Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров
методическая разработка на тему

Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока ты

Слово не сказал!»

                     Саади.

Глубокое знание учебного материала и умение интересно и доходчиво довести его до обучающихся, большая внешняя и внутренняя культура, требовательность и одновременно внимание и доброта к своим воспитанникам, умение понять и правильно оценить движение их ума и сердца и многое – многое другое должно охарактеризовать современного учителя. Личность его в не малой степени формируется средой, а точнее – педагогическим коллективом и теми идеями и устремлениями которое определяют его деятельность.

Горячее желание учителей не отстать от требований времени, будет удовлетворено тем полнее, чем ответственней подойдут к проблеме самосовершенствования, чем полнее у них сформируются свойства личности, умения и навыки, необходимые для повышения эффективности педагогического труда.

Самовоспитание педагога станет осуществляться продуктивней, если он увидит и познает конкретную модель специалиста, включающую в себя, свойства и качества, которыми должен обладать «идеальный учитель». Развитие педагогических способностей, органически связано с овладением педагогическими умениями и навыками к числу неотъемлемых качеств опытного педагога следует отнести следующие:

1. Дидактические способности

  1. готовность обучать творчески, развивая мышление обучающихся, приучая их работать на теоретических и практических занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Как? Надо ставить проблемные ситуации.

Задав обучающимся вопрос в виде проблемы , учитель как бы заставляет ученика раскрывать внутренние противоречия, возникшие при её решении, рассуждать вслух, высказывать предположения, обсуждать их, опровергать возможные возражения, доказывать истинность с помощью опытов, либо показывая их, либо рассказывая об опыте, проведённом учёным.

Например при изучении закона Ома обучающиеся иногда не чётко различают понятия «напряжение» и «падение напряжения», чтобы обратить внимания на важность различия этих понятий, можно при опросе проделать следующий опыт. Предлагаю собрать цепь по заданной схеме:

                ~ 220

            А        B

Два реостата имеют максимальное сопротивление по 1000 Ом. Если подключить вольтметр к точкам А и B  при полностью введённом реостате он покажет 110 B. Учащиеся делают вывод, что между точкой А и точкой В 110 B. Затем ставлю вопрос: что будет с лампочкой карманного фонарика на 3,5 B, если её подключить вместо вольтметра к точке А и В? Естественный ответ, что лампочка перегорит. Но опыт убеждает в обратном и озадачивает обучающихся: лампочка горит нормальным накалом. Проблемная ситуация налицо. Парадоксальность опыта постепенно выясняется. И вывод: приняв сопротивление вольтметра бесконечно большим, а сопротивление лампочки 16 Ом, простым расчётом легко показать , что падение напряжение на лампочке составляет около 3,5 В. С помощью обучающихся выясняется различие и общность понятий «напряжение» и «падение напряжения».

Решение проблемы приводит обучающихся не только к овладению некоторыми новыми знаниями и действиями, но и составляет микроэтап в их развитии.

Кратковременные, 10-15 минутные контрольные работы проводятся без специального предупреждения обучающихся. Такие работы дают возможность следить за тем, как обучающиеся успевают изучить текущий материал. при этом опровергаются знания всей группы, а это побуждает обучающихся заниматься более систематически.

В контрольную работу обычно включаются вычислительные, графические и задачи – вопросы. Сложные же задачи надо включать в дополнительные билеты для сильных обучающихся. Правильно решённые дополнительные задачи повышают (а не решённые снижают) общую оценку за работу. Содержание задач, контрольных работ на долго останется в памяти обучающихся.

В качестве контроля за выполнением домашнего задания, его закреплением использую технические диктанты. Диктант содержит 10 вопросов, требующих краткого ответа. Время на диктант 5-7 минут. Оценка «2» не ставится, поэтому обучающиеся более раскованы, стремятся проявить самостоятельность.

Вообще, ещё на первом уроке знакомясь с классом, сообщаю обучающимся, что не буду ставить «2» за выход к классной доске, так как считаю это бесполезным, не способствующим усвоению учебного материала. Провожу уроки групповым методом, то есть обучающиеся по желанию, «создают» группу в 4-5 человек. Раздаю карточки – задания для изучения нового учебного материала, разумеется, небольшого объёма. Каждой группе – разные вопросы. Они разбираются в материале, учат друг друга, ибо знают, что вызвать могут любого из группы. Его оценка – оценка всех. Все заинтересованы и внимательны. В конце учебного года прошу обучающихся ответить письменно (без указания своих фамилий) на ряд вопросов, среди которых:

а) какие методы, приёмы урока лучше мне использовать, чтобы вы усвоили учебный материал?

б) что не понравилось в моей работе? на что мне обратить внимание?

в) нужно ли изменить оформление кабинета? Если можно, нарисуйте… и т.д.

