе.

3. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

- создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма. (Телерадиокомпания «Чистополь», СМИ «Чистопольские известия» и т.д.)

     Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально- гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям. Ведь и в нашей школе обучаются дети разных национальностей.

    Что такое патриотизм?

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- защита Отечества;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет и семья.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать внутренние психолого-педагогические компоненты.

1.Потребностно-мотивационный компонент. Его формирование осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы. Этот компонент мы используем на уроках истории, ведь она могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Огромное эмоциональное влияние оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии.  (Стихи А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Мусы Джалиля, М.Карима, проза Л.Н.Толстого, Н.В. Гоголя и др.). Также, в нашей школе, ведётся краеведческая работа, где учащиеся реально переживают чувства привязанности к своей родной земле; совершают походы по памятным местам родного края; встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

2. Когнитивно-интеллектуальный компонент. Это беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера.

3. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

 Готовность личности к защите Отечества предполагает наличие многих качеств личности. Поэтому современная школа должна иметь достоверное представление о том, какие качества формировать у старшеклассников - будущих защитников Родины. Именно военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, влияет на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке к защите Отечества. И мы должны их направлять. Речь идет о формировании и развитии таких основополагающих морально-психологических качеств, как патриотизм, любовь и преданность своему Отечеству, постоянная готовность с оружием в руках, выступать на его защиту, верность воинскому долгу, военной присяге, боевому знамени и боевым традициям российских Вооруженных Сил. Формирование этих и других моральных качеств составляет основу работы по воспитанию сознательных, убежденных в своей правоте и преданных своему народу защитников Отечества. В нашей Чистопольской «Кадетской школе - интернат» ежегодно проводится присяга, военизированная эстафета, сборка, разборка автоматов, полоса препятствий. Учащиеся ездят в военно-полевые лагеря, ходят на экскурсии, в походы с различными препятствиями, где кадеты проявляют мужество, храбрость, силу духа, стойкость, сплочённость, ответственность, дружбу.  

    Каждая историческая эпоха выдвигает свой идеал нравственной личности. Например, во времена античности к добродетелям относили мудрость, мужество, справедливость. В эпоху зарождения капиталистических отношений добродетелями считались трудолюбие, бережливость, предприимчивость. Социалистическая эпоха провозгласила главными добродетелями самоотверженность, ХХ век и начало ХХI века характеризуются, идеями духовного и нравственного возрождения, патриотизма, любви и преданности к Родине. В нынешнее время в общеобразовательной школе следует больше внимания уделить воспитанию у старшеклассников патриотизма на основе славных боевых традиций наших Вооруженных Сил. В военно-патриотическом воспитании необходимо активно использовать многолетний опыт старших поколений педагогов; испокон веков глубокие патриотические чувства, основы мужества, твердости духа будущих воинов закладывались совместными усилиями семьи, школы и армии. Сегодня в этой триаде большую роль обязана брать на себя школа. Следует учитывать принцип преемственности боевых традиций, ставших священными для всех предшествующих поколений защитников Отечества.

С возрастанием требований, предъявляемых к военно-патриотическому воспитанию современного воина, необходимо по-новому взглянуть на роль школьного обучения в военно-патриотической подготовке старшеклассников.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  

Мы занимаемся следующими видами деятельности:

- организуем встречи с ветеранами, собираем материал о их жизни, наглядно оформляем в Книге памяти;

- изучаем собранный материал, несём «Вахту Памяти»;

- проводим уроки Мужества для кадетов и их родителей;

- оказываем содействие учителям других школ в использовании материала в учебном процессе;

- проводим патриотические, экологические, национально-региональные игры, праздники, выставки, викторины;

- конкурсы военно-строевой песни;

- циклы бесед по государственной символике и др.

Также предполагается активное участие родителей. Здесь возможны такие формы деятельности, как педагогические советы с участием родителей, семейные классные часы, анкетирования.

Благодаря кропотливой работе коллектива учителей и воспитателей Чистопольской «Кадетской школы - интернат» мы имеем и хорошие результаты:

- призовое место в республиканском военно-спортивном конкурсе «Победа»;

- лауреаты республиканского конкурса « Растим патриотов России»;

- призёры республиканского слёта кадетских корпусов и многие другие достижения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов,- значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей,- значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

Литература:

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Военно-патриотическое воспитание молодёжи: Проблемы и опыт. – М.: Патриот, 1991.

3 Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград, 2001.

4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития //Воспитание школьников. – 2002- №7- С.8-5.

5. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодёжи: концепция, программа, организационно – методические основы: пособие для педагогов работы с молодёжью. – М.: АПК и ПРО, 2009.

(1)-  59 статья Конституции Российской Федерации.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Г.М. Садалова, учитель  алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной              В это...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях диалога культур

Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами ж...

Культурно – образовательный проект «Сотрудничество» как новый вид организации совместной работы школы и объектов культуры по воспитанию молодого поколения.

Материалы  рассказывают о культурно – образовательном  проекте «Сотрудничество» , который проходит в МОУ Синичинская СОШ Можайского района как новый вид организации совмест...

Проблемы патриотического воспитания молодого поколения

В статье освещаются проблемы современного патриотического воспитания молодежи и предлагаются пути их решения....