Современные интерактивные технологии
статья

В статье освещены типы современных интерактивных технологий и варианты их применения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_interaktivnye_tehnologii.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современные интерактивные технологии образования

         Нынешние обстоятельства эволюции образовательного процесса в школах, такие как, сжатый, небольшой курс обучения, внушительный диапазон данных и жесткие запросы к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям учащегося – невероятно сложно удовлетворить, опираясь исключительно на традиционные методы и средства педагогических технологий. Протекающие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки. Модернизация всей системы образования предусматривает необходимое внедрение в практику работы школы элементов нового содержания, последних образовательных технологий. Выходом из сложившейся ситуации и содействуют интерактивные методы, в той или иной степени не представляют, из себя что-то новое, вместе с тем недостаточно массово применяются в реальном образовательном процессе, а в некоторых случаях и в принципе не входят в арсенал педагога .  

     Многообразие точек зрений, мнений по поводу использование интерактивных методов и технологий в образовании проанализированы в педагогических и психологических работах ученых. Так, В. П. Беспалько, А. И. Богомолов, А. Г. Молибог и др. выяснили результативность применения интерактивных технологий в образовании. В трудах Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, Е. Н. Волковой, Н. Суворова и др. определена ценность интерактивного обучения для социального формирования личности. Разбор литературы по проблеме исследования выявил, что большая часть рекомендуемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии (С. С. Кашлев) ,во всяком случае, считается, что их применение допустимо и продуктивней и при обучении математике. Ученые предполагают, что ключевой, центральной отличительной чертой интерактивных технологий является принудительная интеллектуальная активность, потому как сама технология учебного процесса подталкивает к мышлению его участников независимо от их желания.

     В своей работе я хочу осветить ряд проблем касательно использования интерактивного обучения средствами компьютерных технологий, а также усовершенствование в образовании, спровоцировавшая реальные условия для развития всей системы образования, которые наводит на мысль о разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.

     

     Образование в школе предусматривает предостаточное количество методов обучения, различные типы уроков, которые стремятся достичь одну единственную цель – усваивание знаний учащимися. Введение нововведений или инноваций удачно присоединяются в сформировавшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную . Отличительными чертами признаками пассивной модели (метода) является активность обучающей среды. Из чего следует, что учащиеся не контактируют друг с другом и не выполняют никаких творческих упражнений, а воспринимают предмет лишь из слов преподавателя или из текста учебника. Активные методы рассчитаны на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель подразумевает присутствие творческих (часто домашние) упражнений и общение в системе ученик-учитель, как необходимость. Недостатком активного метода в том, что учащиеся не контактируют, не беседуют с другими учащимися, кроме преподавателя, а лишь выступают как субъекты обучения для себя.

     Интерактивная модель стремится к формированию условий обучения с удобствами, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. Собственно применение данного метода на уроках преподавателем, является признаком новаторства в процессе обучения .

     Интерактивные технологии обучения представляют собой процесс обучения, которое обходится не без участия учащегося в коллективном, комплементарном, базирующийся на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Основной целью, является построение условий обучения, при которых все учащиеся свободно контактируют, беседуют друг с другом. Интерактивное обучение построено на моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основании анализа обстоятельств и ситуации.

     Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода. (см. рис.1)

     Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает познавательный и социальный опыт учащихся на новый, более высокий уровень развития, формирует сотрудничество и кооперацию. Интеракция не допускает преобладание одного из партнеров, одного мнения над другим. Она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. В диалоговом обучении партнер начинает осознаваться как ценность, поскольку благодаря этому человеку развивается другой человек. Особенно активно это происходит в процессе дискуссии, оппонирования, что побуждает заявителя позиции глубже вникать, увидеть другую сторону обсуждаемого вопроса. Именно это и является отличительными чертами диалогового обучения, востребованного в настоящее время во всех системах образования развитых стран. В процессе диалогового обучения на уроках организуются парная и групповая работа, в процессе которой изучаются документы и различные источники информации, создаются условия для исследовательских и других

     Технология интерактивного обучения представляет собой систему методов налаживания взаимодействия преподавателя и учащихся в виде учебных игр, гарантирующие продуктивное познавательное общение с точки зрения педагогики, в конечном итоге формируются предпосылки к переживанию учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер .

     Интерактивные формы обучения стремятся достичь следующих задач:

- Проявление у учащихся интереса.

- Усваивание учебного материала на высшем уровне.

- Самостоятельный отбор учениками идей и версий по поводу решения предложенной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения).

-Установление связи между учащимися, работа в коллективе, выражение снисходительности, толерантности к любым мнениям своих товарищей, ценить свободу слова.

- Возникновение у учащихся мнения и отношения.

- Зарождение жизненных и профессиональных навыков .

Методика применения интерактивных технологий на уроках математики это:

-  Реальность интерактивного взаимодействия.

-  Активизация действия учащегося. (Малоубедительно будет просто слушать, и наблюдать, потребуется давать ответы на некоторые вопросы, предложенные во время демонстраций).

- Получение оценки действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение повторить попытку.

-  Организация коллективно-самостоятельной работы на уроках.

-  Возможность у преподавателя для индивидуального прослеживания работы и предложения учащихся, вносить изменения в работу и оказывать помощь учащимся (всем вместе или индивидуально).

-  Допускает реализацию деятельностного подхода к обучению .

     Развертывание интерактивного обучения происходит на любой стадии усвоения материала. При выборе метода обучения опираются на содержание учебного материала, уровень подготовки учащихся.

Принципы интерактивных методов

- Равенство всех участников.

- Отсутствие критики личности.

