Выступление на педсовете №6 МАОУ "Гимназия № 87". Технология сотрудничества на занятиях школьного театра.
статья

Терехина Светлана Витальевна

Предварительный просмотр:

Профессиональные достижения

 Терехиной Светланы Витальевны,

учителя МАОУ «Гимназия № 87»

Терехина Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы,  работает в гимназии № 87 г. Саратова с 1987 года. Педагогический стаж – 36 лет. За годы работы в гимназии Светлана Витальевна проявила себя как творческий, увлечённый работой педагог.

Награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования» (2006 год). Является победителем Всероссийского конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения (2018), конкурса лучших учителей Саратовской области (2010).

С первых лет профессиональной деятельности Светлана Витальевна     целенаправленно работает над оптимизацией образовательного пространства посредством сотрудничества педагога со школьниками на уроках и во внеурочное время. Учитель стремится к тому, чтобы сделать учебный процесс интересным и разнообразным для обучающихся с разной степенью мотивации и потенциальными возможностями, развивать в школьниках потребность в активной интеллектуально-информационной и творческой деятельности.

Светлана Витальевна считает, что приоритетом школьного образования должно быть развитие духовных потребностей обучающихся, создание такого образовательного пространства, в котором каждый ребёнок имел бы возможность раскрыть свои природные способности. Поэтому старается не ограничивать свои задачи как учителя – предметника передачей знаний и формированием узко предметных навыков, а ищет способы наполнить   работу на уроках русского языка и литературы личностно важным  содержанием, под которым подразумевает  приобщение к богатствам родного языка и литературы и формирование важных личностных качеств, в основе которых лежит позитивное отношение к миру и к человеку.

Ученики Светланы Витальевны успешно овладевают  способами самостоятельного осмысления (анализа) информации, рассуждения, нахождения закономерностей, соотнесения нового с изученным, построения выводов, о чём свидетельствуют качество знаний (средний показатель за последние три года – ?%) и  высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ.  По результатам ЕГЭ 2021 года  по русскому языку три выпускницы 11А класса (Гудзь М., Иванова А. и Уракова А.) получили 100 баллов,  высокобалльников, набравших 90 и более баллов, - 10 человек, доля обучающихся, набравших 70 и более баллов, составляет: в 11 А классе – 100%; в 11В классе – 84%

Оптимизации образовательного пространства, несомненно,  способствует  внеурочная деятельность, которой Светлана Витальевна уделяет большое внимание. Активному процессу развития интеллектуальных способностей обучающихся и формированию у них предметных и метапредметных универсальных учебных действий помогает подготовка к  научно-практическим  конференциям школьников. Ученики Светланы Витальевны успешно выступают на конференциях регионального уровня.

Другим направлением внеурочной деятельности Светланы Витальевны является театральный кружок «ЮнТал Саратов 87», который был создан по инициативе педагога в 2014  году и с тех пор привлек  к занятиям в нём многих учащихся разного возраста из разных классов, в том числе тех, в которых Светлана Витальевна не работает. Уже на следующий год в объединении сформировались старшая и средняя возрастные группы.

За последние три года  под руководством Светланы Витальевны были поставлены такие спектакли, как  «Поллианна» (по роману Элинор Портер), «Снежная королева» (по мотивам сказки Г. Х. Андерсена), «Дом моего сердца» (спектакль-притча по пьесе А. Котляр), «Время всегда хорошее» (по повести А. Жвалевского и Е. Пастернак), «Принцессы не плачут» (по роману Френсис Бернетт «Маленькая принцесса») и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» (по пьесе современного драматурга Анны Морозовой).  Из них последние два поставлены в текущем учебном году. Все спектакли играются на сцене МАОУ «Гимназия №87» по несколько раз для учащихся разных параллелей. Кроме того, многие спектакли были представлены на конкурсах театрального мастерства районного, муниципального, всероссийского и международного уровней и удостоены наград. Так, IX Всероссийском грантовом конкурсе театрального искусства «Триумф F» (г. Санкт-Петербург, учредитель Санкт-Петербургский центр развития культуры и искусства «Алые паруса») коллектив «ЮнТал Саратов 87» стал дипломантом третьей степени со спектаклем по роману Элинор Портер «Поллианна». Муниципальный проект театральной направленности «Школьная классика» в рамках социокультурного проекта «Русское наследие» принёс коллективу 2 место, районный конкурс «Инсценировка новогодней сказки» - 1 место и районный этап городского конкурса детского и юношеского театрального мастерства «Маска 2024» - 2 место. Однако главным событием в жизни театрального объединения в текущем учебном году стала победа в конкурсе сценического мастерства в рамках проекта «Заряди школу ТЮЗом», наградой за которую стала возможность выступить со спектаклем «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» на исторической сцене саратовского Театра Юного Зрителя. Показ спектакля состоялся 19 мая 2024 года. На спектакле присутствовал главный режиссёр ТЮЗа Сергей Захарин.

