Учёба без двоек
статья (10 класс)

Как я из непосед "выращивала" самостоятельных и работоспособных учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchyoba_bez_dvoek.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина на отлично.

Последние15 лет я работаю в вечерней школе при исправительной колонии строгого режима. Но я могу привести примеры, как я из непосед «выращивала» самостоятельных, работоспособных учеников. Непосед и нежелающих учиться и раньше было много. Но мы, учителя, всегда помнили, что дети – наше будущее. И они должны жить лучше нас. Поэтому, что бы добиться наилучших результатов в обучении математике, я старалась опросить как можно больше учеников на каждом уроке. Их услышать, послушать цепь их рассуждений, подкорректировать их ответы и решения, нацелить на многовариантность решения того или иного задания, развивать логическое мышление. Во всех вопросах быть самим собой. В моём классе было две стандартных доски и ещё одна, которая могла вращаться. Наличие этих досок позволяло мне сразу опросить14 человек. С пятого класса я приучала учащихся не бояться стоять у доски, смело смотреть на класс и входить с одноклассниками в диалог. Таким образом, кому не сиделось на месте, я сразу предлагала выходить к доске, показать решение домашнего задания или решить предложенные задания на карточках. А карточки были разные по сложности: на «5», на «4», на «3» и ученики сами выбирали себе карточку и шли к доске решать. Решив карточку на «3», ученик имел право взять другую карточку на «4» или на «5». Карточки мною делались на каждый урок и много. Очень было тяжело, зато ученики знали, что и сегодня большинство из них получит оценку. В классе были обязательно консультанты, которые учились на «отлично» и на вопросы своих товарищей могли ответить, если я была занята. Атмосфера в классе была деловой. Я никогда не ставила двоек. Зачем? Чтобы ученик боялся идти на урок? Возненавидел меня и математику? Идеальной тишины не было, была работа каждого и с каждым. После объяснения нового материала, каждый ученик должен был придумать собственный пример. Эти примеры проверялись учителем и консультантами. Компьютеров в классе не было, не было телефонов, все общались друг с другом. Конечно, тяжело всё время следить за доской, за учениками. Часто после окончания урока выходишь из класса с влажной спиной, но с огромным удовлетворением. Удовлетворение от того, что ученики работали, не давали ни себе, ни мне покоя, что самый ленивый смог выполнить посильную задачу. Часто нелюбителям математики я говорила, что обязательно тебя завтра спрошу и ты мне должен ответить на вот такие вопросы. Ученик волновался, но готовился и на следующий урок отвечал, рассказывал. Конечно, я спрашивала его, какую он себе ставит оценку. Он говорил и я ставила. Мы оба были довольны результатом урока. Я считаю, что ученик не будет плохо себя вести на уроке, если его часто вызывать к доске. Надо давать возможность ученику выговориться. И если ответ будет неудачным, не надо ставить плохих оценок. Надо отнестись к этому с юмором и предложить ответить на следующий урок. Помню как-то во время опроса у доски у меня осталась не задействована доска-вертушка. Так Сергей, так звали этого ученика, сказал: «А мне всё равно, что меня не вызвали. Вон доска свободная и я хочу на ней решать». Сам подошёл к карточкам, выбрал себе и пошёл письменно отвечать на задание. Я таких учеников никогда не останавливала словами, что, мол, у тебя и так много оценок. Хочет – пускай делает. А я проверю в любом случае. Был введён ещё один способ проверки знаний. Ученик выходил к доске, а его опрашивали сами ученики. Оценки получал и сам ученик и те, кто задавал вопросы. Вот так у меня проходили уроки с тремя досками. Непоседы стояли у доски!

Курьёзный случай.

У меня был методический день, поэтому я в этот день не вела уроки. Мой сын учился в 3 классе нашей школы. Надо сказать, что младшие и старшие классы в нашей школе занимались в разных частях школьного здания в целях обеспечения дисциплины и порядка. Так вот. Жили мы далековато от школы, поэтому, после обеда, я пришла в школу за сыном. Иду по коридору и вижу, как мальчишка из младших классов пристаёт к девочке: выхватывает у неё из рук портфель, дёргает за косички, преграждает ей дорогу. И тут вдруг портфелем ударяет её по голове. Несколько детей столпились вокруг и смотрят. Я подбежала, схватила обидчика за руку, выхватила у него портфель и закричала: «Что ты делаешь?! Ведь девочке больно!» На что дети, стоящие вокруг нас, хором закричали: «Что Вы! Он её любит!»

А вот другой интересный и весьма необычный случай из моей практики. Уроки математики я вела во многих классах. Мои дети учились в тех же классах, где я вела уроки. В одно зимнее утро я, как мама и как жена, всех разбудила, накормила, напоила, отправила сыновей в школу, мужа на работу, и сама, как истинная советская женщина, убрав всё и вся, « помчалась» в школу. Прозвенел звонок на урок. Захожу в 8Б класс, где учился мой сын Алексей. Отмечаю отсутствующих и не вижу своего Алёшу. Я спрашиваю у детей: «А где Антонов?»

