"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"
консультация на тему

      В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов  деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.

      Целью моей работы, как руководителя методического совета,  является создание механизма оценки профессионального мастерства педагога на диагностической основе как средства повышения качества школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_i_otsenka_professionalnogo_masterstva.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

      В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

    Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».

    В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов  деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.

      Целью моей работы, как руководителя методического совета,  является создание механизма оценки профессионального мастерства педагога на диагностической основе как средства повышения качества школьного образования.

Задачи методической работы  нашего ОУ:

- мотивировать педагогов на профессиональную деятельность;

- повысить педагогическую культуру;

- внедрять современные педагогические технологии;

- обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;

- организовать  системный, качественный мониторинг всех параметров учебной деятельности с последующим анализом;

- повысить качество образования учащихся.

     Для достижения поставленной цели в качестве составляющих можно выделить следующие направления деятельности:

1.Аналитическая деятельность.

2.Информационная деятельность.

3.Организационно-методическая  деятельность:

4.Консультативная  деятельность.

5.Контрольно-оценочная деятельность.

Что сделано на сегодня по данной теме:

1. Разработаны критерии и показатели качества школьного образования.

2. Разработан методический журнал «Профессиональная активность педагога», где фиксируются все достижения педагогов за уч.год, и просто участие, обучение, самообучение и многое другое. Благодаря такому журналу можно быстро проследить профессиональный рост педагога, выступает в помощь экспертной группе при оценке стимулирующей части педагога, помощь для оформления какой либо административной документации. (Приложение №1).

3. Разрабатывается «Методический паспорт» педагога как мониторинг его педагогической деятельности. Макет паспорта был взят на сайте Комитета по образованию Администрации Демянского района Новгородской области.

- На первой странице "методического паспорта" записывается вся информация об учителе. (Приложение №2)

- Вторая страница отведена под содержание "методического паспорта": Чем наполнен "методический паспорт" видно из содержания.

- Протоколы посещенных уроков выглядят следующим образом

- Карта достижений и успехов педагога: (Приложение №3)

1.   РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность педагога (опытно-экспериментальная работа, работа по новым программам, новым учебникам, новым технологиям, исследовательская работа с учащимися, наставничество одаренных учащихся, работа по программе "Одаренный ученик", т.д.).  

Трансляция своего опыта

(открытые уроки, публичные выступления, рукописное обобщение опыта, печатные издания. конкурсы педагогического мастерства, т.д.)

Руководство

Профессиональными объединениями, творческими и экспертными группами и т.д. на уровне школы, района, области.

Аттестация

  2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    - Итоговая аттестация (4 и 5) в %, в 9,11классах

    - Призеры районных, областных  олимпиад

    - Новая форма экзамена

    - Представлены результаты исследовательской работы учащихся

    - Участие в интернет олимпиадах

    - Поступили в ВУЗы

    - другие достижения и успехи

       На основе данных методического журнала и паспорта  административным и методическим советом школы определяется уровень развития профессионального мастерства педагога, личный вклад каждого в реализацию программы развития школы на качество образования. Именно отсюда берется информация для награждения на школьном уровне.

    Нами проводится анализ  как влияет оценка профессионального мастерства педагогов, созданного на диагностической основе, на качество школьного образования посредством образовательного мониторинга. Параллельно проводим два мониторинга:

    1. Мониторинг педагогической деятельности: Объектом мониторинга развития педагогической деятельности является педагогический коллектив, а направлением его – развитие педагогической деятельности. Отбор критериев мониторинга совпадает с критериями развития педагогической деятельности конкретного педагога в его "методическом паспорте" и обеспечивает полноту и адекватность информации. Критерии мониторинга педагогической деятельности:

- аттестация педагогических кадров;

- руководство МО и экспертными группами;

- предъявление педагогического опыта;

- инновационная деятельность педагога

     2. Мониторинг качества школьного образования:

- начальное образование; - основное общее образование; - среднее общее образование.