Школьный театр  стал для   учащихся и учителя почвой для совместного роста, для осуществления педагогики сотрудничества.

Светлана Витальевна владеет ИКТ и помогает овладевать ими учащимся.

Названные в данной справке технологии, формы и методы работы с учащимися помогают Терехиной Светлане Витальевне создавать условия для духовно-нравственного развития личности школьников, формирования у них позитивной Я-концепции и приобретения практических навыков метапредметной деятельности.



Предварительный просмотр:

Профессиональные достижения

 Терехиной Светланы Витальевны,

учителя МАОУ «Гимназия № 87»

Терехина Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы,  работает в гимназии № 87 г. Саратова с 1987 года. Педагогический стаж – 36 лет. За годы работы в гимназии Светлана Витальевна проявила себя как творческий, увлечённый работой педагог.

Награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования» (2006 год). Является победителем Всероссийского конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения (2018), конкурса лучших учителей Саратовской области (2010).

С первых лет профессиональной деятельности Светлана Витальевна     целенаправленно работает над оптимизацией образовательного пространства посредством сотрудничества педагога со школьниками на уроках и во внеурочное время. Учитель стремится к тому, чтобы сделать учебный процесс интересным и разнообразным для обучающихся с разной степенью мотивации и потенциальными возможностями, развивать в школьниках потребность в активной интеллектуально-информационной и творческой деятельности.

Светлана Витальевна считает, что приоритетом школьного образования должно быть развитие духовных потребностей обучающихся, создание такого образовательного пространства, в котором каждый ребёнок имел бы возможность раскрыть свои природные способности. Поэтому старается не ограничивать свои задачи как учителя – предметника передачей знаний и формированием узко предметных навыков, а ищет способы наполнить   работу на уроках русского языка и литературы личностно важным  содержанием, под которым подразумевает  приобщение к богатствам родного языка и литературы и формирование важных личностных качеств, в основе которых лежит позитивное отношение к миру и к человеку.

Ученики Светланы Витальевны успешно овладевают  способами самостоятельного осмысления (анализа) информации, рассуждения, нахождения закономерностей, соотнесения нового с изученным, построения выводов, о чём свидетельствуют качество знаний (средний показатель за последние три года – ?%) и  высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ.  По результатам ЕГЭ 2021 года  по русскому языку три выпускницы 11А класса (Гудзь М., Иванова А. и Уракова А.) получили 100 баллов,  высокобалльников, набравших 90 и более баллов, - 10 человек, доля обучающихся, набравших 70 и более баллов, составляет: в 11 А классе – 100%; в 11В классе – 84%

Оптимизации образовательного пространства, несомненно,  способствует  внеурочная деятельность, которой Светлана Витальевна уделяет большое внимание. Активному процессу развития интеллектуальных способностей обучающихся и формированию у них предметных и метапредметных универсальных учебных действий помогает подготовка к  научно-практическим  конференциям школьников. Ученики Светланы Витальевны успешно выступают на конференциях регионального уровня.

Другим направлением внеурочной деятельности Светланы Витальевны является театральный кружок «ЮнТал Саратов 87», который был создан по инициативе педагога в 2014  году и с тех пор привлек  к занятиям в нём многих учащихся разного возраста из разных классов, в том числе тех, в которых Светлана Витальевна не работает. Уже на следующий год в объединении сформировались старшая и средняя возрастные группы.

За последние три года  под руководством Светланы Витальевны были поставлены такие спектакли, как  «Поллианна» (по роману Элинор Портер), «Снежная королева» (по мотивам сказки Г. Х. Андерсена), «Дом моего сердца» (спектакль-притча по пьесе А. Котляр), «Время всегда хорошее» (по повести А. Жвалевского и Е. Пастернак), «Принцессы не плачут» (по роману Френсис Бернетт «Маленькая принцесса») и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» (по пьесе современного драматурга Анны Морозовой).  Из них последние два поставлены в текущем учебном году. Все спектакли играются на сцене МАОУ «Гимназия №87» по несколько раз для учащихся разных параллелей. Кроме того, многие спектакли были представлены на конкурсах театрального мастерства районного, муниципального, всероссийского и международного уровней и удостоены наград. Так, IX Всероссийском грантовом конкурсе театрального искусства «Триумф F» (г. Санкт-Петербург, учредитель Санкт-Петербургский центр развития культуры и искусства «Алые паруса») коллектив «ЮнТал Саратов 87» стал дипломантом третьей степени со спектаклем по роману Элинор Портер «Поллианна». Муниципальный проект театральной направленности «Школьная классика» в рамках социокультурного проекта «Русское наследие» принёс коллективу 2 место, районный конкурс «Инсценировка новогодней сказки» - 1 место и районный этап городского конкурса детского и юношеского театрального мастерства «Маска 2024» - 2 место. Однако главным событием в жизни театрального объединения в текущем учебном году стала победа в конкурсе сценического мастерства в рамках проекта «Заряди школу ТЮЗом», наградой за которую стала возможность выступить со спектаклем «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» на исторической сцене саратовского Театра Юного Зрителя. Показ спектакля состоялся 19 мая 2024 года. На спектакле присутствовал главный режиссёр ТЮЗа Сергей Захарин.