- Любой ответ — не истина, а информация для размышления.

     В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

     К интерактивным методам относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируется знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках создает благоприятные условия для освоения ими разных социальных установок, ролей и функций, овладения учебной деятельностью.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:
— соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
— соответствие дидактическим целям урока;
— соответствие содержанию темы урока;
— соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
— соответствие временным рамкам обучения;
— соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
— соответствие способу руководства учебной деятельностью;
— соответствие логике учебного процесса.

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования соблюдения личностно-ориентированного подхода:
• гуманная педагогическая позиция педагога;
• ценностное отношение к учащемуся, творчеству;
• создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательной технологии;
• нацеленность на развитие индивидуальности учащегося

     На конкретных примерах рассмотрим несколько интерактивных форм обучения и используемые в них приемы.

     К интерактивным методам обучения можно отнести  составление кластера.

     Кластер – союз нескольких сходных элементов, которые может восприниматься как самостоятельная единица, характеризующаяся конкретными свойствами.

     Каковы стадии работы при составлении кластера?

1-я стадия – в центре чистого листа или классной доски пишется центральное слово или словосочетание, которое является ключом, основой идеи, темы.

2-я стадия – учащиеся конспектируют все то, что пришло на ум по поводу данной темы. В конечном итоге вокруг пишут слова или словосочетания, определяющие идеи, факты, подходящие для данной темы. Фиксируется все, что упоминают учащиеся, ничего не пропускается.

3-я стадия – реализация систематизации. Следом за чтение учебного пособия, объяснения преподавателя учащиеся подвергают к анализу и систематизации пройденный материал. Беспорядочные записи слов кооперируются в группы, которые зависят от содержания, которое поддерживает, отражает то или иное записанное понятие или факт. Исключается лишнее, неправильное.

4-я стадия – в ходе записи возникшие слова объединяются с центральным понятием прямыми линиями. У каждого из появившегося слова или словосочетания в свою очередь тоже появляются «спутники», формируются новые логические связи. В результате складывается структура, которая графически изображает размышления, устанавливает информационное поле данной темы .

     Организация кластера возможна и при самостоятельном чтении учебного материала. Это дает возможность осмыслить прочитанное, у преподавателя выпадает шанс по составленному кластеру определить верность утверждения причинно-следственных связей и, при надобности оказать индивидуальную помощь учащимся.

     Сюжетно-ролевая игра

Возраст: для начальной и средней школы.

     В чем польза: дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

     Виды сюжетно-ролевых игр: связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

     Как проводить. Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

     Примеры сюжетно-ролевых игр

     Зоопарк. Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

     Драматизация. Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

     Игра на ассоциации

     Возраст: для начальной и средней школы.

     В чем польза: улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

     Виды игр на ассоциации: вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

     Как проводить. Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

     Примеры игр на ассоциации

     Цепочка ассоциаций. Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

     Цветочек ассоциаций. Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

     Угадай слово. Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

     Мини-исследование

     Возраст: простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах. 

     В чем польза: дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

     Виды мини-исследований: по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

     Как проводить

- Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

- Сформулировать суть проблемы.

- Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

- Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

- Оформление результатов и подведение итога.

     Примеры мини-исследований

     Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.)  и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

     Эксперимент. Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

     Кейс-метод (разбор ситуаций)

      Возраст: для средней и старшей школы.

     В чем польза: дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

     Как проводить

     Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

- Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

- В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

- Каждая группа презентует свое решение перед классом.

- Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

     Примеры кейсов

     Метод анализа ситуации. Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

     Метод инцидентов. Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось...» или «Произошло...». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

     Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт). Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

   

      Таким  образом,  проведенный  анализ  показал,  что  реализация  вышеперечисленных методических условий способствует становлению и развитию компетентности учеников. Интерактивное обучение средствами компьютерных технологий играет важную роль в современном образовании и при быстром ритме жизни. Применение методов интерактивного обучения способствует повышению мотивации учащихся, усилению интереса к учебе, а также возможности контролировать предъявление задач по трудности.

     Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

     Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

    Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

     Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

     Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

     Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

     В заключении, следует обратить внимание, что самостоятельное интерактивное обучение учащихся нельзя пускать на самотек, оперируя при этом свободой образовательной деятельности. Должна осуществляться целенаправленная совместная разноплановая работа учителя и учащихся в процессе освоения нового материала. Интерактивные методы создают благоприятную среду для целенаправленного развития личностных качеств и учебных действий обучаемых на основе анализа, обобщения, рефлексии и взаимовлияния. Потенциал интерактивных методов реализуется в условиях взаимопонимания, партнерства и осознания единства цели.

Литература и ресурсы:

1.Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов. Мн.: Университетское, 2000.

2.Новейшие технологии интерактивного обучения и их применение в школе

Сейдаметова С. М.  , Зекерьяева Л. З., журнал «Наука, образование и культура»

3. https://www.interwrite.ru

4.https://niidpo.ru

5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Русское слово», 2012.

Приложение.

C:\Users\admin\Music\Desktop\Схема.jpgРис.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные интерактивные технологии в образовательном процессе

Использование интерактивных технологий MIMIO...

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....

Образовательный КВЕСТ – современная интерактивная технология в деятельности педагога дополнительного образования

Современный учитель постоянно в поиске инновационных методов, приёмов позволяющих заинтересовать ученика, активизировать его познавательную деятельность, сформировать потребность самостоятельно учитьс...

Образовательный квест – современная интерактивная технология

     Уже давно не секрет, что у учащихся снизился интерес к обучению в школе. Поэтому перед российским образованием стоит задача вернуть интерес к обучению и изучению школьных пр...