Социализация личности на уроках обществознания
опыты и эксперименты
В материале представлен личный опыт организации учебного процесса на уроках обществознания с упором на социализацию личности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация=общение Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как: коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека. Серьезные препятствия во взаимодействии создают: невыразительная речь; дефекты речи ; необщительность; замкнутость; погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Моя цель, как педагога и наставника - социализация учащихся к 9-му или 11-му классу для вхождения его в новый социум. Для этого нужно выполнять социальный заказ общества - это личность , которая: - интегрированная в социальную среду; - владеющая умениями и навыками практической и теоретической деятельности; - усвоившая опыт опыта общественной жизни и общественных отношений; - умеющая жить совместно с другими и эффективно взаимодействовать друг с другом; -освоившая культуру человеческих отношений, определенные социальные нормы, роли, функции; - овладевшая умениями и навыками, необходимыми для их успешной реализации; -овладевшая социальным опытом сферы собственного общения и деятельности; - обладающая самосознанием и активной гражданской позицией.
Для достижения целей социализации необходимо решить следующие задачи: 1 . Формировать гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 2. С ориентации на предмет переходить к ориентации на ребенка, на формирование социальной направленности его личности. 3. Стимулировать познавательную активность учащихся. Необходимо не просто развивать ум ребенка, надо приобщить последнего к интеллектуальному труду; воспитывать человека, способного самостоятельно добывать знания. 4.Формировать систему нравственных ценностей учащегося, ответственность и чувство долга. 5.Обеспечить расцвет творческих возможностей учащихся, развить их способности к самореализации. 6. Формировать научное мировоззрение, целостную картину окружающего мира, чтобы было легче к нему приспособиться. 7 . Для того чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно войти во взрослый мир, необходимо формировать у него коммуникативную компетентность.
Мой опыт Опыт моей практической деятельности опирается и на технологию проблемного обучения . Считаю обоснованными применение на своих уроках разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы: проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах и т.д.(в средней школе), дискуссия, семинар, дебаты, решение проблемных ситуаций ( в старших классах) лабораторные работы (здесь происходит анализ исторических источников, одного или нескольких, в зависимости от возраста учащихся), ролевые игры (используются при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции). Данные формы позволяют вовлечь ученика в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения , развивают мышления, повышают познавательный интерес , формируют гражданственность и патриотизм .
Конкретные примеры Например, в начале обобщающего урока в 10-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники победы советского народа в Великой Отечественной войне?». При изучении тем правового характера учащиеся самостоятельно решают ряд правовых ситуаций, в которых могут оказаться сами или их знакомые. Дети выбирают ту область, которая им больше нравится и с которой они могут справиться. Например . «Трудовое право». Гладковой Екатерине, 17 лет, работавшей, на кондитерской фабрике начальник смены приказал выйти в ночную смену. Екатерина отказалась. Начальник смены объявил Екатерине выговор. -Правильно ли поступил начальник смены? -Какие действия должна предпринять Екатерина? Особое внимание уделяю правам ребенка, которые закреплены в Семейном кодексе РФ и в Гражданском кодексе РФ. Учу распознавать свои права и воспитываю у учащихся осознанное отношение к правам, данным им государством. В случае необходимости подростки должны знать куда им и их родителям нужно обратиться для осуществления защиты своих прав. В своей работе я использую картины, опорные схемы, таблицы. Работа по составлению таблиц учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Также на уроке обществознания в 9 классе при изучении темы «Типы политических режимов», прошу учащихся перечислить известные им типы режимов, изобразив это схемой. Кластер способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик.
Чтобы добиться динамики развития коммуникативных способностей учащихся, я в полной мере использую модернизированные игры из своего детского опыта, методические разработки других учителей истории и обществознания, появляющиеся в периодических изданиях, а также те игры, которые я придумываю сам в соответствии с изучаемой темой . В процессе данной работы были раскрыты секреты общения. Всё это направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, на развитие умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Это все поможет овладеть средствами коммуникации. Проблема, освещенная в данном опыте, является актуальной для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативных способностей решает проблему адаптации в обществе.
Социализация личности на уроках обществознания Подготовил: учитель истории и обществознания Фрезе А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания
Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Процесс обучения и воспитания в школе не может быть эффективно организован без учета сложностей социализации в современной России. Общее образование призвано помочь подростку противостоять негативным ...
Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка
В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...
