Взаимосвязь психологического здоровья учащихся и уклада школьной жизни
методическая разработка по теме

Волошина Ирина Ник.

Материалы выступления на педсовете, содержат описание модели психологического здоровья, критерии и типы нарушения психологического здоровья, прослеживается взаимосвязь психологического здоровья учащегося от уровня эмоционального выгорания педагога и показаны пути профилактики эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.22 МБ
Microsoft Office document icon текст83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1388 Новичкова Ирина Николаевна

Слайд 2

Цель работы психологической службы школы Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Создание и поддержание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности учащихся в процессе школьного обучения Способствованию безконфликтному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей и педагогов)

Слайд 4

Гармоничное развитие личности включает: наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней; возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития; наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности; сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.

Слайд 5

Психологическое здоровье динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности.

Слайд 6

Модель психологического здоровья

Слайд 7

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей; предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих; принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей; личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог; умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом».

Слайд 8

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания; способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими; умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим; осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих; умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающие воздействие.

Слайд 9

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте; человек становится субъектом своей жизнедеятельности; имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития; полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».

Слайд 10

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Слайд 11

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях; приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний; у человека присутствует умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

Слайд 12

Главные критерия психологического здоровья Позитивное самоощущение, позитивный основной эмоциональный фон настроения, позитивное восприятие окружающего мира. Высокий уровень развития рефлексии. Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности. Успешное прохождение возрастных кризисов. Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Слайд 13

Типология нарушений психологического здоровья Стиль активный Время появления и основное содержание внутреннего конфликта Стиль пассивный Защитная агрессивность Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности Страх уничтожения (смерти) Деструктивная агрессивность Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения) Демонстративная агрессивность Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности Страх самовыражения Компенсаторная агрессивность Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности Страх взросления Отрицающая агрессивность Подростковый возраст. Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я» Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Слайд 14

Младенчество Защитная агрессивность Основная функция агрессии - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным (страх смерти, который они, как правило, отрицают). Пассивные формы - демонстрация различных страхов, внешне проявляющихся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Слайд 15

Ранний возраст Деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения . Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. Основная форма — разрушение чего-либо. Пассивные формы — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Дети обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения. Для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева.

Слайд 16

Дошкольный возраст Демонстративная агрессивность — привлечение внимания любыми доступными способами . В пассивном варианте - формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Слайд 17

Младший школьный возраст Компенсаторная агрессивность - выраженное чувство собственной неполноценности ребенок стремится компенсировать через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека , а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Компенсаторная агрессивность лежит в основе многих форм асоциального поведения. В пассивном варианте - страх взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Слайд 18

Подростковый возраст Кризис идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Отрицающая агрессивность - подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем. В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.

Слайд 19

Нарушения психологического здоровья один и тот же ребенок в разных ситуациях может проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования; у одного и того же ребенка одновременно могут проявляться несколько нарушений, хотя какое-либо могут преобладать.

Слайд 21

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит взаимоотношениям учителя с учениками. Учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

Слайд 22

Как обеспечить психическое здоровье школьников? В.Р. КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН В классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка.

Слайд 23

Помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий». из публикации психолога В. Петрушина Педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. из публикаций педагога Г.Ю. Ксензова

Слайд 24

Самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ (журчание ручья и шум листвы). Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ. 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия. В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ.

Слайд 25

ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ Профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с общением с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости . Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов.

Слайд 26

Профилактика эмоционального выгорания педагогов "Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Слайд 27

Основные составляющие синдрома выгорания Эмоциональная истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой Деперсонализация - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо. Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Слайд 28

Основные стадии профессионального выгорания Первая стадия : Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

Слайд 29

Основные стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия. Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

Слайд 30

Основные стадии профессионального выгорания Третья стадия: Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.

