Доклад на педсовет "Самообразование -одна из форм профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования"
статья

Коннова Наталья Борисовна

 В докладе рассматриваются  вопросы самообразования педагога.Каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения,  профессиональной безграмотности, это осознанный процесс активизации  познавательной деятельности, это совершенствование педагога,  его  знаний, умений и навыков, это постоянный поиск, рост, развитие, реализация.

каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения,  профессиональной безграмотности, это осознанный процесс активизации  познавательной деятельности, это совершенствование педагога,  его  знаний, умений и навыков, это постоянный поиск, рост, развитие, реализация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2024.docx139.18 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование -одна из форм профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

     Из опыта работы учителя истории и обществознания Конновой Н.Б.

 Сегодня, как никогда, нужно понимать, что современный педагог, чтобы учить других должен знать больше, чем его ученики и воспитанники. Самообразование учителя –это необходимое и важное  условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Педагог должен быть в курсе передовых технологий, отлично знать не только свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в других научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Ему необходимо регулярно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.  Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, педагогических практик и технологий, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске, потому что неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Именно поэтому основной целью  самообразования и саморазвития педагога  должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности, чтобы повышать качество образования. 

        Итак, каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения,  профессиональной безграмотности, это осознанный процесс активизации  познавательной деятельности, это совершенствование педагога,  его  знаний, умений и навыков, это постоянный поиск, рост, развитие, реализация.

Ведь способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу начальства. Этому тоже надо учиться. Побуждение, планирование, контроль и стимулирование - все это помогает присоединиться к процессу, а для некоторых становится даже способом жизни.

Готовясь к докладу на этом педсовете, мне хотелось, чтобы каждый из  вас после  выступления ответил для себя на вопрос, - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?».

Учитель учит и учится всю жизнь - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно, так сказать, движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, методы, формы, планы, фразы, шутки,  и тех,   которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие  деятельности, постоянно  находятся  в поиске, в творческом процессе, ищут, вносят что-то новое, нестандартное, неординарное, креативное. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Определю составляющие потребности, мотивы, побуждающие учителя и, меня в том числе, к самообразованию :

Во-первых, ежедневная работа с информацией.  Нам историкам без этого просто нельзя, так как мы работаем с  источниками, документами и материалами практически всегда. Например, «Поучение Владимира Мономаха», «Манифест Николая Второго об отречении от престола»,   «Законы царя Хаммурапи»,   летопись «Повесть временных лет» и т.д. Необходимо тщательно их проработать, приготовить для учащихся вопросы, чтобы они смогли проанализировать  информацию из источника.  При  этом  преподаватель должен помнить два существенных момента:

  • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует. Так как исторические источники различных видов создавались людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию  у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой  актуальной информации.

 • Во-вторых, желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, применять  одни и те же методики, практики, технологии, формы и методы работы, читать доклады,  проводить мероприятия. Они устаревают, а нужно идти в ногу со временем, быть современным учителем, владеть новыми педагогическими технологиями и практиками. Ведь работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.   В своей работе использую приёмы и  методы ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач), которые освоила и стала применять, ознакомившись с ними  в  процессе самообразования . Например, приём «Историческая азбука» Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объединяются) предлагается за определенное время написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком. Пример: Тема «Политическая сфера жизни общества». Возможный список слов: политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, политолог, полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда, право, программа, платформа, принципы, премьер-министр, публичность, правило, принуждение, парламентаризм и т.д. Прием « Исторический снежный ком» . Задается тема. Первый участник игры называет имя какого - либо исторического лица, относящегося к данной теме, следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой. Новый участник дополняет этот ряд. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.  Все ученики выходят к доске и встают в одну линию. Тот, кто ошибается, выходит из игры и садится на свое место. Всё завершается фронтальной беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку. Пример: Тема «Куликовская битва». Дмитрий Донской, далее: Дмитрий Донской, Куликово поле, далее Дмитрий Донской, Куликово поле, Золотая Орда и т.д.

• В-третьих, стремительный, просто небывалый  рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В ХХI веке, в компьютерной эпохе нельзя обходиться только мелом, книгой и доской.  А нужно использовать современные ИКТ, УМК,  видеоуроки, электронные ресурсы, чтобы повысить интерес обучающихся к предмету, развивать познавательную активность. Ведь в  эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Особый интерес у детей вызывают онлайн-тесты, кроссворды, квизы, квесты, головоломки по истории. Это быстро, эффективно, проверка проводится автоматически и выставляется балл, который определяет оценку ученика.

