Мастер-класс «Как формируются творческие и коммуникативные способности обучающихся»
методическая разработка

конспект мастер-класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как формируются творческие и коммуникативные способности обучающихся»

Цель: показать один из способов работы на уроках русского языка и литературы по развитию аналитического мышления и письма, направленный на формирование творческих способностей детей.

Задачи:

1) Познакомить участников мастер-класса с возможностями метода творчества.

2) Составить рассказ, сказку об объекте, используя полученные словосочетания, полностью или частично.

3) Провести обмен опыта с коллегами.

Методологическая основа занятия: педагогический инструментарий отечественной Теории решения изобретательских задач  (ТРИЗ) - метод активизации мышления.

Методические приемы: вопросы к участникам мастер-класса, метод фокальных объектов (игры «Изобретатели» и «Ковер ассоциаций»), демонстрация, использование художественного слова, похвала, поощрение, словесное “поглаживание”, сотворчество детей и педагога, использование ТСО.

Оборудование: презентация Power Point к занятию, толковый словарь русского языка, таблицы для заполнения формата А-4.

Ход занятия

Вступительное слово

Титульный слайд

Слайд 2 «Цель»

Слайд 3 «Задачи»

Известно, что нормальное учение – есть учение с интересом. Скука на уроках - один из барьеров на пути к гармоническому учебно-воспитательному процессу. Преодоление его является важным условием совершенствования преподавания. Разумеется, не единственным. Вижу современный урок более демократичным, позволяющим ученику раскрыть себя, свою душу. Для этого нужно сделать ученика соавтором урока.

Я думаю, что учитель русского языка и литературы  должен предъявить учащимся не технологию, а сотворчество, должен в процессе обучения решать следующие задачи:

- формировать у учащихся умения творчески мыслить, анализировать, логически правильно выражать мысли;

- развивать читательский талант;

- формировать умения создавать текст, подбирать языковые средства;

- повышать мотивацию к обучению.

Особенность моей педагогической деятельности заключается не только в принятии коммуникативного принципа как ведущего, но и в развитии творческих способностей на уроке,  в выдвижении на первый план ребёнка, его потребности в общении.

Достичь основной цели – воспитания нравственной, творческой личности, способной к самопознанию, к саморазвитию  –  непросто. Но пытаться следует.

Я хочу подробнее остановиться на приеме развития творческих способностей учащихся, который использую в своей работе для тренировки воображения.

Цель мастер-класса: 

показать один из способов работы на уроках русского языка и литературы по развитию аналитического мышления и письма, направленный на формирование творческих способностей детей

Задачи мастер-класса:

1) познакомить участников мастер-класса с возможностями метода творчества;

2) составить рассказ, сказку об объекте, используя полученные словосочетания, полностью или частично;

3) провести обмен опыта с коллегами.

Слайд 4 «Метод фокальных объектов  МФО (метод каталога, метод случайных объектов)»

 Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е гг. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США.  В России этот метод применяется в технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Лаборатория Анатолия Гина занимается разработкой различных творческих задач на современном этапе.

 Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Цель - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Слайд 5 «Суть метода»

Более подробно суть метода заключается в следующем.

Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта устанавливается цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

Произвольно выбрав несколько случайных объектов (из словаря, книги …), называем слова, наугад, (желательно существительные).

Затем мы «применяем» эти слова к заданному объекту, составляя списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по несколько интересных, необычных, не банальных слов-определений  - прилагательных, деепричастий, глаголов, лучше, если это будут свойства, признаки, которые объект проявляет иногда). Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание.

Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.

Все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что ЭТО может быть?», «Где ЭТО можно использовать?», «Кому ЭТО надо?»

Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.  

При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Моделирование учебной ситуации

Слайд 6 «Моделирование учебной ситуации»

Я предлагаю смоделировать учебную ситуацию на отвлеченном от учебной программы материале.

Слайд 7 «Мотивация»

Сегодня мы проведем очень интересную и полезную творческую работу, итогом которой должен стать «рецепт». Наша задача – заставить работать  воображение. Развивать языковое чутье. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, не перебивать его, не критиковать.

Слайд 8 «Этапы работы»

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Участникам предлагается последовательно выполнить предлагаемые действия. Представлена пустая таблица. Групповая работа: таблица заполняется парами участников.

1. Случайным образом выбираются три произвольных объекта из любого словаря (любой книги), открытием его на первой попавшейся странице, не глядя, отыскав первое существительное, начиная со слова, на которое указывает палец. Записывается найденное слово в первый столбец второй строки. Таким же образом заполняется  второй и третий столбцы второй строки.

2. Затем заполняется первый столбец третьей строки: в течение 2-3 минут вносятся в него все определения для слова «…», какие только приходят  в голову.

3. Аналогичным образом заполняются остальные столбцы третьей строки.

4. Отгадывается загадка: «Должен он пораньше встать, чтоб за партой не зевать, чтоб проверить, все ль в порядке, в ранце ль книжки и тетрадки, а вопрос такой возник: кто он? Это … (ученик). Данное слово записывается в верхнюю строку таблицы.