Слайд 31

Экспресс оценка выгорания На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте 1 Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен 2 Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3 Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры 4 То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. 5 На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6 Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое 9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям 10 За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Слайд 32

Оценка результатов: 0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Слайд 33

Эмоциональная регуляция Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Естественные способы регуляции организма . Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Слайд 34

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления) Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Слайд 35

Желаю всем нам Мужества - принимать то, что не можем изменить , Силы - изменять то, что можем изменить , Мудрости - всегда отличать одно от другого. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психологического здоровья учащихся
и уклада школьной жизни

Педсовет 24.03.2014

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1388 Новичкова Ирина Николаевна

Цель работы психологической службы школы:  

  • Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
  • Создание и поддержание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности учащихся в процессе школьного обучения
  • Способствованию безконфликтному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей и педагогов)

Надо отметить, что на гармоничное развитие личности учащихся оказывают влияние три основных компонента: школа, семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какого человека можно считать гармонично развивающимся? В нашем понимании это человек, который в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, поскольку он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что гармоничное развитие — это:

— наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;

— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;

— сформированность основных возрастных новообразований;

— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.

Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

Модель психологического здоровья

Обобщенная модель психологического здоровья включает в себя аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и с неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимым качеством является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих, умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающие воздействие.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

Главные критерии

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

— Высокий уровень развития рефлексии.

— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

— Успешное прохождение возрастных кризисов.

— Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Стиль активный

Время появления
и основное содержание
внутреннего конфликта

Стиль пассивный

Защитная
агрессивность

Младенчество.
Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Деструктивная агрессивность

Ранний возраст.
Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Демонстративная
агрессивность

Дошкольный возраст.
Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Страх самовыражения

Компенсаторная
агрессивность

Младший школьный возраст.
Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх взросления

Отрицающая агрессивность

Подростковый возраст.
Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я»

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции — а в этом возрасте она наиболее типична — подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем. В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка. Прежде чем переходить к следующей теме, необходимо ответить еще на два вопроса. Может ли один и тот же ребенок в разных ситуациях проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования? Может ли у него одновременно проявляться несколько нарушений? На оба вопроса ответ утвердительный. Ребенок может, к примеру, быть суперпослушным дома и проявлять деструктивную агрессивность в школе или наоборот. И, конечно, может иметь «набор» нарушений, хотя какое-либо может преобладать.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что психологическое здоровье учащихся и уклад школьной жизни взаимосвязаны. Нарушения психологического здоровья влияет на уклад школьной жизни, в виде нарушений дисциплины и школьного распорядка. Однако и стиль преподавания может служить основой для формирования нарушений психологического здоровья.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит также взаимоотношениям учителя с учениками. Учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены цели создать в классе психологический комфорт. Школьнику должно быть радостно каждое утро идти в школу, приятно и комфортно в классе, на уроке — тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

В статья «Как обеспечить психическое здоровье школьников?» В.Р. КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН приводит данные исследований и делает выводы о том, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка.

Помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий» ( из публикации психолога В. Петрушина)

Педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию (из публикаций педагога Г.Ю. Ксензова)

Бесспорно, что взаимоуважительное отношение ученика и учителя – залог успешной учёбы. Однока необходимо принимать тот факт, что профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с общением с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости. Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов.

"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональную истощенность.
  • Деперсонализацию (цинизм).
  • Редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которые использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов.
 Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Эмоциональная регуляция

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Виды саморегуляции:

Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Для профилактика эмоционального выгорания педагогов предлагаю провести практическое занятие, на котором совместно с психологом можно попрактиковать выполнение упражнений саморегуляции. Психологическое здоровье всех участников учебно-воспитательного процесса необходимая составляющая улучшения уклада школьной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".

Презентация для психологического семинара с учителями....

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"

Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Уклад школьной жизни

Эссе об укладе школьной жизни...

Семинар классных руководителей. Уклад школьной жизни как среда воспитания и социализации

Слайд 2В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.Ст. 9, п. 6 Закон «Об образовании» - «основные общеобр...

«Уклад школьной жизни как среда воспитания и социализации детей, их личностного развития»

Рассматривая процессы воспитания, социализации и личностного развития, мы можем говорить о них, как о процессах специально - организованных, целенаправленных, так и стихийно протекающих на протяжении ...