Школьный театр  стал для   учащихся и учителя почвой для совместного роста, для осуществления педагогики сотрудничества.

Светлана Витальевна владеет ИКТ и помогает овладевать ими учащимся.

Названные в данной справке технологии, формы и методы работы с учащимися помогают Терехиной Светлане Витальевне создавать условия для духовно-нравственного развития личности школьников, формирования у них позитивной Я-концепции и приобретения практических навыков метапредметной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества на занятиях школьного театра 

(Терехина С.В., учитель русского языка и литературы)

Моё выступление посвящено технологии, которой я всегда – до новых образовательных стандартов и сейчас – старалась придерживаться. Это технология сотрудничества. Сегодня я рассмотрю её принципы на примере внеурочной деятельности, а именно деятельности нашего школьного театра.

Что такое технология сотрудничества? В новых государственных стандартах она рассматривается как средство эффективного взаимодействия взрослого с детской общностью.    

Что подразумевается под эффективностью? Ответ на этот вопрос мы можем найти в представленной на слайде таблице, где рассматриваются три основных типа взаимодействия людей вообще. Все три типа неизбежно присутствуют в школьной практике, каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Сотрудничество предполагает: примерное  равенство сил и позиций, общий (взаимодополняющий) интерес; методы: обмен мыслями (рекомендации, совет), обмен силами (взаимопомощь, кооперация усилий); результат – сплачивающий тип отношений (доверие, симпатия, уважение, привязанность).

Проанализируем с этой точки зрения взаимоотношения педагога и учащихся в работе школьного театра.

Начнём с общности интересов. Идея театра выросла из устойчивой любви детей к инсценированию, перевоплощению. По мнению психологов, творчество заложено в детях самой природой, однако детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих. Поэтому так  важно его поддерживать.  Я тоже предпочитаю «живую» работу, поэтому наши с детьми интересы совпадают.

Конечно, затевая это серьёзное дело, я преследовала прежде всего такую цель, как реализация духовных потребностей детей. А потребности эти, несомненно, присутствуют в каждом, хотя и могут лежать в разных плоскостях. Именно поэтому я стараюсь найти роль для каждого, особенно в младшей группе, где желают играть все, и с этой целью выбираю пьесы с большим количеством действующих лиц и придумываю массовые сцены. Так, в сценарий по сказке Андерсена «Соловей», где изначально предполагалось пять действующих лиц, было введено ещё пятнадцать.  Кроме того, каждый спектакль младшей группы имеет два состава: те, кто может участвовать в выездном конкурсе, и те, кто не имеет такой возможности. Второй состав предоставляет возможность сыграть главную роль незаметным, на первый взгляд, ребятам, и иногда результат удивляет. Так, во втором составе спектакля «Здравствуй, принцесса» роль принца исполнил маленький и неуверенный в себе Рома Щербан. Таким образом реализуются ещё два принципа педагогики сотрудничества – проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка и принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков.

Технология сотрудничества предполагает создание воспитывающих ситуаций в процессе совместной деятельности. Приведу примеры. Начнём с того, что воспитывает сам литературный материал, проживаемый детьми. Во-вторых, мы широко используем взаимопомощь. Группа более уверенных в себе детей выступает в качестве помощников режиссёра, участвует в постановке сцен и достижении исполнительского мастерства. У нас исключаются недоброжелательность, насмешки, неприятие, поэтому помощь охотно принимается. Большое участие в репетициях младшей группы принимают и старшеклассники. Дети видят примеры бескорыстной помощи со стороны самых разных учащихся, например, в изготовлении декораций, в профессиональной поддержке.

Перечислю и другие принципы сотрудничества, уже не останавливаясь на примерах в целях экономии времени. Это:

  • Равноправное общение с детьми.                                    
  • Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
  • Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами (скажу только, что доля самостоятельной деятельности учащихся постоянно растёт).
  • Поддержка процесса самопознания ребёнка (это очень важная сторона нашей работы. Многие ребята открывают в себе такие резервы творческих и личностных возможностей, о которых ни я, ни они не знали).

Закончу выступление фразой Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе». Для нас такой почвой для совместного роста стал театр.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Современные образовательные технологии" - "Технология развития критического мышления"

Обобщён опыт использования технологии критического мышления на уроках английского языка....

Выступление на педсовете "Использование кейс-технологий на уроках биологии"

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позв...

Выступление на педсовете "Приемы арт-технологий"

Выступление на педсовете педагога-психолога по теме: «Приемы арт-технологий». Текст выступления и презентация....

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Выступление на педсовете: Здоровьесберегающие, образовательные технологии

Цель педагогической образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, образовании, развитии. При реализации здоровьесберегающей технологии решается задача...

Выступление на педсовете. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обес...

Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.

Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся  в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога,  в проектной деятельности.Ког...