    Объектом мониторинга качества школьного образования являются учащиеся школы, а направлением его – качество школьного образования. Отбор критериев мониторинга перекликается с критериями результативности педагога в "методическом паспорте педагога" (в ходе работы критерии и их показатели могут добавляться).

        Критерии мониторинга качества школьного образования:  - качество знаний, умений, навыков учащихся (по ступеням обучения, на конец учебного года); - качество знаний, умений, навыков учащихся по предметам (на конец учебного года)

      Мониторинг по этому показателю поможет сравнивать качество обучения по предмету внутри параллели по годам, увидеть на каком году обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план работы соответствующего методического объединения, конкретного учителя.

     

      Кто же осуществляет этот большой по объему педагогический мониторинг?

 – самооценка учителя, осуществляется самим учителем, посмотреть можно через электронное портфолио, которое мы ввели в 2010-2011 учебном году.

-   школьные методические объединения;

-  малые педагогические советы;

-  методический совет, в который входят завучи, руководители школьных методических объединений осуществляет сбор информации и ее анализ.

    Оформление происходит в виде  таблиц и диаграмм. Обработка и систематизация материала позволяет делать анализ влияния педагогического мастерства педагогов на качество образования.

      Таким образом, материалы мониторинга говорят о реальном влиянии уровня профессионального мастерства педагогов школы на качество образования. На наш взгляд мы, как управленцы, нашли удачную форму в работе с педагогом, которая направлена:

- выявление недостатков и путей их исправления;

- на оказание конкретной помощи учителю;

- на совершенствование педагогического мастерства;

- на повышение качества образования школьников.

(слайд с высказыванием Конаржевского)

       Каковы же перспективы дальнейшего развития методической работы?

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Поэтому планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Приложение №1

методический журнал «Профессиональная активность педагога»

Ф.И.О. 

педагога 

Участие педагога в муниципальных конкурсах профессионального мастерства

Участие педагога в областных или окружных конкурсах профессионального мастерства

Участие педагога в всероссийских конкурсах профессионального мастерства

Ф.И.О.

педагога

Название курсов

Рег.№

Место прохождения

Дата

Ф.И.О.

педагога

Дата

Тема сообщения на заседаниях ШМО и РМО

Дата

Ф.И.О. педагога

Тема открытого урока

На каком уровне представлен

Ф.И.О. педагога

Издание

Дата

Название статьи

Составление муниципальных олимпиадных работ

Проверка

Составление муниципальных контрольных работ

Проверка

Работа в экзаменационных комиссиях по проверке ОГЭ и ЕГЭ

ФИО педагога

Дата

Название экспертизы

Приложение №2

Методический паспорт

Образование_______________________________

____________________________________________

 Педагогический стаж________________________

 Профессиональная квалификация:

 Квалификационная категория (какая, год)

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

 Курсы повышения квалификации(какие, год)

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

 Тема самообразования (год)

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

 

Содержание

1.      Протоколы посещенных уроков

2.      Индивидуальная методическая карта

3.      Карта успехов и достижений педагога

4.      Карта результативности инновационной   деятельности

5.      Анализ качества знаний, умений и навыков учащихся

         (итоги административного контроля)

6.      Рекомендации учителю

7.      Награды педагога

        Приложение №3

Карта достижений и успехов педагога:

1.   РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерий

Показатели

уч.год

уч.год

I.      РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность педагога

 

 

Трансляция своего опыта

 

 

Руководство

 

 

Аттестация

 

 

II.             РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Итоговая аттестация в %

  9кл

 

 

  11кл

 

 

Призеры районных олимпиад

 

 

 

Призеры областных олимпиад

 

 

 

Новая форма экзамена

 

 

 

Представлены результаты исследовательской работы учащихся

 

-  на уровне школы

 

 

 

-  на уровне района

 

 

 

-  на уровне области

 

 

 

Интернет олимпиады  

 

 

 

Поступили в ВУЗы

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования

В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанцион...

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников

"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров

Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров...

Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся

Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разно...

Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.

В статье  проанализирована деятельность  по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении.  Материал может быть интересен начинающим упра...

Формирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования

Выступление на РМОФормирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования...