Формирующее оценивание на уроках физики
статья

Петрова Галина Викторовна

Формирующее оценивание на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Галина Викторовна  учитель  физики МАОУ СОШ 46 г.Улан-Удэ

Формирующее оценивание  на уроках физики

 «Формирующее оценивание на уроках физики»

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

               Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.

          Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.

Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества. Одним из таких механизмов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Формирующее оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.  Этот тип оценивания направлен на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания. Формирующее оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

        Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Особенность использования техник формирующего оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формирующее оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формирующего оценивания являются:

  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Чем формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?

Рассмотрим важные для этого различения принципы.

Формирующее оценивание

  -Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания — ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на  отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

-Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Кроме того, учителя постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если  учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

- Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

- Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик  изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.

- Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколькоэти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе.

- Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.  

В рамках формирующего оценивания учителям предлагаются формы отслеживания прогресса учащихся, тесты, различные техники, выявляющие те или иные их способности.

При использовании формирующего оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формирующего оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания. При этом использование техник формирующего оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.

Нужно помнить, что применение методологии формирующего оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методов формирующего оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов хочет добиться учитель, как можно помочь ученику добиться успехов в учебе. Существуют следующие инструменты формирующего оценивания:

  • карта понятий

представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

  1. Проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы.
  2. Проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий.
  3. Оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
  • шкала самооценки, лист самооценки 

         Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

  • составление тестов 

      Ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

      Такая работа позволит учителю оценить качество вопросов, а можно использовать вопросы для любого контроля или для работы с учениками, плохо освоившими материал, предварительно их обработав.

  • оценочные рубрики   

       Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения. Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

  • мини-обзор 

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

  • недельный отчет

Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • Чему я научился за эту неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

  • Опросник

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

  • Портфолио

Портфолио является формой аутентичного[1] оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
  • оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

        При переходе к развивающему оцениванию мною освоено  и активно используются  на уроках физики следующие инструменты оценивания:

  • шкала самооценки; составление тестов; оценочные рубрики; карта понятий,  карточка физической величины; составление синквейнов

        Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Опорный конспект (с определениями, правилами) ;    

   карта понятий (только названия понятий)

        

Самооценка

        Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать.http://vectors-free.net/files/growing-flower-vectors.jpg

        

Составление тестов 

      Ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

      Такая работа позволит учителю оценить качество вопросов, а можно использовать вопросы для любого контроля или для работы с учениками, плохо освоившими материал, предварительно их обработав.

Тема урока:  Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

  1. По какому физическому закону можно определить потери электроэнергии в ЛЭП?

А. закон сохранения импульса

Б. закон Ома

В. закон Джоуля – Ленца

  1. Существенного снижения потерь электроэнергии можно добиться за счет:

А. уменьшения силы тока

Б. увеличения силы тока

В. снизить мощность тока

  1. Какой ток называют переменным?

А. ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению

Б. ток, периодически меняющийся со временем по модулю

В. ток, периодически меняющийся со временем по направлению

  1. Для получения переменного тока используют устройства:

А. реостаты

Б. трансформаторы

В. электромеханические индукционные генераторы

  1. Трансформатор изобрел:

А. Якоби Б.С.

Б. Яблочков П.Н.

В.  Джеймс Максвелл

Оценочные рубрики   Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников

Критерии

Очень уверенно

7 баллов

Уверенно

5 баллов

Не всегда

уверенно

3 балла

Неуверенно

1 балл

Я могу отличить по схеме последовательное соединение от параллельного соединения

+

Я могу собирать цепи с последовательным и параллельным соединением.

+

Я знаю формулы для определения силы тока, напряжения,  сопротивления для последовательного и параллельного соединений проводников.

+

Я умею решать задачи на различные виды соединений проводников.

+

28 баллов -  отлично (эксперт)

От 26 -20 баллов - отлично

От 18- 12 баллов - хорошо

От 10 – 4 баллов - удовлетворительно

        Мини-обзор 

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

Тема урока Строение атомов

Понятно

Не совсем ясно

Осталось тайной

Почти все

Как определили массу и заряд протонов, электронов?

Почему электроны уходят из атома?

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

Тема  Волновые свойства света

Вопрос

Согласен

Не совсем согласен

Совсем не согласен

Световые волны обладают свойствами электромагнитных волн

+

Спектральный свет монохроматический

+

Когерентные волны в природе не встречаются

+

Дифракционная решетка и призма - приборы, с помощью которых можно получить спектр

+

Лазер – источник поляризованного света

+

Все волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция.

+

В мыльном пузыре наблюдается дисперсия

+

Свет- продольная волна

+

Оценочный лист лабораторных работ содержащий пять групп планируемых результатов и проверяемых умений по физике составленных на основе предметных результатов, изложенных в Стандарте:

  1. Оформление работы.

  2. Измерение физических величин.

  3. Вычисление значений физических величин.

  4. Построение графика зависимости по результатам измерений.

  5. Формулировка вывода.

Оценочный лист лабораторных работ позволяет осуществить оценку  достижения планируемых результатов, определяет  основные направления и цели оценочной деятельности обучающегося, обеспечивает комплексный подход к оценке планируемых результатов, обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Заполнение оценочного листа

Работа с оценочным листом происходит в начале урока следующего после лабораторной работы. Каждое проверяемое умение оценивается двумя баллами, если ученик выполнил его верно, одним баллом, если допустил неточность, и ноль баллов, если не достиг данного результата в ходе выполнения лабораторной работы. В зависимости от типа лабораторной работы отдельные умения могут быть не заполнены, если их формирование не предусматривалось в данной лабораторной работе.

В нижней части оценочного листа обучающиеся формулируют проблемы, возникшие при выполнении данной работы. После заполнения оценочного листа каждый обучающийся зачитывает возникшие трудности при выполнении лабораторной работы, и подводится итог, на что надо обратить внимание обучающимся при выполнении следующей работы.

Анализ собственной деятельности при выполнении лабораторной работы необходим для качественного обучения. Обучающиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом, их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом.

Таким образом, оценочный лист помогает обучающемуся:

  • оценить степень достижения намеченных целей,

  • определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить при выполнении
    лабораторной работы, над чем необходимо поработать, т.е. позволяет прогнозировать процесс собственного обучения,

  • оценить индивидуальные приращения образовательных результатов

  • сформировать навык адекватной самооценки

  • сформировать навык и привычку к систематической и добросовестной самооценке  

Оценочный лист лабораторных работ помогает учителю:

  • осуществить обратную связь,

  • организовать процесс сбора и анализа информации об успехах каждого ученика,

  • получить информацию о качестве учебного процесса,

  • модифицировать процесс обучения и учения в случае неудовлетворительных результатов,

оптимизировать полученные результаты, в преподавании, обучении и оценивании.

Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Источники:

1.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.2Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания деятельности учителя-предметника: пособие для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская. - Narva 2012. – 48с.


[1] Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: устная презентация, сообщения, доклады, рефераты, исследовательские проекты, практические работы портфолио, творческие работы, научные эксперименты, лист самооценки, рабочий дневник, эссе, рецензии, сочинения Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Формирующее оценивание на уроках информатики и математики

Что такое формирующее оценивание и его применение для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика....

«Формирующее оценивание на уроках физической культуры"

Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»

Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....