Смысловое чтение на уроках литературы
методическая разработка

Осорова Сэсэгма Дамдиновна

Смысловое чтение на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_literatury.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы.

  

                                                             Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом.

                                                                                                             А.А. Леонтьев

  Смысловое чтение – это один из метапредметных навыков, который дети получают в самом начале обучения в школе. Ведь умение читать с глубоким пониманием и запоминанием смысла написанного становится основой изучения всех школьных предметов. В ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» и «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

   Работа с текстом строится по трем направлениям: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного. Учащиеся определяют главную тему, общую цель и назначение текста, уметь выбирают из текста или придумывают к нему заголовок, формулируют идею, выражающую общий смысл текста; объясняют порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставляют основные части таблицы, схемы и т.п.; объясняют назначение рисунка, схемы; обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д. Ученики должны уметь находить информацию (пробежать текст глазами, определить его основные структурные компоненты, искать необходимую информацию, которая в тексте выражена иначе, чем в вопросе.

Преобразование и интерпретация информации. Это умения сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов, делать выводы, выводить заключения о главной мысли текста.

Рефлексия и оценка информации. Это умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения или опровергающие точку зрения оппонентов; умения оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

 На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления часто использую различные приёмы маркировки текста значками по ходу чтения – инсерт-интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения ученики ставят на полях значки – V – уже знал, - новая информация,  ___  - думал иначе, – есть вопросы. Такая маркировка помогает удерживать внимание на протяжении всего чтения, даёт возможность опираться на собственный опыт и знания. Такая работа с текстом возможна, если текст научного стиля, например, если это критическая статья, теоретический материал, параграф из учебника по русскому языку.

 Приём «верные и неверные» утверждения использую при изучении не только лингвистического материала. Предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают своё мнение. После знакомства с материалом ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов.

 Активно применяю на любом этапе урока приём «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для меня способом диагностики знаний ученика, т.к. они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

 Приём, в основе которого заложены различные типы вопросов, - «ромашка вопросов Блума», применяю на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса:

1.Простые вопросы, отвечая на которые,  нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2.Уточняющие вопросы:

- То есть, ты говоришь, что…

- Если я правильно понял, то…

- Я могу ошибаться. Но, по-моему, вы говорили о…

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4.Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились?)(Какой могла бы быть семейная жизнь Маши и Владимира Дубровского?)

5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя, автора?)

6. Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста. (Есть ли авторские неологизмы в стихотворении Маяковского? Приведите примеры).

 В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» рисуем ромашку, каждый лепесток которой имеет свой вопрос.

1) Простой вопрос: Какие предложения называются односоставными?

2) Уточняющий вопрос: Из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?

3) Вопрос-интерпретация: Почему односоставные предложения делятся на такие группы?

4) Практический вопрос: Какие предложения в тесте являются односоставными?

5) Оценочный вопрос: Нужны ли односоставные предложения в речи и почему?

6) Творческий вопрос: Можно ли составить текст из одних односоставных предложений?

 Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует приём «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздаётся каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которой ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания.

 Приём «Чтение в кружок». Целью данного приёма является управление процессом осмысления текста во время чтения. Озвучиваю задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам». Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу». Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 Приём «Восстановление/заполнение пропусков» предполагает работу со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое, например, пятое слово. Задача учащегося – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем не значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.

 Упражнения на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из полученного текста.

Приём сопоставления/нахождения сходств и различий. Основан на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

 Перекодирование информации – приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую. Например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в вербальную (картинка, жест и т.п.) или наоборот.

«Мозаика» - приём работы, основанный на разделении «банка информации», т.е. текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

 Называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту и пр.).

Составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменение в описании природы, последовательность происходящих событий).

Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Конспектирование – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).

Деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, т.е. по пунктам.

Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

  Для более полного восприятия и понимания текста серьёзное внимание уделяю рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нём идеей. Заголовок в высшей степени предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

 Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», т.е. ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

 Например, знакомство с произведением А.П.Чехова «Хамелеон».

-Как называется рассказ?

-Как вы думаете, о чём будет говориться в рассказе?

-Это тема или идея?

После прочтения рассказа:

-Почему автор так назвал произведение?

