Педагогика
материал

Вдовина Екатерина Васильевна

Тренинговые технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_1_pedagogika.ppt1.43 МБ
Файл seminar_1_pedagogika.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

План: 1.Что такое тренинг и тренинговые технологии. 2. Цель и задачи тренинга. 3.Правила проведения тренинга.

Слайд 3

Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени, способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции. В тренинговых программах, в условиях ВУЗа, должны быть сформулированы определенные и четкие позиции и цели .

Слайд 4

Тренинговые технологии - это система деятельности, способствующая отработке учебных навыков и определённых решений. Тренинговые технологии (в отличие от привычного повторения) подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности.

Слайд 5

Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала. Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе.

Слайд 6

В тренинге используются различные интенсивные технологии , а именно: - информация, сообщение, мини-лекция; - структурированная и управляемая дискуссия; - мозговой штурм, синектика; - разбор кейса и кейс-стади; - ролевая игра и разыгрывание ситуаций в ролях; - коммуникативные задачи и упражнения; - презентации и самопрезентации - аналитические упражнения; - игры-симуляции, имитационные игры; - фрагменты деловых игр; - видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения.

Слайд 7

Когнитивный аспект — получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии. Эмоциональный аспект — переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок. Конативный, или поведенческий, аспект — расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения.

Слайд 8

Создание доверительной атмосферы на тренинге зависит от многих составляющих: - самопрезентации тренера, организующего интерактивное взаимодействие, имидж которого вызывает доверие и создает приятное первое впечатление; - обсуждения с группой организационных вопросов, касающихся регламента работы, перерывов и основных процедур тренинга; -выявления уже имеющихся у группы умений и практического опыта; -принятия принципа «добровольности» (если кто-то не хочет работать в группе, не следует его заставлять и принуждать оправдываться); -«погружающих» в игру или «разогревающих», специально для этих целей приготовленных упражнений (например, «ледокол»), которые позволяют снять напряжение и «приоткрыться», познакомиться и расслабиться; -рефлексивного обсуждения результатов тренинга, отражения чувств, впечатлений и конструктивной критики по типу «каждый каждого».

Слайд 9

Понимание людей осуществляется на четырех уровнях: Рационалистическое понимание (умозрительное) — способность человека ощутить, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение. Артистическое (художественное) понимание — это способность человека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них, артистическое понимание акцентирует реальности внешние. Практическое понимание — это способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом. Эмпирическое понимание, или сенситивность , — это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого

Слайд 10

Для того чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям: -следить за временем, чтобы закончить вовремя; - избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»; -задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы; - предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3 — 5 мин и завершать его публичной презентацией; - оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал; - получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент); - напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»), или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии; - благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы.

Слайд 11

Список использованных источников: 1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-192с. ISBN 978-5-7695-6220-4

Слайд 12

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

    Тренинг сегодня стал самой распространенной интерактивной

технологией среди методов игрового обучения, предметом которых является профессиональное взаимодействие. Его основная цель — формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств человека и формирования его эмоций, интеллекта, метакомпетентностей.

На тренинге реализуются следующие задачи:

- практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия;

- открытие, осознание и демонстрация поведенческих паттернов, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.

В отличие от теоретических схем, предлагаемых в лекционных курсах, имеющих, как правило, мало вариантов, в процессе тренинга у его участников формируются наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия, основанные на индивидуальных особенностях человека и его коммуникативной компетентности.

Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала.

При использовании разнообразных интерактивных технологий

в процессе тренинга обычно предусматривается столкновение участников с релевантными ситуациями (от англ. relevant — уместный, относящийся к делу), возникающими и их реальной профессиональной деятельности, но не разрешаемыми на основании использования стандартных, традиционно применяемых техник и тактик поведения. Это важно для поиска оптимальных путей разрешения ситуаций, выработки эффективного сценария делового взаимодействия, подбора вербального и невербального репертуара, снимающего агрессию и вовлекающего партнера в доброжелательное сотрудничество.

