Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому
статья (9 класс)
В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования планшета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyty_tsif._1.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ДОМУ.
Какушкина Елена Степановна, учитель МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Аннотация. В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования планшета.
Ключевые слова: цифровые технологии, особенности развития детей с ТМНР, коррекция нарушений развития.
Использование цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе в наше время стало обычным делом. Учителя проводят уроки, ведут общение с родителями, с учащимися, администрацией с использованием компьютерной техники и различного программного обеспечения.
В соответствии с требованием времени развитие обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, их социализация в современном обществе не может находиться в отрыве от использования современных информационных технологий.
Результаты отечественных и зарубежных исследований по использованию ИКТ в коррекционно-образовательном процессе подтверждают не только возможность и целесообразность этой работы, но подчеркивают особую роль компьютера и интернета в развитии речи, интеллекта и личности в целом. Информационные технологии для обучающихся с ТМНР являются эффективным средством коррекционного воздействия. При этом педагог должен уметь заложить четкие дидактические цели и продуманные принципы работы с цифровыми технологиями, иначе использование ИКТ не приведет к необходимым результатам.
Все мы знаем, что детям с ТМНР характерны следующие особенности: слабая концентрация внимания, плохая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточится на выполнении заданий и др. Существуют ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития):
1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
3. Использование подражательности, свойственной детям, с тяжёлой умственной отсталостью.
4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.
8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. Создание «эмоционального благополучия» на уроках.
При подготовке занятий нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.
Использование планшета помогает решать поставленные задачи в полном объеме. Допустим, изучаем тему «Домашние животные». Начинаем со складывания пазлов «Животные», затем переходим к игре «Звуки животных», где каждому изображению подается соответствующий звук. Затем переходим в блок «Рисование» и рисуем выбранное животное по пунктирным линиям. Нарисованное животное с помощью определенных манипуляций можно заставить двигаться, что тоже интересно детям, которые с удовольствием выполняют все действия с планшетом.
При изучении темы «Цвета» выбираем игру, где животным разного цвета нужно дать корм соответствующего цвета.
При изучении темы «Геометрические формы» используем игру «Паровозик», в вагончики которого нужно разместить предметы определенной формы.
Особенно нравится детям игра «Предметы обихода», которая состоит из четырех разделов; кухня, ванная, спальня и кабинет, в них нужно производить действия с соответствующими предметами обихода. В данной развивающей игре происходит закрепление знаний и навыков, полученных на занятиях по изучению тем «Бытовая техника», «Личная гигиена», «Одежда и обувь» и др.
Определенные трудности возникают при проведении занятий на дому по предметам «Адаптивная физкультура» и «Предметно-практические действия». С помощью цифровых технологий трудности легко преодолеваются. Находим плеер с детскими песнями и выполняем различные движения и упражнения под музыку, что тоже весело и интересно.
Возможно использование цифровых технологий как для изучения нового материала, для предъявления какой-либо новой информации, так и для закрепления, повторения и обобщения пройденного материала, а также с целью контроля полученных знаний, умений и навыков.
Практически на каждую изучаемую тему можно подобрать игровой материал, что позволяет сделать занятия более живыми и интересными, а развитие наших детей более полноценным.
Использование планшета расширяет диапазон форм и методов работы с детьми с ТМНР, обучающимися на дому. Простор для творчества практически неограничен.
При использовании цифровых технологий важно соблюдать определенные правила:
- использование компьютера на занятиях не более двух раз в неделю;
- непродолжительное время одноразовой работы за компьютером, а именно для детей начальной школы максимум 15 минут;
- выполнение упражнений для глаз (гимнастики). В ходе работы за компьютером важно переводить взгляд ребенка на несколько секунд от монитора каждые две минуты;
- смена видов деятельности на занятии.
Подводя итоги вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что цифровые технологии возможно использовать как для изучения нового материала, для предъявления какой-либо новой информации, так и для закрепления, повторения и обобщения пройденного материала, а также с целью контроля полученных знаний, умений и навыков.
Литература:
- Бойкова И. Г., Золотарюк О. М., Климова М. В. Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников // Сборник научных трудов двенадцатой Международной научно-практической конференции «Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий "1С». 31 января — 1 февраля 2012 г.: Новые информационные технологии в образовании; под общ. ред. проф. Д. В. Чистова. Ч. 2. –М.: 1С-Паблишинг, 2012, с.296–298.
- Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999. Сайт института возрастной физиологии РАО vfrao.ru СанПиН 2.4.1.3049–13
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением от 15 мая 2013 г. № 26. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/337854/ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование системы Фридриха Фрёбеля на уроках по математическим представлениям и конструированию с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Организация коррекционных занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
В статье я делюсь своим опытом по организации индивидуальных занятий с детьми со множественными нарушениями в развитии....
"Использование предметно-практической деятельности в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития"
Дети, с которыми я работаю, имеют умеренную и тяжелую степени умственной отсталости, речь отсутствует. Из биологического характера нарушения ЦНС вытекают первичные дефекты развития. Они то как раз и о...
Этические принципы взаимодействия с детьми с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития) в условиях школы.
Этические принципы взаимодействия с детьми с ТМНР в условиях школы: людей – это залог его доверия к педагогам, основа его желания идти на контакт, развиваться, взаимодействовать с взрослыми. А здоровы...
Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Форма составления СИПР для учащихся с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)
Специальная индивидуальная программа развития...
Проект мыловарение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Мыло ручной работы – частичка души в руках…»
Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно...