Статья Дистанционные технологии в современном образовании
статья

Бондаренко Алена Алексеевна

Дистанционное обучение (ДО) – это использование в образовательном процессе совокупности задач и методов эффективного обучения, и современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Дистанционные технологии в системе образования»

Бондаренко А.А.,

Учитель информатики,

ГБОУ 42 Гимназия

В условиях динамично развивающегося общества актуальность применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе растет с каждым годом. Необходимость развития дистанционного обучения прослеживается во многих направлениях образовательной деятельности: от курсов профессиональной переподготовки до получения высшего профессионального образования, от применения в рамках основной образовательной программы, до использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности.

Одной из самых главных задач, которые на сегодняшний день стоят перед системой образования, является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одним из инструментов, которые могли бы поспособствовать решению данной задачи, является использование дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) – это использование в образовательном процессе совокупности задач и методов эффективного обучения, и современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Современное дистанционное обучение базируется на использовании следующих главных элементов: среды передачи информации (электронная почта, телевидение и телефония, сеть Интернет), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Начало XX века характеризуется быстрым научно-техническим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, длится эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Возникновение радио и телевидения привнесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был сильный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был серьезный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни в Европе XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.

В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Открытый Университет Великобритании.

В 1969г. в Великобритании был открыт первое в мире учреждение дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы представить его доступность за счет низкой стоимости и отсутствия надобности часто посещать аудиторные занятия. Он позволял учащимся из иных городов сдавать экзамены, при условии, что они обучались в аккредитованных высших учебных заведениях.

В Америке также предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В её основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».

Чуть позже, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Также было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.    

За довольно небольшой промежуток система дистанционного преподавания распространилась по многим странам. В том числе – для школ и технических училищ.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы возникли на первых компьютерах в варианте разнообразных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Развитие дистанционного образования в нашей стране берет начало в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного образования.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета осуществляют распространение дистанционного обучения еще легче и быстрее. Интернет стал большим прорывом, существенно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от каждого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения. Сегодня в нашей стране создано много образовательных систем, которые действуют в соответствии с международными стандартами. В частности, огромную популярность обрели учебные порталы, видео¬конференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 40% ВУЗов дают возможности дистанционного обучения. еще есть множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  1. видеоконференции;
  2. аудиоконференции;
  3. онлайн-вебинары и записи вебинаров;
  4. занятия на интерактивной платформе;
  5. письма по электронной почте.

У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:

Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.

Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.

Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.

Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).

Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.

Отсрочка от армии для парней призывного возраста.

Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.

Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.

К недостаткам традиционной формы обучения относятся:

Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.

Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.

Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.

Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.

Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными именно для этой формы обучения:

Принцип интерактивности. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения ученики (студенты) и педагоги между собой общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.

Принцип стартовых знаний. Для того, чтобы процесс дистанционного обучения был эффективным каждый ученик (студент) должен иметь начальный уровень подготовки в плане работы с ПК и иным техническим обеспечением, а также навыками работы в сети Интернет.

Принцип индивидуализации. Данный принцип предполагает, что темп учебного процесса, время проведения занятий и т.п. определяется каждым учеником (студентом) самостоятельно, исходя из своих возможностей и потребностей. В процессе освоения учебного материала, возможна корректировка индивидуального плана, по итогам контрольных срезов.

Принцип идентификации. Данный принцип на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как дистанционное обучение предоставляет больше возможностей для фальсификации (выполнение заданий другим человеком). Именно поэтому много сил со стороны дистанционного учебного заведения направлено на осуществление контроля самостоятельности обучения учениками (студентами).

Принцип регламентности обучения. Данный принцип основан на том, что дистанционное обучение для его оптимизации должно осуществляться на основании строгого регламента времени освоения дисциплин, путем введения графика самостоятельной работы.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип является ведущим педагогическим принципом дистанционного обучения. Несмотря на то, что процесс дистанционного обучения предполагает использование инновационных технологий и средств, использование их должно быть в рамках разумности и целесообразности.

Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Данный принцип дистанционного обучения означает, что на сегодняшний день дистанционное обучение открыто и доступно практически для всех людей без ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, а также без вступительных испытаний. То есть дистанционное обучение является максимально доступным.

Сегодня в системе образования происходит настоящий переворот. В связи с эпидемиологической обстановкой во всем мире, актуальным как никогда, становится дистанционное обучение.

Технология дистанционного обучения позволяет развивать коммуникативные навыки, формируют интеллектуальные умения учащихся. Развивают творческий потенциал, мотивацию к учению, предметных и метапредметных знаний и умений критического мышления, навыки самооценки. Дистанционное обучение формирует у учащихся навыки и умения работы с различными источниками, так же способствует социализации и индивидуализации личности. Учителю и учащимся необходимо владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать самостоятельную работу учащихся, владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать современные интернет-технологии.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. В современной школе созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, что в свою очередь, требует от учителя постоянного личностного роста, повышения педагогической компетенции. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Список литературы

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
  2. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. с. 113–117.
  3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  4. Полат Е.С., Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.
  5.  Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., "Академия", 2006.
  6. Хузиахметов, А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. с. 98–102. 15. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с. 19
  7. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике и психологии ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сегодня в условиях  уменьшения уровня рождаемости и сохранения достаточно высокого уровня смертности проблема здоровья невольно входит на передний план среди других вопросов, определяющих судьбу ...

Статья "Модульное обучение в современном образовании"

Модульное обучение является одним из методов реализации ФГОС, так как ориентирован на самостоятельное обучение....

Роль интернет технологий в современном образовании. Статья

В современном мире роль интернет-технологий и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества чрезвычайно велика. Интернет-революция не обошла стороной и систему образования. Внедрение электронных...

Статья "Дистанционные технологии в обучении иностранному языку в начальной школе" Автор: Дергунова Е.С

Статья Дергуновой Е.С "Дистанционные технологии в обучении иностранному языку в начальной школе"...

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...

Статья "КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Статья "Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка"

Рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся. Раскрываются приемы и методы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка и во внеурочное время....