 Затем ведётся работа над ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем – определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, учимся определять, в каком значении его употребляет автор. Чтобы найти в тексте ключевые слова, объясняю детям, что ключевые слова – это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала. Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по его смысловому содержанию. Разделение материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых, опорных слов, составление вопросов различной степени сложности способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект).

Например:

-На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

-Сколько таких смысловых частей в рассказе?

-О чём говорится в первой (второй, третьей и т.д.) части рассказа?

-Найдите ключевые слова (фразы, предложения, абзацы, части) текста.

 У читателя создаётся образ содержания рассказа. Это образ динамичен, он постоянно развивается, и восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

 Например:

-Выделите ключевые слова, фразы, предложения в первой смысловой части рассказа.

-О чём они говорят? Какой образ возникает при их прочтении?

 Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову, развивает языковое чутьё, орфографический навык.

 Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. Ребята отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям. Объясняя новое, непонятное, стараюсь это непонятное объяснить через известное, используя для этого уже имеющиеся у ребят знания. Сочетание знакомых и новых понятий и приводит к образованию нового понятия. Объясняю детям, что значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчёркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обращаться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также мы используем для работы словари, энциклопедии, справочную литературу. В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «достоинство», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Таким образом, помогут выделить ключевые слова описанные выше приёмы работы с текстом: работа с заголовком, определение идеи, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.

 Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединённых общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Объясняю детям, что первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы? Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчёркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому учу детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Ещё один шаг к поиску важных предложений – это слова, из которых они состоят.

 Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного предлагаю ученикам задания:

-Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора.

-Можете ли привести пример по теме высказывания?

-Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

-Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык.

-Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков.

-Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

 После чтения текста предлагаю ученикам такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложение

Основной смысл текста

 

 

 

- Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

 Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги делаем несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей используем всевозможные схемы и диаграммы. Подчёркиваем ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксируем противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Процесс чтения завершается формированием собственного критического мнения. Объясняю детям, что критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

 Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Об этих правилах беседуем с ребятами, учу их находить различия научной и художественной литературы. Объясняю им, что наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг – обучать читателей, предназначение художественных -  дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественных - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создаёт целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а учёный ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много скрытого смысла, того, что остаётся «между строк». Причём этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. . Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создаёт свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это, и в чтении художественной литературы выделяем некоторые общие способы, которыми должен владеть читатель:

      Определить жанр произведения.

      Научиться воспринимать всю книгу в её целостности, только тогда можно изложить её суть в одном – двух предложениях, что возможно только при условии знания сюжета.

      Понять, каким образом из детализации характеров персонажей и событий автор создаёт целостный образ собственного отношения к какому-либо объекту, явлению или событию, как поддерживает или нагнетае напряжение у читателя.

  Следующие умения касаются интерпретирующего чтения.

1.    Понять особенности фабулы и героев. Единицы художественной литературы – это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами научных текстов в художественном тексте.

2.    Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, общественные(экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своём произведении. Этот подход помогает обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

3.    Проанализировать аргументацию автором своих утверждений. В отличие от научной литературы, где аргументами являются факты и выводы, в художественной литературе они кроются в эволюции сюжета.

Знакомлю обучающихся со способами критического прочтения художественной литературы. Объясняю им, что критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические суждения можно опровергать и оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиции эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении предлагаю учащимся следующие вопросы:

-Насколько это произведение целостно?

-Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?

-Правдоподобна ли эта история, т.е. обладает ли она художественной реалистичностью?

-Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?

-Ощущаете ли вы жизнь во всей её полноте, читая книгу?

Формирую у школьников способности не просто пересказывать текст, но и учу выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Учу школьников вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, учу строить свой собственный текст. С этой целью предлагаю детям участвовать в дискуссии, составлять характеристики героев, делать аннотацию любимой книги.

  На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они умеют составлять план простой и сложный), описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

  Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребёнку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

  Таким образом, овладение школьными навыками понимания текстовой информации (смыслового чтения) – это сложный, многогранный процесс. Учителю в процессе обучения всех школьных дисциплин, в том числе, литературе, важно создавать для этого благоприятные условия, чтобы обеспечить развитие основ читательской компетенции у обучающихся. Включение системы специальных заданий и упражнений в разные этапы урока является одним из таких условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Смысловое чтение на уроках литературы

Методические рекомендации по работе с текстом и план урока литературы....

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...