 • В-четвертых,  кардинальные изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя, который должен  идти в ногу со временем.

 • В-пятых, конкуренция. Это мало касается сельской школы. Но и здесь не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу,  хотят, чтобы он попал именно к этому педагогу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Вздыхают с легкостью, когда узнают, что у них будет хороший учитель или классный руководитель.

• В-шестых, материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки,  стимулирующие выплаты, а может быть даже звания и правительственные награды – все это  напрямую зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний, методик, практик, технологий, без самообразования этого  никак не добиться.

•  В-седьмых, интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать и учить детей?  Нет. В чем же  заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии и становлении личности и собственной жизнедеятельности.  Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение. газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет ( блоги, сайты)
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные и бесплатные курсы повышения квалификации
  • Семинары, конференции, мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом, круглые столы, фестивали, форумы
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Сформулирую конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач. Раньше практиковались телеуроки. И это было здорово.

 • Чтение конкретных педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы.

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии,  инновационным педагогическим технологиям и практикам.

  • Решение исторических и дидактических задач,  логических цепочек, упражнений на соотнесения фактов, событий  и явлений,  анализ диаграмм, выполнение  тестов, кроссвордов,  составление  синквейнов,   других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы.

 • Посещение семинаров. Например, приняла участие: в семинаре «Историко-культурный стандарт как основа преподавания истории», заседаний ММО,  вебинаров «Инновационные подходы к организации обучения истории в старших классах», «Современный урок истории в условиях внедрения ИКС и ФГОС ООО»  круглых столов, тренингов, конференций «Великая Отечественная война: труд, подвиг, наследие»  фестивалей («С чего начинается урок?», « Профессия учитель!»,  уроков коллег.

 • Дискуссии, совещания,  чтения(например, Лебедевские), обмен опытом с коллегами.

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

 • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег  «В городе богини Афины», «Конституция-основной закон нашей жизни», «Политика Петра Великого» и т.д.

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете

По окончании работы над темой по самообразованию  каждый учитель должен  сделать отчет с анализом, выводами и рекомендациями. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования учителя? (самообразование, безусловно,  непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

 • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

 • разработанные или изданные методические пособия, статьи «Воспитание толерантности в условиях сельской школы», «Самообразование педагога», учебники, программы, сценарии

 • разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления « Организация подготовки к ОГЭ»,  «Формирование мотивации на уроках истории и обществознания»,  «Преемственность в обучении истории», «Оскорбления. Что за ними скрыто?»

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий (карточек, схем «Общества декабристов», «Виды власти», таблиц «Северная война», « Политика Ивана Грозного», диаграмм, КИМов)  

• разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям, с использованием новых форм: урок-вернисаж, урок-суд, урок-спектакль «Боги и богини Греции», общественный смотр знаний, урок-путешествие «Индия-сказочная страна», урок-экскурсия «Эрмитаж. Науки служат музам», виртуальная экскурсия «Средневековый замок», урок-конференция «Глобальные проблемы современности», урок-чемпионат «Знания нужны, как винтовка в бою», интегрированный урок «Ради жизни на Земле» (история и литература), урок-практикум «Летоисчисление в древности», урок-лекция «Нюрнбергский процесс», урок-исследование, урок-бенефис,  урок-экспедиция «Государство на берегах Нила», урок-альманах «Русское зарубежье».

• создание комплектов   ЭОР: электронных  методических  разработок:  презентаций, тестов: «Функции денег», «Рыночная экономика», «Семибоярщина», «Опричнина», «Нашествие монголо-татар», кроссвордов «Великие полководцы»,  «Первая мировая», «Восстание декабристов», уроков, презентаций по темам «Город богини Афины», «Средневековый город», «Византия», «Эпоха Ивана Грозного»,  и т.д.

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов «Работа с документами и материалами», «Составление синквейнов», обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) самообразования.

 • Педагог обладает высокой способностью к рефлексии, которая является необходимым атрибутом учителя-профессионала. Напомню, что под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала у многих коллег не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете позволяет аккумулировать свои работы в виртуальной учительской библиотеке, где коллеги могут не только посмотреть работу педагога, воспользоваться её результатами, то есть взять на вооружение, но и дополнить другими приёмами, методами и формами работы, дать рекомендации, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Хочу предложить Вам минутку эрудиции! Отгадайте фамилии великих ученых, в которых нет гласных букв.

