Классный час "Культурное наследие России"
классный час (5 класс)

Классный час направлен на познание детьми младшего школьного возраста разнообразия культурного наследия нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_batluk.docx334.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Алексеевского городского округа

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 6 КЛАССА

на тему

«Культурное наследие России»

Номинация: Культура народов России

Выполнил:

Учитель МБОУ «ООШ №6»

Батлук Анна Викторовна

Алексеевский городской округ

2022 год

Цель занятия:

Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные:

Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.

Регулятивные:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Ход занятия.

I.Организационный момент

Величие России велико,

Оно идет от древнего истока

И, по словам великого пророка,

В истории начало глубоко!

II. Погружение в тему занятия.

Наша Родина — Россия — большая, великая страна. Долины и горы, леса и степени, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные — это наша страна, наша Родина. 

Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, потешки. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь русской народной песни.

(Звучит народная песня «Во кузнице»)

Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Ребята, а какие предметы, животные, растения у вас ассоциируются с Россией (ответы детей).

Интерактивная игра «Символы России»

Давайте с вами немного поиграем. Перед вами картинка, вам нужно выбрать карточки с изображением предметов, которые относятся к нашей Родине и прилепить их на картинку.


C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_211250.jpgC:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_211133.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_211109.jpg

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы (выступления детей)

Ученик 1. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью и олицетворением величия России. Красная площадь - символ центра страны, ее средоточие. Кремль является символом высшего руководства России. Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.

Ученик 2.Традиционно неофициальным символом России считается медведь. Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Русский похож на медведя, - он безобиден и добр, неуклюж и косолап, но, завидев врага, превращается в настоящего бесстрашного хищника. После одной из войн между Россией и Пруссией Фридрих II сказал: «Не будите в берлоге русского медведя». Не случайно изображение медведя имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.). Кстати, когда какой-нибудь стране выпадает счастье принимать у себя Олимпийские игры, то зачастую именно ее символ-животное становится и символом Олимпиады, так им когда-то стал и русский мишка.

Ученик 3. Береза всегда считалась символом России, символом одухотворенности, процветания и долголетия. Белоствольную берёзу с давних пор чтут и любят в народе. Она поила, лечила, мысли сберегала на бересте, утешала, радовала взор, давала свет в крестьянских избах -- всего и не перечтёшь. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб -- она горит ярко и почти без копоти. Само слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, - Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом, точно так же, как дуб и тополь стали ассоциироваться с мужественностью.

Ученик 4. Матрешка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка - сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть. Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в матрешке. Суть русской матрешки остается прежней - дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Матрешка - любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у крохи правильное восприятие окружающего мира, его мышление. Три версии происхождения имени деревянной игрушки: по одной она называется так от распространенного на Руси имени Маша, Матрена, по другой - от латинского слова «mater» - мать, по третьей - от индуистской богини-матери «Матри». По сей день матрешка остается символом материнства и плодородия. Матрешка - оригинальна и необычна потому и стала один из образов России, символом русского народного искусства, любимым всеми российским сувениром.

Ученик 5. Самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни. Самовар имеет длинную и весьма занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...». Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

Ученик 6. Балалайка - музыкальный инструмент, также ставший музыкальным символом русского народа. По словам историков, балалайка не является истинно русским инструментом. Она пришла к нам от татарского народа или киргизов. История и ряд исследований утверждают о том, что балалайка известна как музыкальный инструмент уже более 200 лет и имеет славянские корни. Исследователь Якоб Штелин, который прославился как хроникер русской музыкальной истории, в своих записях отметил, что посчитать балалайку русским народным инструментом стало возможно только в ХІХ веке, и произошло это следующим образом. Еще в молодости дворянин Василий Андреев прогуливаясь по своему имению, услышал игру балалаечника. Василий Васильевич и до этого любил и почитал народное творчество, но звуки балалайки тронули его душу. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать его. Василий Васильевич решил сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент и прославить на территории всей России. Под началом Андреева был создан кружок любителей балалайки, куда приходило большое количество единомышленников. Тут посетители разучивали новые мелодии и оттачивали свое мастерство. Огромную популярность во всем мире Андреев как балалаечник получил в сентябре 1889 года. В это время он со своими товарищами отравился на выставку в Париж, где в Русском павильоне дали концерты, которые имели ошеломляющий успех у зрителей. Балалайка стала самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная. Сколько эпитетов ни подбери - все они о ней - простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой - балалайке.

