Роль интернет технологий в современном образовании. Статья
статья

В современном мире роль интернет-технологий и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества чрезвычайно велика. Интернет-революция не обошла стороной и систему образования. Внедрение электронных учебников, дистанционных образовательных курсов и других интерактивных инструментов происходило параллельно с формированием у подростков особого типа мышления, которое современные социальные теоретики называют «клиповым». Несомненно, образовательные инновации также сыграли существенную роль в развитии этого феномена, однако, на сегодняшний день интерес представляют, в первую очередь, последствия такой социальной трансформации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rizatdinova_g.h.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ризатдинова Г.Х.

учитель математики

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №75»

Казань

E-mail: koschkin-dom@mail.ru

Аннотация. В современном мире роль интернет-технологий и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества чрезвычайно велика. Интернет-революция не обошла стороной и систему образования. Внедрение электронных учебников, дистанционных образовательных курсов и других интерактивных инструментов происходило параллельно с формированием у подростков особого типа мышления, которое современные социальные теоретики называют «клиповым». Несомненно, образовательные инновации также сыграли существенную роль в развитии этого феномена, однако, на сегодняшний день интерес представляют, в первую очередь, последствия такой социальной трансформации.

Ключевые слова: образовательные инновации, педагогические инновации, электронное образование, интернет-коммуникации, клиповое мышление, образование.

THE ROLE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM


Rizatdinova G.K.
mathematic teacher
the highest qualification category
MBOU "Gymnasium № 75"
Kazan
E-mail: koschkin-dom@mail.ru

Abstract. The role of Internet technologies and mass communications in all spheres of society is extremely high in the modern society. The Internet revolution has not spared the education system. The introduction of electronic textbooks, distance-learning courses and other interactive tools took place in parallel with the formation of a special type of thinking in adolescents, which modern social theorists call "clip". Undoubtedly, educational innovations have also played a significant role in the development of this phenomenon, however, nowadays we can to pay attention to the consequences of such social transformation.

Key words: educational innovations, pedagogical innovations, electronic education, Internet communications, clip thinking, education.

По последним статистическим данным около 80% свободного времени современные российские подростки проводят в сети. Если рассмотреть популярность запросов и время нахождения на конкретных сайтах, мы выясним, что наибольшая доля проведенного в интернете времени приходится на социальные сети и, как ни странно, образовательные ресурсы. В настоящее время в интернет-пространстве сформировалось огромное образовательное сообщество. Различные сайты предлагают платно/бесплатно обучить языку, рассказать об основах теории искусств, подготовить к сдаче единого государственного экзамена и т.д., причем – вам не нужно даже выходить из дома. За последние десять лет интернет стал не дополнительной, а основной образовательной площадкой для детей и подростков. Помимо образовательных сайтов и мероприятий, интернет также предлагает развлекательный контент, который не менее популярен и оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, его психоэмоциональное состояние, мировоззрение, стиль мышления, а также развивает определенные коммуникационные навыки.

Становление, так называемого, «клипового» типа мышления связывают, в первую очередь, с влиянием развлекательного интернет-контента, который находится в свободном доступе и имеет целый ряд воспроизводимых форм. Сегодня мы называем «клиповым» мышлением особый тип мыслительной деятельности и психосоматических реакций. Такое мышление имеет ряд отличительных характеристик: кратковременная память развита гораздо сильнее, чем долгосрочная, гиперактивность поведения и необходимость частой смены деятельности, реакции запоминания и активизации аналитического центра на яркие образы и звуки. У подобного типа мышления есть целый ряд преимуществ и недостатков, однако, на данный момент именно эта форма мыслительной деятельности характеризует подавляющее большинство представителей молодого поколения. Это социальная данность, с которой необходимо смириться и научиться работать.

Исходя из выявленных закономерностей можно предположить, что имеющиеся интерактивные интернет-технологии, которые внедрялись в школах и вузах в течении последних десяти лет безнадежно устаревают. Большинство образовательных учреждений имеют свои Интернет-ресурсы, представительство в социальных сетях, внедряют дистанционные образовательные курсы и используют электронные учебники и базы данных. Несмотря на это, преподаватели по-прежнему сталкиваются с трудностями работы с новым «диджитал- поколением», у большинства педагогов не получается быть на равных с учениками в сфере интернет-индустрии, не получается работать с новым типом «клипового» мышления и мотивировать своих воспитанников. Педагоги сталкиваются с низкой эффективностью внедрения интернет-технологий в образовательный процесс в связи с тем, что, изменяя форму, большинство оставляет не затронутым содержание.

На наш взгляд проблема кроется в том, что для успешной работы в условиях нового типа мышления и господства интернет-технологий, необходимо не просто «войти» в интернет и попытаться стать «цифровым аборигеном», а попытаться изменить взгляд на образовательный процесс, создать из него привычную для пользователя интернета матрицу-систему, с квестами, «ключами», «пасхалками», интересными образами – словесными, визуальными, символическими, сделать образование, процесс получения знания, понятным для мышления и мировосприятия современного подростка, который проходит процесс социализации параллельно в реальном и виртуальном мире.

Список использованной литературы.

  1. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. // В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. - М.: ВУ, 1995 г.
  2. Горностаева, А.В. Учебно-методическое обеспечение образовательного направления инноватика: статья / О. В. Фёдоров, А. В. Горностаева// Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса. - Казань: КГХТУ, 2007.
  3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79
  4. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - 3-e изд. - М.: Форум, 2010/ http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=217160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВСИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был де...

Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"

Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников....

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...

Статья "КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Интернет-технологии для современной школы

Дистанционное обучение - это способ освоения образовательных программ ФГОС,  предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование об...

Статья Дистанционные технологии в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) – это использование в образовательном процессе совокупности задач и методов эффективного обучения, и современных компьютерных и телекоммуникационных технологий....

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы в современном образовании

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систематизир...