Главные вкладки

    Проект "Духовная музыка, как часть музыкального наследия России"
    методическая разработка по теме

    Вечканова Инесса Леонидовна

    Работа над православными песнопениями, которая предполагает создание детского клиросного хора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  

           образования детей «Алексеевская детская музыкальная школа»

               муниципального     района  Алексеевский  Самарской области          

                                     

    ПРОЕКТ « Духовная музыка, как часть музыкального наследия России»

                                                                        преподаватель дополнительного  

                                                                        образования Вечканова И.Л.

                                      АЛЕКСЕЕВКА

                                                                                   Гляжу на деток в храме, у икон

                                                                                                                  Смотрю на светлых радуюсь при этом-

                                                                                                                  Ведь им открыто то, что до времён,

                                                                                                                  Совсем недавних, было под запретом.

                                                                                                                  Молитесь, милые, за тех кто есть и был

                                                                                                                  Молитесь, чистые, за прадедов родимых

                                                                                                                  Кто в вере устоял и отступил,

                                                                                                                 Кто был гоним -и тех, кто гнал гонимых.

                                                                                                                 Молитва ваша юная чиста.

                                                                                                                 Чем, как не ей, разжалобить Мессию?

                                                                                                                 И потому прошу, ради Христа:

                                                                                                                 Молитесь, детки, крепко за Россию!

                                                                                                                                                  Санин Е.Г.

          Духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом культуры. Она выражает духовные идеалы, патриотические идеи, хранит в себе представления об истории России, её национальных героях. Духовная музыка-это миросозерцание, воплощённое в песнетворчестве.

          Изучение духовной музыки позволяет нам не только выявить основные тенденции её развития, но и указывает путь сохранения специфики русской культуры. Это и стало основной идеей данного проекта.

    В ходе экспериментальной работы необходимо было выявить основные особенности духовно-смыслового склада православного церковного пения, отработать систему взаимодействия участников проекта, апробировать возможные технологии для реализации содержания.

     Наилучшее условие знакомства с  традиционной духовной  культурой- это «погружение » в неё. Дети не  только соприкасаются с нравственными, духовными ценностями, но и обретают  свои собственные ценности в процессе самостоятельного поиска. Помощь семьи в этом случае неоценима: посещение воскресных служб в храме, поддерживание семейных традиций в праздновании православных праздников, чтение духовной литературы. Всё это помогает становлению патриотического сознания.

    Цель проекта:

    Освоение духовного наследия отечественной культуры и искусства в контексте подготовки участников вокальной группы «Родник» к исполнению духовной музыки;

    Формирование нравственных представлений . чувств, развитие умения слышать и анализировать музыкальный материал.

    Задачи проекта:

    - раскрыть духовные истоки формирования духовно-певческой традиции на Руси;

    - освоение языка музыки, его выразительных возможностей, средств художественной выразительности;

    - ознакомление с шедеврами духовной музыки русских композиторов;

    - освоить ряд музыкальных произведений –от древних песнопений до классических произведений.

    Срок реализации проекта: 1 учебный год.

    Тип проекта: открытый, исследовательский.

    Участники проекта: вокальная группа «Родник», преподаватели ДМШ, родители, настоятель Казанско-Богородического храма о.Николай.

                                 Этапы реализации проекта

    Информационный этап( подготовительный)

    Предполагает сбор и изучение материалов и адаптацию их содержания. Критерием определения педагогической целесообразности материала является его развивающий эффект.

    Этап реализации

    Здесь происходит ознакомление с содержанием, приобретаются умения, накапливается опыт.

                    Содержание проекта

      Формы работы , музыкальный материал.

    Музыка Древней Руси: её истоки. Развитие.

    История Казанско-Богородической церкви с.Алексеевка

    Цикл бесед. «Песенная лестница». Изучение песнопения «Достойно есть» знаменный паспев.

         

    Искусство колокольного звона на Руси.         

    Презентация. Изучение песнопения «Херувимская песнь»

    Монастырский распев

    Отражение мотивов духовной музыки в творчестве русских композиторов-классиков

    Цикл бесед о творчестве Д.Бортнянского, А.Архангельского, А.Кастальского. Песнопения «Милость мира» А.Кастальский, «Ныне отпущаеши» А.Архангельского, «Во царствие твоем» Д.Бортнянского.

    Богослужебный круг песнопений церкви  песнопения всенощной, литургии

    Цикл бесед о церковном пении. Песнопения «Свете тихий » Дворецкий, «Антифоны» Арх. Никанор.

    Внебогослужебные песнопения : колядки ,канты псалмы.

    Изучение запричастных концертов к праздникам «Рождество», «Пасха», «Троица»пр

    Рефлексивный этап (заключительный)

          Значение духовного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию людей в богослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует  глубокому усвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».

    Результатом данного проекта стало участие вокальной группы «Родник»  в богослужениях нашего храма. Исполнение церковных песнопений литургии и всенощной.

                                     Список литературы:

    1. «Беседы  о церковном пении» С.А. Рукова издательство Московского Патриархата 1999г.
    2. «Богогласник» Ю.Е. Медведик  Москва 2004г.
    3. «В ожидании спасителя» С.А. Рукова Москва 1999г.
    4. «Видения Захарии. Библейские истории и легенды» Москва 1999г.
    5. «Церковнославянский язык» А.Г.Кравецкий, А.А.Плетнёва Москва 1999г.
    6. Интернет-ресурсы.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

    Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

    Урок музыки "Музыкальные инструменты России"

    Урок музыки по формированию  музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки....

    Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

    На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

    Урок музыки "Музыкальный портрет России"

    Данный урок по теме «Музыкальный портрет России» был взят из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», и может быть обобщающим уроком 1 четверти,  по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной дл...

    Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

    расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

    Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

    Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...