1.Химия 2 Физика 3Литература 4.Музыка 5.Математика 6.Биология 7.География 8.ИЗО 9.Педагогика10 История                                        

А)КРМЗН Б)МКРНК В) РПН Г) ХБРВ Д) ДРВН Ж) ПФГР З) ШПН И) ХМТВ К)МПР Л) МНДЛВ

КАРАМЗИН. МАКАРЕНКО, РЕПИН, ХАБАРОВ, ДАРВИН, ПИФАГОР, ШОПЕН, АХМАТОВА, АМПЕР, МЕНДЕЛЕЕВ

Необычные имена - Иван Калита-(1328-1340) Денежный мешок. Своё  прозвище получил от привычки носить постоянно кошелёк ( калиту) и раздавал милостыню нищим не глядя, сколько вытащит из кошелька. Иван Данилович- московский князь.  Он скопил богатства в Москве, что помогало ему откупаться от Золотой Орды, сохраняя мир и предотвращая набеги на Русь.

Всемирный паук- Французский король Людовик XI (1423-1483). Проводил политику укрепления королевской власти в период централизации страны. Как паук паутину, плёл интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников.   Железный канцлер- отто фон Бисмарк (1815-1898)- Первый канцлер Германии, осуществлял план объединения страны железом и кровью.

Крылатые выражения. Гуси Рим спасли. На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты они бесшумно преодолели укрепления. Но гуси, находившиеся в храме, загоготали. Римляне проснулись и отразили нападения  галлов. Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение. Кануть в Лету. Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. «Кануть в Лету» означает исчезнуть из памяти, подлежать забвению.

«Кричать во всю Ивановскую». В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные  государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек   слишком громко кричит.

«Тянуть волокиту». Из медной проволоки тянули очень тонкую нить – волокиту. Работа была медленной и трудоёмкой. Употребляется в значении  «делать очень медленно», тянуть время». Нитку иногда называли  «канитель». Поэтому синоним – «тянуть канитель».

«Чистая доска». По ходу объяснения новой темы,  класс  будет участвовать в игре «Чистая доска». Посмотрите на доску, она совсем нечистая, а наоборот, заполнена вся разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе и рассказе одноклассников. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить  на какой-нибудь вопрос. Если вы даете правильный ответ на вопрос, то он стирается с доски. Задача игры состоит в том. Чтобы к концу урока доска стала чистой, т.е. без вопросов. Ученик, ответивший правильно на вопрос, получает звездочку. В конце урока подсчитывается количество звездочек и выставляется оценка.

«Кто я?!». К доске выходит ученик, ему на спину вешается табличка с именем исторического деятеля. Каждый ученик в классе знает, чьё имя написано на табличке. Ребята стараются точнее рассказать своему однокласснику о том, кто он, не называя его имени. Ученик должен угадать, кто он. Например, М. Кутузов. Блестящий полководец, участвовал во взятии Измаила. А.В. Суворов говорил о нём: «Он шёл на моём левом фланге, но был моей правой рукой». Главнокомандующий русской армией в Отечественной войне с французами. Из букв, которые Вы видите составить слово  : В, О, У, С, В, Р, О. СУВОРОВ.

«Блеф-клуб» Отвечаем: да или нет.

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды? (Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I? (Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II? (Да, французский император в 1810 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины. (Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)  

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов? (Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязаний на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

«Историческая  путаница». Дается текст, в котором сознательно допускаются ошибки. Сообщаю детям о том. Что здесь 10 ошибок. Ваша задача их найти.  Когда Суворов подошёл к Рубикону, смеркалось. Солдаты устали. Переход через Гималаи был изнурителен. На военный совет, который был устроен в Филях, собрались князь Румянцев, Барклай де Толли, генерал Брусилов. Неожиданно вошёл адъютант и вручил Суворову депешу с батареи Раевского. Суворов решил перехитрить Карла XII и сдал Москву. План удался.  Отступая по старой смоленской дороге, Карла XII воскликнул: «Ещё одна такая победа, и у меня не останется армии!»

Геродот о персах Их главное достоинство – мужество. Найти буквы с одинаковыми значками, составить слова.

Можно привести массу примеров, подтверждающих и мотивирующих  педагога на повышение самообразования и профессионального мастерства.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

    В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...

Самообразование воспитателя - одна из форм профессионального мастерства педагога

Необходимость самообразования в воспитании и обучении детей...

Доклад на педсовете Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...

Доклад на тему"Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС."

Важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методиче...