Разумеется создание собственной оригинальной системы обучения и воспитания под силу только выдающимся педагогам. Однако использование их достижений – обязанность каждого учителя. Что я и делаю.

2. Экспрессивные способности

  1. умение учителя ярко и образно выражать свои мысли, знания, убеждения, чувство посредством слова, мимики и жестов. Речь – зеркало культуры и профессиональ ной подготовки учителя

3.  Перцептивные способности.

  1. то есть способности восприятия, умение проникнуть во внутренний мир обучающихся. Умение адекватно воспринимать и понимать психологию обучающихся и их психологическое состояние в каждый отдельный момент; умение учителя по ряду признаков установить, слушают ли его ученики, работают ли они на уроке в полную силу.

Основной перцепций (восприятия), таким образом, в аналитическом подходе к поведению обучающихся, умений фиксировать в своём сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие психологию обучающихся. проработав более 20 лет могу сказать, что очень многое здесь даёт индивидуальная работа с обучающимися. Научившись работать индивидуально с каждым учеником, я неоднократно участвовала с классом в областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах занимая достойные места, доказав, что, отдавая обучающимся свою душу, всегда добьёшься успехов класса в образовании, воспитании.

4. Научно – педагогические способности.

  1. Здесь подразумевается систематическая изучение литературы, опыты коллег, постоянная, не ослабевающая стремление к новому, желание работать творчески. Сразу скажу, что давно веду методическую папку: «Изучение передового опыта». Посещаю уроки коллег не реже 2-х раз в месяц, выискивая и находя крупицы нового, применяя это в своей работе.

Для повышения качества образования много даёт использования межпредметных связей. Урок становится более творческим, возбуждается интерес обучающихся к изучаемому предмету.

Скажем, тема «Электрополе» изучаемая в 8 классе повторяется в 10 классе, но в более обширной и конкретной форме, с использованием элементов высшей математики (физмат класс). Разъясняя обучающимся, что для успешного усвоения явления электрополя по всей поверхности тела, в центре которого помещён положительный заряд необходимо иметь ясное представление о напряжённости поля в любой точки поверхности.

Рассказываю обучающимся о том. что принцип создания электроконденсатора основан на использовании однородного электрополя. Подчёркиваю, что ни одна электронная аппаратура (телевизоры, магнитофоны, радиоприёмники, радиопередатчики, электронные измирительные и контролирующие приборы) не обходятся без применения электроконденсаторов различных типов и ёмкостей. Способность конденсаторов накапливать электроэнергию, а затем в нужный момент отдавать её обратно позволяет использовать его в качестве источников электроэнергии между узлами электронных схем, сглаживающих фильтров и др.

Одной из актуальных проблем педагогики остаётся проблема формирования положительного отношения обучающихся к приобретению знаний. Мы остановимся на тех методах, которые на мой взгляд, наиболее эффективны в повседневной педагогической практике, к таким методам относятся:

а) развитие познавательного интереса к учебному предмету и к будущей профессии;

б) формирование сознательного отношения обучающихся к учебной деятельности;

в) привитие обучающимся навыков умственной деятельности;

г) самостоятельное приобретение знаний;

Ценность названных методов в том, что они содействуют формированию навыков умственного труда у каждого обучающегося, развитию его личности и, следовательно, могут быть использованы на занятиях большинства учебных предметов. Хочу сказать, что это дело не простое:

а) ведь надо оценить как можно точнее уровень развития познавательных возможностей обучающихся и в соответствии с этим уровнем строить свою методику обучения и воспитания.

б) затем необходимо изучить и в дальнейшем учитывать существование разнообразных интересов и наклонностей обучающихся.

Дифференцированный подход к многообразию интересов и подготовленности обучающихся позволяет учителю в мягкой ненавязчивой форме развивать их интерес к науке. Этот интерес можно ещё больше укрепить, если на уроках учитывать и использовать особенности самой науки, ведь именно особенности определяют характер и неповторимость науки или раздела техники и в процессе обучения запоминаются легче всего. Главной перспективой определяющий учебную деятельность, является приобретение ими вполне определённой профессии в будущем. Поэтому нужно уделять внимание и будущей профессии обучающихся. Лучше осуществлять это по следующим направлениям:

а) проведение мероприятий образовательного и воспитательного характера

б) на различных уроках обучающиеся должны убеждаться в том, что лишь овладение целой группой самых разнообразных знаний. умений, навыков позволит им в дальнейшем быть готовыми к будущей профессии.

в) значительно роль классного руководителя, через всю его воспитательную деятельность красной нитью проходит задача развития интереса и любви к избранной профессии.

Всегда поясняю обучающимся, что начиная от нехитрого технического устройства – электроутюга и заканчивая самым сложным – космическим кораблём – всё это возможно понять и создать, опираясь на законы наук.