Существенной особенностью тренинга является также то, что он позволяет «проигрывать» процесс взаимодействия людей при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе.

Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из них влияет на других, каковы при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. динамика взаимоотношений и действий) управляет поведением отдельных обучаемых и всей группы.

Для научения и развития компетентностей в современном тренинге используются практически все интенсивные технологии, а

именно:

- информация, сообщение, мини-лекция;

- структурированная и управляемая дискуссия;

- мозговой штурм, синектика;

-разбор кейса и кейс-стади;

- ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;

- коммуникативные задачи и упражнения;

- презентации и самопрезентации;

- аналитические упражнения;

- игры-симуляции, имитационные игры;

- фрагменты деловых игр;

- видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения.

Обычно на тренинге используется трехуровневая модель обучения:

приобретение —» демонстрация —> применение.

В рамках каждого элемента обозначенной модели используются вышеперечисленные методы.

Так, для приобретения знаний в тренинге используются информация, мини-лекция, сообщение, книги; для демонстрации — ролевые игры, кейсы и кейс-стади, живые иллюстрации и видеофильмы; для применения — ролевые и деловые игры, моделирование. Зачастую в реальной практике преподаватели игнорируют третью часть обучения, однако это приводит к снижению его эффективности. Необходимо дать возможность участникам пронаблюдать желаемое поведение. Это можно сделать с помощью видео- и аудиоматериалов.

Анализ возможных вариантов тренинга, а также специально организованного группового процесса обучения, как правило, охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный, конативный, или поведенческий.

Когнитивный аспект — получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии.

Эмоциональный аспект — переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок.

Конативный, или поведенческий, аспект — расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения.

Для достижения поставленных перед тренингом педагогических и развивающих задач в обучении важно создавать на занятиях такую рабочую обстановку, в которой обучаемые будут чувствовать себя комфортно (физически и морально) и, следовательно, будут способны к научению и развитию. Это важная функция преподавателя-фасилитатора, поскольку многие технологии, используемые в тренинге, предполагают публичную презентацию, конкретные действия, в том числе и перед аудиторией. Такое обучение, несомненно, связано с тревогой, порой личным риском участников занятий и экспериментированием. Соответственно это требует создания на тренинге атмосферы взаимного доверия, понимания и конфиденциальности, оказания помощи и эмоциональной поддержки участникам.

Создание доверительной атмосферы на тренинге зависит от многих составляющих:

- самопрезентации тренера, организующего интерактивное

взаимодействие, имидж которого вызывает доверие и создает приятное первое впечатление;

- обсуждения с группой организационных вопросов, касающихся регламента работы, перерывов и основных процедур тренинга;

-выявления уже имеющихся у группы умений и практического опыта;

-принятия принципа «добровольности» (если кто-то не хочет

работать в группе, не следует его заставлять и принуждать оправдываться);

-«погружающих» в игру или «разогревающих», специально для

этих целей приготовленных упражнений (например, «ледокол»),

которые позволяют снять напряжение и «приоткрыться», познакомиться и расслабиться;

-рефлексивного обсуждения результатов тренинга, отражения

чувств, впечатлений и конструктивной критики по типу «каждый

каждого».

Ледоколы изначально были частью игр на знакомство. Это имело смысл: два человека встречаются впервые, и вся ситуация полна нервозности. Однако в какой-то момент термин “ледокол” стал настолько популярным, что в конце концов шагнул за рамки тренингов.

Представленные на этой странице игры и ледоколы легко организовать и запустить. Как правило они хороши как для небольших, так и для больших групп. Вы можете использовать эти упражнения ледоколы на семинарах, на тренингах и мастер-классах.

Ледоколы обычно предназначены для того, чтобы помочь участникам сблизиться и расслабиться. Эти ледоколы помогут вам, как тренеру, создать более творческую среду для всех присутствующих на вашем мероприятии.

В практике профессиональной подготовки используются разнообразные виды тренингов.

