Уклад школьной жизни и единство образовательного пространства
статья
Вопрос единого образовательного пространства сегодня приобретает особое значение, поскольку напрямую связан с национальной безопасностью: кого мы воспитываем и кому завтра сможем передать страну. Несмотря на разрушительные процессы прошлых десятилетий, в настоящее время его целостность обеспечивается едиными стандартами, требованиями к педагогам, воспитательными целями и проектом «Школа Минпросвещения России». При этом каждая школа, опираясь на государственные ориентиры, формирует собственный уклад — уникальную модель образовательной и воспитательной деятельности, отражающую региональные и социальные особенности.
Опыт Абанской СОШ №3 демонстрирует, как в единое образовательное пространство органично встраиваются современные инструменты развития личностного потенциала: курсы УМК «Школы возможностей», практика детско-взрослых событий, соглашения с классами, интеграция дополнительного образования. Особое значение в укладе приобретают школьные традиции — музей, спортивный клуб, летние образовательные сплавы, организация школьных пространств, добровольческий отряд. Всё это способствует воспитанию культурного, креативного, коммуникабельного и конкурентоспособного гражданина России.
Таким образом, сочетание единых государственных ориентиров и уникального школьного уклада позволяет обеспечить целостность образовательного пространства, эффективность воспитательной работы и формирование у обучающихся активной гражданской позиции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школьных традиций в сохранении и укреплении российских духовно-нравственных ценностей
Н.А. Мытько
Слайд 1
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «традиция» дано в двух значениях: во-первых, это «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)»; во-вторых, это «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
Вырастить традиции, сохранить их, важная задача воспитательной работы ... Мы стараемся сохранить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано. Нашей школе 14лет, ее традиции устанавливались с первых лет её существования, т.к. мы понимаем, что они необходимы, как традиции в жизни семьи.
Слайд 2
В основу концепции образовательной системы нашей школы заложены идеи компетентностного подхода, которые ориентируются на Модель «Школы–Комп.ас»-школы компетентных выпускников.
Слайд 3
И в этом смысле Миссию нашей школы мы видим в воспитании и развитии Культурного, Креативного, Коммуникабельного, Конкурентоспособного гражданина России, который, помимо способности воспроизводить знания, обладает определённой степенью учебной самостоятельности, навыками сотрудничества и кооперации, работы в виртуальных средах, умением исследовать и проектировать, критическим и креативным мышлением.
Слайд 4
Символ компас, находится на 1 этаже школы, где размещены достижения года, где сейчас проходит церемония спуска-подъема государственного флага РФ, символ школы компас находится на шевроне парадной формы учеников.
Слайд 5
«Компас»-так называется отчетное публичное мероприятие школы, к которому готовится вся школа, на котором подводятся итоги года по 4 направлениям Компаса. Это событие стало ежегодной школьной традицией, завершающей учебный год. Традицией, которая формирует чувство гордости и любви к своей школе, к своему поселку.
Слайд 6
Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, трудиться и переживать, служить благодатной почвой для образования ценных привычек, связывает узами сотрудничества, творческой деятельности.
Слайд 7
Так, уже школьной традицией стала игра для 10классников «Путь в будущее» (инструмент программы по развитию личностного потенциала), которую мы уже проводили дважды. Пять команд десятиклассников, ведущий игры-педагог, в команду входит педагог-наблюдатель, у которого свои цели: наблюдение за учениками: как проявляются коммуникативные умения ребят, как добивается своей цели, аргументированность речи и т.д. За игру Команды создали пять персонажей, для которых в течение игры были построены жизненные траектории. Благополучие персонажа зависело от коллективных обоюдных решений каждого члена команды. По окончанию игры старшеклассники анализировали эффективность взаимодействия в команде при выработке решений, высчитывали интегральный показатель качества жизни своего персонажа.
Слайд 8
Хорошей традицией, помогающей выстраивать конструктивное взаимодействие в вопросах управления в школе стала деловая игра для 11-классников «Время покажет». Игра проходит в формате диспута, где команды выступают то с позиции за, то с позиции против. Наши ученики рассуждают над основными категориями образования в 10-11 классах: ИОП, тьютер и его роль, традиции школы, школа и ее основное предназначение в современном мире и т.д.
Все утверждения, которые обсуждались во время диспута, были сформулированы исходя из ответов учеников при анкетировании, которое проводится заблаговременно.
Свободный микрофон, которым заканчивается игра, позволяет старшеклассникам высказать свою позицию по отношению обучения в школе, задать вопросы директору, завучам, классным руководителям и получить на них ответы А нам, педагогам, управленцам, помогает увидеть проблемы учеников.
Слайд 9
С 2015 года реализуется летняя образовательная программа сплав по реке «Бирюса». В летние каникулы организуются походы, в которых принимают участие обучающихся, педагоги и их родители.
Слайд 10
