ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья на тему

Г.М. Садалова, учитель  алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной

             В этом году исполняется 80 лет известному алтайскому классику, писателю и поэту Э. М. Палкину.  Детство писателя пришлось  на годы Великой Отечественной войны, он вместе со своей семьей пережил все тяготы войны в тылу, был  очевидцем возвращения фронтовиков домой, их дальнейших судеб в мирной жизни.  Все его собственные впечатления, эмоции, наблюдения отразились в его романе «Алан».     

            Сам Эркемен Матынович родился в 1934 году в небольшом селе Ело Онгудайского района, учился в областной национальной школе, затем поступил в Литературный  институте имени А. М. Горького. Э.М. Палкин является автором нескольких поэтических сборников: «Новый человек», «Родные люди», «Такой обычай», «Новое время», «Черное пламя», повестей «Жеребенок ржет», «Алан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sadalova_g.m._statya_-_chagan-uzun.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Г.М. Садалова, учитель  алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной  

             В этом году исполняется 80 лет известному алтайскому классику, писателю и поэту Э. М. Палкину.  Детство писателя пришлось  на годы Великой Отечественной войны, он вместе со своей семьей пережил все тяготы войны в тылу, был  очевидцем возвращения фронтовиков домой, их дальнейших судеб в мирной жизни.  Все его собственные впечатления, эмоции, наблюдения отразились в его романе «Алан».    

            Сам Эркемен Матынович родился в 1934 году в небольшом селе Ело Онгудайского района, учился в областной национальной школе, затем поступил в Литературный  институте имени А. М. Горького. Э.М. Палкин является автором нескольких поэтических сборников: «Новый человек», «Родные люди», «Такой обычай», «Новое время», «Черное пламя», повестей «Жеребенок ржет», «Алан».

            Несмотря на то, что Э.М. Палкин жил, творил в 60-80 – ые годы ХХ века, его произведения остаются актуальными, особенно его роман «Алан». Читатели хорошо знают его роман, отрывки его включены в школьные программы, учебники и хрестоматии. Но тем не менее сегодня выросло новое поколение, которое о главной теме романа - Великой Отечественной войне знают понаслышке. И самое печальное, что в столицах нашего государства появилось движение молодых скинхедов, неофашистов, которое распространяется в регионы. В связи с этим важно, чтобы молодое поколение знало как можно  больше фактов  о Великой Отечественной войне. Как еще отмечает Е.Д. Чандыева, в  начале XXI века появилось маргинальное поколение, не интересующееся родным языком и литературой, обычаями, историей и культурой народа, не осознающее свою национальную принадлежность, что, в свою очередь привело к упадку духовности общества, к нивелировке нравственных человеческих качеств. И в алтайской прозе 70-90 годов XX века (И.В. Шодоев, Л.В. Кокышев, А.О. Адаров, Э.М. Палкин, К.Ч. Толосов, Д.Б. Каинчин, Б.У. Укачин, А.Я. Ередеев, Д.Я. Маскина) ярко выражена направленность на решение нравственных, глобальных общечеловеческих проблем» [7.С. 16].  В целом в романе, как считают исследователи, Э.М. Палкиным  прослеживается мысль о человеке в пространстве, истории, общества, нации, идее соотнесенности судьбы человека с неостановимым движением жизни.

            Но всеобщая тревога за будущее поколение не только в региональном масштабе, но общероссийском уровне, должно нас заставлять искать пути для разрешения этого вопроса. Поэтому роман Э.М. Палкина «Алан» очень актуален, на его основе можно разработать методическую модель для использования в учебно-воспитательном процессе.  В этой модели особую роль могут занять образы героев- фронтовиков, представленных автором в романе, при помощи которых выстраивается вечная тема добра и зла, тема выживания. В числе фронтовиков, кроме главного героя Алана, есть достаточное количество интересных образов: Экчебей, Тарын, Дьанчык и многие другие. Один из отрицательных героев – Тантыбаров, председатель колхоза, также является фронтовиком. Если Алан, Экчебей, Дьанчык ушли на войну совсем молодыми, как личности сформировались в горниле войны, то Тарын был уже семейным человеком. Фронтовики на войне вели себя достойно, были настоящими воинами, защитниками родины и вернулись домой для новой мирной жизни. Только тяжело раненый Экчебей вернулся домой умирать, но он считает за счастье, что выжил и смог  увидеть свой Алтай, родных. Тарын был объят не только пламенем жестокой войны, но и пережил немецкий плен, а потом годы ссылки. Он, сломленный, но тоже пытается заново построить свою жизнь, вернуть и простить жену, которая ушла к другому и т.д. Зарвавшегося Тантыбарова, который пользуясь тяжелым временем, проявлял  деспотизм, с людьми не считался, также можно считать назидательным примером деградации человека, на которого также негативно повлияла война.  На пути отступления от человеческого достоинства идет и дезертир Бокчо. Образ, который имеет свои параллели в творчестве других писателей, как В. Распутин. Но отличие алтайского героя заключается в том, что он сумел стать другим, чему послужил поступок старого отца – Дьумура, который сам поймал сына – дезертира, скрутил его и привез властям.

      Образы фронтовиков отражают в себе черты настоящих мужчин, которые в сложных ситуациях сохраняют человеческое достоинство.

       Поэтому герои романа «Алан» являются разными сторонами проявления человеческого характера и могут стать хрестоматийными персонажами, поступки которых ученики могут сами анализировать, объяснять их действия, самих себя ставить на их место и пытаться разобраться, как бы они сами поступили. Одним из форм погружения в ситуацию действия романа может стать задание: написать письма от имени кого-нибудь из них.

      Таким образом, роман «Алан» Э.М. Палкина может способствовать формированию иного отношения к своему прошлому и корректировки духовного воспитания молодого поколения.    

 

 Использованная литература:

1.   Алтай литература (Учебная хрестоматия для 7 класса) - Горно-Алтайск, 1983.  

  1. С.Каташ,  В. Чичинов. Путь молодой литературы. Горно-Алтайск, 1973.
  2. Палкин Э.М. Кулун киштейт.  Горно-Алтайск, 1962.
  3. Палкин Э.М.   Алан.  Горно-Алтайск,1966.

 5. Палкин Э.М. Алан. Перевод В.Чукреева. М. "Современник", 1983.

6. Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири. - Горно-Алтайск, 1979

 7. Чандыева  Е. Д. Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай. Автореферат кандидатской диссертации. Москва, 2006 -  214 c.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. В нынешнее время в об­щеобразовательной школе сле­дует больше внимания уде­лить воспитанию у старшек­лассников патриотизма на о...

Культурно – образовательный проект «Сотрудничество» как новый вид организации совместной работы школы и объектов культуры по воспитанию молодого поколения.

Материалы  рассказывают о культурно – образовательном  проекте «Сотрудничество» , который проходит в МОУ Синичинская СОШ Можайского района как новый вид организации совмест...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Проблемы патриотического воспитания молодого поколения

В статье освещаются проблемы современного патриотического воспитания молодежи и предлагаются пути их решения....