Однако разовая беседа не будет иметь серьёзного воспитательного воздействия, если учитель не продолжит работу в данном направлении.  Вот некоторые специально предназначенные для этого педагогические приёмы:

а) получения образования каждым гражданином России – задача не только личная, но и государственная. то есть государство заинтересовано в специалисте.

б) убеждать, что обучающиеся, за свою учебную деятельность, несут ответственность перед государством и эту мысль следует довести до каждого из них. Поэтому нужно на уроках и вне их время от времени сообщать обучающимся о стоимости и сложности как отдельных приборов (усилителей, генераторов и т.д.) так и всего оборудования, воспитывая у них бережное отношение к государственному имуществу и одновременно гордость за своё государство не жалеющие средств на оборудование.

в) для формирования сознательного отношения обучающихся к учебной деятельности нужно рекомендовать каждое занятие начинать с постановки задач, которые должны быть выполнены в отведённое учебное время.

Много даёт развитию и поддержанию положительного отношения обучающихся к учебной деятельности чёткое и оптимистичное обоснование учителем учебных результатов обучающихся. Однако деятельность, прокомментированная учителем с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, становится воспитывающим моментом, побуждающим к дальнейшей работе над своим образованием или, наоборот, губящим всякое желание изучать предмет, если это комментирование проводится неумело и равнодушно. Обучающегося может постичь разочарование, если по предмету нет правильно оборудованного и оформленного кабинета.

Много дают контрольные работы, зачётные уроки, уроки обобщения. Умелая подготовка к текущим зачётам, государственной итоговой аттестации (9 кл), единому государственному экзамену и успешная их сдача является для обучающихся прекрасным воспитывающим моментом, создающим у них стремление и в дальнейшем успешно продолжить свою учебную деятельность.

Поэтому я на последнем уроке говорю:

а) об учебнике, о конспекте и т.д.

б) о режиме и психологическом настрое в экзаменационный период (вот где нужна воля и умение сосредотачиваться на одном предмете)

в) о правилах и особенностях подготовки к единому государственному экзамену по предмету и т.д.

5. Авторитарные способности.

Я считаю, что они заключаются в умении быстро завоевывать уважение, а в дальнейшем и высокий авторитет, в способности к волевому влиянию на обучающихся. Слагаемое авторитета, на мой взгляд – это эрудиция учителя, знание и умения, относящиеся не только к его профессии, то есть индивидуальность педагога. Конечно авторитет педагога не вечен. Нужно помнить, что ему присущи и иррадиация, и инерция.

6. Коммуникативные способности.

Это умение легко вступать в контакт с другими людьми, прежде всего с обучающимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Отношения педагога с обучающимися непосредственно влияют на их дисциплину, учёбу, общественную работу, участие во внеучебных мероприятиях.

Я стараюсь быть контактной, общительной, внешне одинаково относиться ко всем обучающимся. Не маловажную роль здесь играет искренность в отношении с людьми. но искренность, нужно помнить, не должна переходить в панибратство.

7. Личностные способности.

Я подразумеваю здесь, прежде всего, владение педагогическим тактом. Такт – чувство меры в отношении с обучающимися. Основа такта – выдержка и уравновешенность учителя.

8. Организаторские способности.

Они предусматривают умение чётко, без потерь времени подготовить любой урок. классный час, родительское собрание и т.д. Будучи классным руководителем, я накопила большой материал к классным часам и составила картотеку, что облегчает использование материала.

9. Конструктивные способности.

Данные способности позволяют проектировать будущее обучающихся, предвидеть результаты своей работы. Гарантия успеха – трудолюбие и ответственность подростка.

10. Мажорные способности.

  1. это оптимизм и юмор учителя, позволяющие предупредить сложный конфликт, активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха.

Именно по этому оптимистический тон и доброжелательность учителя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагогическое мастерство.

Вот далеко не полный перечень слагаемых профессионализма учителя. Пусть педагог (даже и не каждый) задумается над путями повышения качества образования, у него, надеюсь, возникнут вопросы и это хорошо! Поверьте, это очень стоящая перспектива.

Список литературы

  1. Казанская В.Г, «Взаимоотношения преподавателя с учащимися в процессе обучения». М., 1990 г.

  1. Скакун В.А., «Преподавания курса организация и методика п/о», М., 1990 г.

  1. Портных В.Я., «Методическое обеспечение воспитательной работы в учебных группах», М., 1990 г.

   

  1. Молибог А.Г., «Вопросы научной организации педагогического труда», Минск, 1975 г.

 

  1. Журнал «Народное образование», 06.2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования

В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанцион...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

    В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...

Предпрофильная подготовка как средство повышения качества образования, развития способностей и интересов школьников, активизации их познавательной деятельности.

Предпрофильная подготовка включает в себя : - информационную работу; - ориентационную работу; - курсы по выбору учащихся....

Профессионализм учителя как фактор повышения качества образования.

Кратко представлены основные принципы в работе учителя, необходимые для повышения качества образования...