- А он заболел, – ответили дети.

- Как заболел? Когда заболел? Он же в школу вперёд меня убежал! – громко сказала я.

И вижу: мальчишки заулыбались, девочки зарумянились. Я поняла, что мой сын бессовестно удрал с моего урока. Тут же была организована «погоня». Дежурный привёл Алексея.

- Где ты был? – спросила я.

- Играл в теннис. Я же всё знаю!

- Ах, ты всё знаешь!?

Моему возмущению и удивлению не было предела.

И тут же возле доски я провела полную «экзекуцию» Алексею по геометрии. Больше с моих уроков он не убегал, а с других - не уверена.

Курьёзный случай

Директором нашей школы был мужчина. Звали его Виктор Алексеевич. Однажды на мотороллере в школьную столовую привезли две коробки изюма по четыре килограмма в каждой. Пока водитель мотороллера относил в столовую первую коробку изюма, вторая коробка бесследно исчезла. Куда она подевалась? Кто её мог утащить во время уроков? Началось «расследование». Через урок директор школы пришёл к учителю физкультуры и спросил его:

- Илья Матвеевич, у тебя на уроках все ученики присутствовали?

- Да,- ответил Илья Матвеевич.

- И «Коржик» с «Пуделем» были? «Геша» и «Костян» тоже были?

- Да. Все были, Виктор Алексеевич, - ответил учитель физкультуры.

Директор задумался и ушёл. Надо сказать, что в любой школе есть мальчишки, которые не прочь похулиганить, повредничать, убежать с уроков. Вот и в нашей школе были такие ребята. Самые отъявленные озорники были в 4 классе. Это Саша Коржиков, Пудовкин Андрей, Симаков Геннадий и Савин Константин. И клички у них были соответственные: «Коржик», «Пудель», «Геша» и «Костян». Классным руководителем 4 класса был Илья Матвеевич. Мальчишки любили уроки физкультуры и уважали своего классного руководителя, поэтому никогда не убегали с его уроков. Директор всё это знал. И поэтому в первую очередь в краже изюма заподозрил именно проказников из 4 класса. Виктор Алексеевич выяснил, что, когда приехал мотороллер, в 4 классе был урок труда, а Коржикова, Пудовкина, Симакова и Савина на этом уроке не было. Потом они появились на уроке физкультуры и дальше никуда не уходили. Вызвал Виктор Алексеевич к себе в кабинет сначала «Коржика» и говорит:

- Ну что, «Коржик», плохие у тебя друзья. Выдал тебя «Пудель». Это ты взял изюм.

- Что Вы, Виктор Алексеевич! Это всё придумал «Костян»! Мы только взяли коробку, утащили её в овраг и там разделили на четыре части! Изюм разложили на лопухи. Мы с «Пуделем» изюм домой отнесли, а «Геша» и «Костян» после школы отнесут изюм домой.

Вот так быстро была раскрыта кража изюма. Изюм вернули в столовую. Директор школы вызвал родителей (у «Коржика» была только мама), поговорил с ними и дальше этот инцидент никуда не вышел. На следующий день в учительскую пришла учитель истории Нина Михайловна, чуть посильнее необходимого бросила на стол журнал и в сердцах воскликнула:

- Всё! Ухожу из школы!

- Почему?!

- Потому что мой авторитет понизился, а у Виктора Алексеевича повысился! Раньше у Виктора Алексеевича была кличка «Телок», а теперь, после того, как он за пару часов раскрыл кражу, стал «Чекистом»! Я же была «Селёдкой», а похудев всего лишь на три килограмма, стала «Килькой»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО – СТИМУЛ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ В УЧЁБЕ».

В методической разработке рассматривается проведение различных видов творческих работ с учащимися детской школы искусств для создания  мотивации к успеху в творчестве и учёбе. Предложено и реализ...

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Наиболее вероятные причины двоек.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудн...

Методическая учёба для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»

Методический материал знакомит педагогов дополнительного образования детей с новой формой реализации педагогических стратегий - сетевым образовательным модулем (СОМ). Он может использоваться при разра...

ЭССЕ - Учить без двоек?

Каждый учитель сталкивается с проблемой неуспеваемости по своему предмету, пытается выяснить причины этого явления. Здесь представлены некоторые мои размышления на эту тему....

Выступление на педсовете "Учить без двоек"

Давайте вначале ответим на вопрос: когда мы ставим «двойку», за что мы ее ставим, за то, что Вася крутился или разговаривал во время урока или за то что он не выучил правило и не готов к у...

Учим без двоек

В статье приводится опыт работы со слабоуспевающими детьми,  анализируются причины их неуспеваемости и даются проверенные многолетним опытом работы (пед. стаж 50 лет) советы и рекомендации по пре...