Одни из них относятся к группе социально-психологических и достаточно часто применяются в учебном процессе. Например: тренинги социальных навыков, прогнозирования поведения, коммуникативный, развития презентационных навыков и умений, креативности, выработки стрессоустойчивое™, тренинги общения, ораторского мастерства, сенситивное™ (прогнозирования поведения).

Другие тренинги, используемые в практике обучения, можно отнести к группе управленческих. Например: тренинг лидерства, конкуренции и власти; коллективного принятия решений; тренинг для победителя; формирования команды; корпоративные тренинги — работы с клиентом, продвижения товара; тренинг в рекруитменте, коучинге и т.д.

В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две большие группы :

    ориентированные на приобретение и развитие профессиональных

умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективности организационной деятельности (тренинг партнерской беседы, ведения деловых переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, проведения деловых совещаний, телефонной коммуникации, продвижения образовательных услуг, консультирования и др.);

   нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностных ориентации, необходимых для успешного межличностного и межгруппового общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей; мотивационный тренинг; тренинг лидерства, НЛП и др.).

Самый распространенный вид тренинга, который может применяться в учебном процессе, — это тренинг сенситивности (от позднелат. 5ел5/г/шх — чувствительный), использующий Т-группы, обучение на курсах и клиническую практику. Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершенствует способности человека по пониманию других людей. Понимание людей осуществляется, как правило, на четырех уровнях , с высоты которых люди позволяют смотреть на других.

Рационалистическое понимание (умозрительное) — способность человека ощутить, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение.

Артистическое (художественное) понимание — это способность человека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них, артистическое понимание акцентирует реальности внешние.

Практическое понимание — это способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом.

Эмпирическое понимание, или сенситивность, — это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого.

Способность понимать других людей в последние годы особо ценится, ей придается особое значение, и потому она является важной целью обучения в тренингах.

Понять — значит занять ту или иную мысленную позицию, видеть мир с определенной точки зрения, а также различать достаточно разные позиции у себя и других людей. Это необходимо для развития перцептивной способности, эмпатии и рационального мышления. Эмпатия — это процесс «вчувствования» в другого, мысленная идентификация с другим или переживание за другого его чувств, мыслей, установок, она определяет позитивное восприятие другого, в конечном итоге формируя фундамент понимания или непонимания человека.

Специфика технологии тренинга сенситивности заключается в том, что она основана на актуализации чувств и эмоций, на рефлексии. Это не позволяет осуществить подробное описание такого тренинга. Современные тренинги по формированию и развитию, например, командного взаимодействия охватывают и стратегические ориентиры (ориентация на задачи), и работу над взаимоотношениями в команде (ориентация на отношения). В обучении сенситивности также используется множество методов: мини-лекции

по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры.

 «Равенство обязательно для всех».


В процессе проведения тренинга описываются процедуры занятий и ведутся их протоколы, готовятся и создаются специальные наглядные пособия, мультимедийное сопровождение. По окончании тренингов разрабатываются анкеты для обратной связи и диагностики приобретенной компетентности «на выходе», пишутся отчеты, анализируются итоги достижения поставленных целей.

Преподавателю, ведущему тренинг, важно научиться создавать учебно-методические материалы, обеспечивающие его эффективное осуществление. Эта работа проводится на всех этапах тренинга.

Предварительная работа до начала обучения: корректируются должностные инструкции специалиста с учетом новых требований;

формулируются конкретные цели и задачи обучения; разрабатываются и описываются инструкции для студентов (как выполнять упражнение) и для самого тренера (как проводить упражнение); готовится специальная анкета, позволяющая сделать диагностику уровня компетентности обучаемых «на входе»; подготавливаются необходимые раздаточные материалы и рабочее пособие с заданиями для тренинга.

Для того чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям:

-следить за временем, чтобы закончить вовремя;

- избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»;

-задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы;

- предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3 — 5 мин и завершать его публичной презентацией;

- оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал;

- получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент);

- напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»), или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии;

- благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш

Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга  чыгыш...