Рефлексия
статья

Аничкина Ирина Владимировна

В этой статье раскрывается важная роль рефлексии на уроках в начальных классах. Как понять,усвоил ученик урок или нет, интересно ли ему было на уроке? Как он сам оценивает уровень своей работы на уроке? В этом поможет рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx_redaktirovanyy_dlya_otpravki.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аничкина И.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №14 г. Красногорск, Московская область

Рефлексия, как одна из неотъемлемых частей современного урока

Понятие «рефлексия» всегда привлекало внимание мыслителей со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Английский философ Дж. Локк считал, что рефлексия- это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Согласно Пьеру де Шардену, рефлексия – то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может «не просто знать нечто, но еще и знать о своем знании». В современной педагогике под рефлексией понимают

«самоанализ деятельности и ее результат».

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, который адекватно отражается во «внутренней позиции», то есть, в осознанном отношении ребенка к себе, окружающим людям и жизненным событиям. Внутренняя позиция как переживание ребенком своего положения отражает степень удовлетворения занимаемым положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального комфорта, а также порождает соответствующие потребности и стремления.

Школа и семья являются внешними факторами развития самосознания, становление которого зависит от сформированности рефлексивного мышления ребенка. Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста открывает новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств. Самосознание младшего школьника интенсивно развивается, его структура закрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Расширяя и устанавливая социальные связи, младший школьник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем. В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает осознавать и переживать свою индивидуальность, уникальность, отличие от других.

Самореализация предполагает реализацию активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми.

Учителя, которые только начинают свой путь, часто не придают значения этому важному этапу, как рефлексия. Иной раз мы ограничиваемся простым вопросом: «Ну как, понравился урок?» Кажется, все в порядке, рефлексия есть. Однако это лишь для отвода глаз и успокоения совести делается. Со временем учитель начинает понимать, что правильное использование рефлексии полезно не только ребенку, но и учителю.

Цель рефлексии для ученика не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить. Поэтому развитие способности к рефлексии повышает результативность обучения. Приучать детей к рефлексии необходимо еще с начальной школы, но и не поздно внедрять ее в среднем и старшем звене. Рефлексия ведет учащегося к осознанию эффективных способов учебной деятельности, к их систематизации, обобщению, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества, как самостоятельность и предприимчивость.

Видов рефлексии очень много. Остановимся лишь на основных:

1. По содержанию: символическая(карточки), устная (высказывание мыслей), письменная.

2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала всем классом, затем группы, потом выборочно.

3. По цели: из категории «понравилось-не понравилось», «было скучно-весело».

Приведу некоторые примеры рефлексии, которыми можно пользоваться на уроках:

  • «Светофор».
  • цвета – зеленый - понятно,
  • желтый - не совсем понятно, 
  • красный - ничего не понятно.
  • «Рефлексия содержания материала». 

По принципу «закончи предложение».

  • «Синквейн».

Этот способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1-ая строка - тема или предмет (одно существительное);

2-ая строка - описание предмета (два прилагательных);

3-я строка - описание действия (три глагола);

4-ая строка - фраза, выражающая отношение к предмету;

5-ая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

  • «Лесенка успеха». Каждая ступень- один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается человек по лесенке.
  • «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой цвет: зеленый-все понял, желтый - были трудности, красный - ничего не понял.
  • «Анкетирование». Раздаются карточки с фразами и необходимо поставить напротив фразы галочку.

Рефлексия важна не только в деятельности учащегося, но и учителя. Каждый учитель должен ответить на следующие рефлексивные вопросы до и после проведения очередного планового урока: «Что я буду делать? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?» Пока учитель задает себе эти вопросы - он развивается, улучшает и совершенствует свои уроки.

Рефлексия – залог развития!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

рефлексия на уроках математики

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания  учащихся  по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...