Ребята, что вы знаете и можете о стране в которой вы живете?(ответы)

Действительно Россия, это великая держава, великое государство!

Россия самая большая по территории страна.

Россия самая богатая страна по количеству природных ресурсов. Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, проживает еще около 180 других народов.
Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире. 

III. Формулирование темы занятия

-Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы)

-А что бы убедиться в правильности наших предположений, мы разгадаем кроссворд!

1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …

Отгадка (ответ): Кино

2.Петь, рисовать, лепить искусно

Нельзя прожить нам без … (искусства)

3 . Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный... (балет)


4.Творчество народное

Для детей – опора

Нельзя народу нашему

Прожить без …(фольклора)

5.Кто очень дружен будет с ней,

Будет вчетверо умней (литература)

6. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

7. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.(народные промыслы)

8. Ой, звенит она, звенит,

И грустит, и веселит.

С переливами несется,

В душе чувством отзовется (музыка)

-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд. Так верны ли наши предположения? Чему будет посвящено наше занятие? (КУЛЬТУРЕ)

-А что же такое культура?? (дети отвечают)

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

-А знаменитый российский ученный Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о культуре так: «Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам».

-Ребята, а что бы нам понять что такое культура, и создать свой образ культуры нашей страны, предлагаю разделится по группам. У каждого на партах лежит листок: или белый, или синий, или красный! Ребята, у кого белый цвет, образовали группу, и пересели за 1 стол. У кого синий цвет, за 2 стол. У кого красный цвет, за 3 стол!

Мы разделились на группы, каждая группа получит задание:

1 группа

Ребята, вам необходимо создать картину памятных мест России. Вам нужно представить свое представление о культурных объектах нашей страны с помощью материалов которые вам предложены!(шаблон в форме круга, иллюстрации памятников и зданий, клей, цветные карандаши) .

2 группа

У Вас творческая мастерская, ваша группа будет создавать произведения искусства. У вас на столе находится пластилин, из него мы создаем посуду, а именно открываем гончарное дело. Шаблоны , где вы создаете шедевры народного промысла, росписью посуды и матрешек.

3 группа

А вам ребята, необходимо создать образ культурного человека. Какого вы себе представляете культурного человека. Вы рисуете человека и при помощи карточек, присваиваете ему качества.

IV.Физминутка

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

Игра «Русский народный костюм»

Цель игры: приобщить детей к прошлому национальной культуры. Закрепить знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ. Активизация словаря детей: «кафтан», «кокошник», «лапти», «душегрейка».

Ребята, вам нужно их предложенных вариантов одежды выбрать русский костюм и одеть куклы. В ходе игры нужно рассказать, почему именно этот костюм выбран, описать части костюма, вышивку и цвет.

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_214940.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_215056.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20220614_215119.jpg

V. Рефлексия

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Кому было легко на уроке?

С какими трудностями вы столкнулись?

Что понравилось вам??

Скажите, вы гордитесь своей страной? Вы гордитесь культурой своей страны?

Каждый человек обязан знать свою историю, язык и культуру, а также изучать чужие, чтобы понять, что все мы, хоть и различны, но в людях всех национальностей есть главное – понимание красоты, добра, любви к другим людям в своем  труде. Каждый из вас должен стать полезным окружающим благодаря развитию своих способностей. Творите добро, делайте красивые поступки и красивые вещи, обретете мир в душе и уважение людей.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовная музыка, как часть музыкального наследия России"

Работа над православными песнопениями, которая предполагает создание детского клиросного хора....

Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образования. Об ак...

Всемирное природное наследие. Россия

Разработка «Всемирное природное наследие России» включает в себя наглядный ряд в виде фотографий, космических снимков, слайдов.  Используется компьютер, мультимедиапроектор. Это организацион...

Национальное наследие России

Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века....

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

250 школьников из 20 регионов России приняли участие в образовательной программе и выступили на фестивале-конкурсе «Культурное наследие России» в Москве

22-23 октября 2022 года в Москве состоялся финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса межкультурного взаимодействия «Культурное наследие России», к участию в котором были приглашены ...