Методическая разработка тренингового занятия "Качели времени, или путешествие в позитивное будущее"
методическая разработка

Скоренко Руслана Александровна

Тренинговое занятие «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее» разработано на основе форсайт-технологии С. Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат современные разработки в области футурологии, прогнозирования, форсайта, политического и стратегического анализа, а так же теория позитивного будущего, которая «позволяет учащимся увидеть завтрашний день в ярких красках», увидеть себя в будущем и понять, какие шаги нужно сделать уже сегодня, чтобы достичь желаемого завтра. Использование данной технологии при проведении занятий позволяет оказывать недирективное воздействие на мотивацию учащихся в области личностного саморазвития и профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Тренинговое занятие «Качели времени,

или путешествие в позитивное будущее»

Разработчики: Скоренко Р.А. методист

Васик Л.А., педагог-психолог

Тренинговое занятие «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее» разработано на основе форсайт-технологии С. Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат современные разработки в области футурологии, прогнозирования, форсайта, политического и стратегического анализа, а так же теория позитивного будущего, которая «позволяет учащимся увидеть завтрашний день в ярких красках», увидеть себя в будущем и понять, какие шаги нужно сделать уже сегодня, чтобы достичь желаемого завтра.

Использование данной технологии при проведении занятий позволяет оказывать недирективное воздействие на мотивацию учащихся в области личностного саморазвития и профессиональной ориентации.

Тренинговое занятие направлено на выработку рекомендаций для программирования и проектирования саморазвития участников.

Цель занятия: создание желаемого образа будущего участников и плана его  достижения.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (13-18 лет), в количестве 10 -12 человек.

Оборудование и материалы: электронная доска, ноутбук, музыкальный центр, колокольчик, буклеты, ручки, листы формата А-4.

Время: 40 минут.

Ход занятия:

Участники рассаживаются на стулья, расставленные полукругом, лицом к электронной доске. На электронной доске слайд с названием занятия. В центре полукруга стоит журнальный столик, на котором размещены буклеты, ручки, листы формата А-4.

Модератор: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в позитивное будущее. Чтобы это путешествие было полезным и приятным, нам с Вами необходимо познакомиться.

Встаньте, пожалуйста, со своих мест и образуйте большой круг.

Каждый участник называет своё имя и  своё хобби, увлечение. (Например: Я, Маша,  я увлекаюсь рисованием).

Участники представляются и рассказывают о своих хобби, интересах, увлечениях.

Модератор: Присаживайтесь на свои места. Теперь мы с Вами познакомились и можем отправляться в наше путешествие. Но сначала, я  предлагаю вам провести небольшой эксперимент.

Участники получают листы формата А-4.

Модератор: Сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните ещё раз лист пополам и оторвите верхний правый угол. (Эта процедура повторяется до тех пор, пока есть возможность оторвать угол бумаги).

Модератор: Разверните лист бумаги и продемонстрируйте всем, что у вас получилось, и посмотрите, что получилось у других участников (участники демонстрируют получившиеся «снежинки» и сравнивают результаты)

Модератор просит участников ответить на предложенные вопросы:

  1. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
  2. Как вы думаете, для чего я вам предложила этот эксперимент?

Модератор резюмирует: Все участники получили одинаковые листы бумаги и выполняли одно задание, при этом результаты получились отличные друг от друга. Можно констатировать, что, не видя результат, к которому нам необходимо прийти, очень сложно его достигнуть.

- Чёткое понимание своего будущего позволит сформировать чёткое понимание, какие шаги необходимо сделать, чтобы его достичь.

Модератор: Для того, чтобы наше путешествие оказалось комфортным, давайте познакомимся с правилами путешествия: (на электронной доске появляется слайд «Правила работы», модератор их озвучивает и оценивает понимание правил участниками).

Правила работы:

1. Быть искренним. Полученная информация это личная ценность для вас, относитесь к ней бережно.

2. Работаем в позитивном ключе! Создаём только привлекательные, вдохновляющие, гуманистические образы!

3. Работаем с собой, не забывая про окружающих – не мешаем друг другу!

Модератор: Инструктаж по технике безопасности нашего путешествия проведён, получите посадочные талоны.

Участники получают буклеты и ручки.

Модератор: Откройте буклет и в разделе «Я - творец своей жизни» в течение3 минут напишите свои позитивные качества.  

Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет свои позитивные качества.

Модератор: Поделитесь, пожалуйста, со всеми, какими позитивными качествами мы обладаем.