5. Убирается вторая строка таблицы.

6. Читаются получившиеся словосочетания (существительное и определения согласуются в роде, числе и падеже).

7. Задача: образованные словосочетания должны стать основой эссе «Рецепт счастья ученика».

Слайд 15 «Работы детского исследования и творчества»

Пока работают группы, дается комментарий для зала.

Вспомним первый этап проведения работы – мотивацию. В данной ситуации была актуализация и загадка, это один из самых распространенных способов поставить проблему – замотивировать участников.

Предлагаемый метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, так как при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.

Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых. Он создает атмосферу загадочности,  заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их «нарисовать», испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение). 

Слайд 16 «Обмен информацией»

Чтение получившихся работ «Рецепты счастья».

Комментарий.

После заслушивания получившихся работ, должен идти этап рефлексии. Что нам удалось сегодня сделать? (Создать рецепт счастья ученика). Вы писали о себе? Что нового для себя вынесли? Какие новые знания получили? Чему научились? Понравилась ли форма работы? Какую оценку можете себе поставить?

Выводы

Слайд 17 «Выводы»

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль.

Содержанием и высшей ценностью новой модели общества становится свободный, творческий, образованный человек. А перспективной целью учителя является подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире.

Уроки гуманитарного цикла, в частности литература и русский язык,  особенные, потому что на них мы касаемся души ребёнка, помогаем ему подняться выше в духовном развитии.

Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, развитию речи,  применять метод для составления творческих сценариев.

Таким образом, несмотря на то, что метод фокальных объектов изобретен и усовершенствован в середине прошлого века, его механизмы творчества актуальны и по сей день. МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как формируются творческие и коммуникативные способности учащихся

Слайд 2

Цель: показать один из способов работы на уроках русского языка и литературы по развитию аналитического мышления и письма, направленный на формирование творческих способностей детей

Слайд 3

Задачи: 1) познакомить участников мастер-класса с возможностями метода творчества; 2) составить рассказ, сказку об объекте, используя полученные словосочетания, полностью или частично; 3) провести обмен опыта с коллегами.

Слайд 4

Метод фокальных объектов (МФО) (метод каталога, метод случайных объектов)

Слайд 5

Суть метода - объект усовершенствования установление цели усовершенствования объекта - произвольный выбор случайных объектов - применение слов к заданному объекту - присоединение признаков случайных объектов поочередно к фокальному объекту - генерация новых идей на основе полученных словосочетаний, развитие цепочки ассоциаций - оценивание полученных вариантов, наиболее интересных и эффективных решений

Слайд 6

Моделирование учебной ситуации

Слайд 7

Мотивация Задача: заставить работать воображение, развивать языковое чутье, продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, не перебивать его, не критиковать.

Слайд 8

Этапы работы

Слайд 9

Этапы работы 1. Случайным образом выбираются три произвольных объекта из любого словаря (любой книги), он открывается на первой попавшейся странице, не глядя, отыскивается первое существительное, начиная со слова, на которое указывает палец. Записывается найденное слово в первый столбец второй строки. Таким же образом заполняется второй и третий столбцы второй строки.

Слайд 10

Этапы работы 2. Затем заполняется первый столбец третьей строки: в течение 2-3 минут вносятся в него все определения для слова «…», какие только приходят в голову.

Слайд 11

Этапы работы 4. Отгадывается загадка: «Должен он пораньше встать, чтоб за партой не зевать, чтоб проверить, все ль в порядке, в ранце ль книжки и тетрадки, а вопрос такой возник: кто он?» Это … ( ученик ). Данное слово записывается в верхнюю строку таблицы.

Слайд 12

Этапы работы 5. Убирается вторая строка таблицы. УБРАТЬ!

Слайд 13

Этапы работы 6. Читаются получившиеся словосочетания (существительное и определения согласуются в роде, числе и падеже).

Слайд 14

Конечный этап работы 7. Задача: образованные словосочетания должны стать основой эссе «Рецепт счастья ученика».

Слайд 15

Работы детского исследования и творчества

Слайд 16

Обмен информацией

Слайд 17

Выводы Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль. Содержанием и высшей ценностью новой модели общества становится свободный, творческий, образованный человек. А перспективной целью учителя является подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире. Уроки гуманитарного цикла, в частности литература и русский язык, особенные, потому что на них мы касаемся души ребёнка, помогаем ему подняться выше в духовном развитии. Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, развитию речи, применять метод для составления творческих сценариев. Таким образом, несмотря на то что метод фокальных объектов изобретен и усовершенствован в середине прошлого века, его механизмы творчества актуальны и по сей день. МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....

«Использование проектной методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»

Презентация "Использование методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка"...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и твор...

Использование технологии коллективного взаимодействия в работе творческой мастерской «Веселый портняжка» как способ развития творческих и коммуникативных компетенций обучающихся

Моя многолетняя педагогическая практика показала, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становятся все более востребованным в современных российских реалиях. Они позволяют максимал...