В летний период школой реализуется ряд летних программ, которые тоже уже стали традиционными, одной из таких программ «Строим будущее», которая проходит на базе районного палаточного лагеря. Летние образовательные программы-это традиция, которая помогает нам сплоить детско-взрослый коллектив, где педагоги видят детей в другой обстановке, где дети по другому раскрываются, как собственно и педагоги для детей.
Слайд 11
Ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому, мы считаем, что это воздействие должно быть ярким, запоминающимся, событийным, таким событием стал Бал старшеклассников. Традиция, которой уже 13 лет, традицией, на которую никого не надо заставлять приходить. В течение двух месяцев в школе идет подготовка к этому событию, старшеклассники школы, ребята из других школ поселка с удовольствие вечерами не менее 3раз в неделю приходят на мастер-классы по бальным танцам. Поэтому Бал-это такая форма досуга для старшеклассников, где молодые люди становятся активными участниками, помощниками в организации и проведении, а не простыми созерцателями мероприятия.
Слайд 12
Основные коллективные дела в нашей школе традиционны и для других школ, и повторяются из года в год. Однако каждый год меняется содержание и форма проведения.
Ключевые дела являются системообразующими, но в школе есть и другие центры духовно-нравственного воспитания детей, в рамках деятельности которых организуются события, в которых участвует вся школа, а не только участники этих объединений:
Слайд 13
• Школьный Музей «Образование в Абанском районе»-ежегодно организует исторические реконструкции: «100летие комсомольской организации», Школа в годы войны, Проводы на войну, заседание педагогического совета одной из школы Абанского района и д. Историческая реконструкция это общешкольное мероприятие, которое является логическим завершением целого этапа воспитательной деятельности всего педагогического коллектива (учителя - на уроке; воспитателя - во внеурочное время; педагога дополнительного образования - на занятиях кружков, секций, объединений).
Слайд 14
• следующая история, Дискуссионный клуб, который традиционно организует для старшеклассников в рамках деятельности РДШ школьный этап «Лиги дебатов»
Слайд 15
• Клуб любителей чтения и просмотра фильмов «Скиф», организует для ребят не менее двух раз в год просмотры и осуждения художественных фильмов.
Слайд 16
- Добровольческий отряд «от сердца к сердцу», созданный в 2017 году, хороший способ привить школьникам не только желание помогать другим людям, но также развить многие важнейшие качества, такие как: доброта, милосердие, отзывчивость, толерантность, альтруизм, терпимость, коммуникативность, школьники могут видеть для себя пример активного гражданского поведение на своих же ровесниках, и находясь в таком обществе могут проявлять сами активную гражданскую позицию. Такая практика, на наш взгляд, оказывает положительное влияние как на конкретного школьника, так и в последствии на все общество в целом.
Слайд 17
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребят нашей школы и нашем укладе принадлежит еще одной из традиций школы- это вовлечение ребят в преобразование школьного пространства: Каким образом это происходит- ну, начиная, преображений школы к праздникам: Дню учителя, Новому году, или к исторической реконструкции. В прошлом году мы повели школьный фестиваль идей, где классные команды искали и представляли свои пути для изменения пространств в школе.
Слайд 18
Ежегодно участники объединения дополнительного образования школы «Ландшафтный дизайн» реализуют проекты по преображению пришкольной территории. Изменение пространств пришкольной территории-это визитная карточка школы, а инициаторы и авторы этих преобразований, видят, как результаты их труда востребованы у местного населения (сюда любят приходить для отдыха, фотографирования жители поселка).
Слайд 19
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании уклада школы, той духовной повседневной атмосферы, которая бы способствовала личностному развитию учеников, педагогов, родителей, пробуждала в них желание делать добро и улучшать свою жизнь.
Воспитать личность можно и нужно на лучших традициях. Тогда каждый ученик будет гордиться, что он живет в России, будет гордиться своими родителями и своей школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ
В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики....

Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.
Небольшая исследовательская работа по теме "Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам"...

Взаимосвязь психологического здоровья учащихся и уклада школьной жизни
Материалы выступления на педсовете, содержат описание модели психологического здоровья, критерии и типы нарушения психологического здоровья, прослеживается взаимосвязь психологического здоровья учащег...

Семинар классных руководителей. Уклад школьной жизни как среда воспитания и социализации
Слайд 2В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.Ст. 9, п. 6 Закон «Об образовании» - «основные общеобр...

«Уклад школьной жизни как среда воспитания и социализации детей, их личностного развития»
Рассматривая процессы воспитания, социализации и личностного развития, мы можем говорить о них, как о процессах специально - организованных, целенаправленных, так и стихийно протекающих на протяжении ...

«Обновление уклада школьной жизни через изменение системы работы с родителями»
«Обновление уклада школьной жизни через изменение системы работы с родителями» ...