Участники по кругу называют свои позитивные качества.

Модератор: Спасибо, за активность!  

Модератор: Следующий этап –раздел «Мои дары». В течение 3 минут напишите здесь как минимум 5 даров – то, чем вы могли бы поделиться друг с другом, то, что умеете делать лучше всего, чему можете научить других! (3 минуты).

Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет дары, которыми они могут поделиться с участниками.

Модератор: Ну а теперь давайте делиться дарами!

Участники по кругу делятся своими дарами.

Модератор: Позитивная самооценка, осознание своих сильных сторон является залогом успешности. Вы выявили свои дары, свои ресурсы, а теперь я приглашаю вас в путешествие в будущее.

Модератор: Расположитесь удобно.

Участникам предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся.

Нам с вами предстоит мысленно переместиться в будущее. По моему сигналу, вы мысленно окажетесь в будущем, в котором вы состоялись во всех жизненных сферах. Перед отправкой напоминаю про наше главное правило - мы строим только позитивное будущее!

Сигнал перемещения - Звенит колокольчик.

Звучит тихая, спокойная музыка.

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. Представьте своё будущее….будущее, в котором вы состоялись как профессионал…., достигли вершины своей профессиональной……, социальной….., личностной…… карьеры. Посмотрите вокруг…..где вы находитесь?...... опишите для себя  обстановку….., что вас окружает?.... какие люди находятся рядом с вами?…….какие чувства вы испытываете?......А теперь представьте, вы сидите в шикарном доме у камина…..на коленях у вас – самый обожаемый внук…..Он смотрит на Вас влюблёнными глазами….и задаёт самые важные для него вопросы….что вы ему ответите.....запомните ваши ответы….

  1. Чему интересному и полезному ты меня можешь научить?
  2. Что нам с тобой приятнее всего делать вместе?
  3. Какое место на планете Земля для тебя самое лучшее?
  4. Каким образованием, в каком городе ты дорожишь больше всего?
  5. Какие самые радостные моменты были в твоей жизни?
  6. Какие таланты ты считаешь самыми важными для себя?
  7. Когда ты свободен, чем ты больше всего теперь любишь заниматься?  
  8. Что в тебе больше всего ценят окружающие?  
  9. Какая из твоих многочисленных профессий вызывает у тебя самые тёплые воспоминания?  
  10. Какими профессиональными достижениями и наградами ты гордишься больше всего?

Обнимите своего любимого внука…. Скажите ему «До свидания»…. вам пора возвращаться….Чтобы все  проанализировать….. я начинаю обратный отсчёт и после звука колокольчика вы вернётесь в настоящее…. в сегодняшний день…. три….два…один…звук колокольчика.

Модератор: Добро пожаловать в настоящее! Давайте пожмём друг другу руки, в знак нашего присутствия здесь и сейчас(Участники пожимают друг другу руки).

Теперь, пожалуйста, зафиксируйте в своих бланках, что вы ответили на вопросы вашего внука.

Участники фиксируют в бланках ответы на вопросы

Модератор: Поздравляю! То, что вы сейчас записали, является своеобразной «памяткой», напоминанием о главном в жизни – как добиться своего успеха! У вас появилась удивительная возможность сопоставить будущее с сегодняшним днём и понять, что можно изменить уже сегодня, чтобы получить желаемое завтра.

Модератор: Очень хотелось бы обратной связи от вас, какие мысли возникают? Появились ли какие –то идеи, планы, может можно сделать какие-то выводы?

Рефлексия участников.

Модератор: Мы с вами совершили увлекательное и уникальное путешествие в будущее. Теперь только вы знаете, что нужно сделать для того чтобы оно стало успешным. Все в ваших собственных руках!

Модератор: Давайте встанем в тесный круг, возьмёмся за руки и отправим импульс позитива, интереса и успеха друг другу.

Участники выполняют упражнение «Импульс» (лёгкое пожатие рук по цепочке).

Модератор: Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Методическая разработка Сценарий открытого праздника для младших школьников «Мы будущие защитники Отечества»

Методическая разработка Сценарий  открытого праздника для младших школьников «Мы будущие защитники Отечества»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"

Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников» Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченно...

Методическая разработка "Придаточные предложения времени и условия в будушем времени"

Методическая разработка "Придаточные предложения времени и условия в будушем времени"Видеоурок по английскому языку:Придаточные предложения времени и условияhttps://www.youtube.com/wat...

Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»

Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повы...