Урок - конференция "Рыночная экономика"
занимательные факты по обществознанию (6 класс) по теме

Бикмурзаева Надия Ракибовна

Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказывают обучающимся 6 класса о экономике, о типах экономических систем, даже разыгрывают небольшой спектакль для шестиклассников... Получился необычный и весёлый урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konferenciya..doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока-конференции:

  • приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности;
  • раскрыть значение темы.

Оформление конференции:

  • мультимедиа;
  • иллюстрационно-наглядный материал (буклеты Банка Росси, банков г. Благовещенска);
  • денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств;

Ход конференции

I. Организационный момент.

  1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.
  2. Представление участников, членов жюри.
  3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

  1. Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.
  2. Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.
  3. Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги .
  4. Признаки подлинности денежных знаков России
  5. Платежеспособность банкнот (слайды презентации 1, 2, 3). Приложение 1 

План выступлений.

1. Первое выступление. Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

http://festival.1september.ru/articles/580746/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/580746/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/580746/img3.gif

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования. (Б.А. Райзберг стр. 54–58)

Факты

Имена

Даты

Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)

Владимир Красное Солнышко

X–XI вв.

Серебряные монеты

Ханы Золотой Орды

XIII в.

Изготовление “гривны” из татарских серебряных монет

Дмитрии Донской

XIII в.

Изготовление перечеканенных “ефимок”

Царь Алексей Михайлович

XVII в.

Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицы

Иван III

XV в. 1440–1450 гг.

Изъятие из обращения старых монет

Елена Глинская

1535 г.

Регулярная чеканка серебряного рубля

Петр I

XVII в.

Чеканка “червонцев” – золотых монет

Петр I

1718 г.

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки. (В.М. Власова стр. 61).

(Слайды презентации 4, 5, 6, 7, 8). Приложение 1

Второе выступление. Тема “Функции денег”. Тренинг по теме.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Функции денег.

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

  • мера стоимости
  • средства обращения
  • средства накопления
  • средства платежа
  • мировые деньги

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

  • выплата заработной платы;
  • покупка товара за наличные деньги;
  • покупка товара в кредит;
  • уплата коммунальных услуг;
  • установление цены товара;
  • уплата долговых обязательств;
  • расчет во внешней торговле;
  • помещение денег в банк.

Правильные решения:

  • выплата заработной платы – средство платежа
  • покупка товара за наличные деньги – средство обращения
  • покупка товара в кредит – средство платежа
  • уплата коммунальных услуг – средство платежа
  • установление цены товара – мера стоимости
  • уплата долговых обязательств – средство платежа
  • расчет во внешней торговле – мировые деньги
  • помещение денег в банк – средство накопления

(Слайды презентации 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы.

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

http://festival.1september.ru/articles/580746/img4.gif

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

(Слайды презентации 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru.

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

  • чему или кому посвящена данная банкнота;
  • какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;
  • какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;
  • особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

(Слайд презентации 24)

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся училища о знаниях платежеспособности банкнот.

Платежеспособность банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

  • банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;
  • банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;
  • банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

(Слайды презентации 25, 26, 27, 28) Приложение 1

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

Литература:

  1. “Основы предпринимательской деятельности” под редакцией проф. В.М.Власовой.
  2. Б.А. Райзберг. “Экономика”.
  3. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц. “Основы рыночной экономики”.
  4. Интернет по адресам http://www.cbr.ru, www wikipedia.ru.
  5. Более 15 лет я использую в своей работе дистанционные формы образования. В девяностые годы это, прежде всего соревнования различного уровня по моделированию экономики и менеджмента (МЭМ), потом всевозможные курсы и конкурсы, и наконец, собственные дистанционные конкурсы в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников в Красноярске.
  6. Первый конкурс проводился три года назад, до сих пор  ощущение восторга от первых контактов с конкурсантами не притупилось. Когда схлынули первые восторги, наступила пора анализов,  размышлений и вопросов: Каким должен быть дистанционный конкурс? Какими должны быть задания? Какой должна быть протяженность конкурса  во времени? Частота смены этапов, мотивация участников … и другие.
  7. Прежде всего, характер дистанционного конкурса в режиме on line,  в отличие от традиционного, должен быть образовательным. Что происходит в традиционном конкурсе? Проверка имеющихся знаний, умений, компетенций. А протяженный во  времени дистанционный конкурс предоставляет участнику «добыть» информацию, обдумать решение и  отправить выполненное задание, самостоятельно изучив какой-то вопрос.
  8. Необходимой чертой конкурса является его открытость. Не ограничиваться территорией, а создавать собственное пространство, одна  из особенностей подобных конкурсов.
    Конкурс  может иметь  познавательный характер, стимулировать исследовательскую деятельность, проектную деятельность, а также предоставлять возможность профессиональных проб.
  9. Для  создания своих дистанционных конкурсов я выбрала три направления  профессиональной педагогической деятельности, которыми  занимаюсь у себя в объединении «Экономика и бизнес» – основы налоговой грамотности, основы потребительских знаний и основы предпринимательской деятельности.
    Каждое направление должно иметь своих учредителей –  учреждения, которые занимаются этим профессионально. У нас это Межрайонная  ИФНС №8 по Красноярскому краю, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Канске, Ассоциация предпринимателей   Сибири «Сибирь без границ». Эти учреждения всегда рады помочь, но в силу ограниченности свободного времени, нуждаются в четком изложении  характера и объема своего участия в конкурсе. Лучше  вместе с проектом Положения о конкурсе прикладывать в письменном виде концепцию своего видения проводимого мероприятия.
  10. Несомненно,  материал этих конкурсов в силу своей экономической направленности  может иметь пересекающиеся моменты и повторения, которые должны выигрышно использоваться. Характер заданий тоже может повторяться: эссе,  тесты, задания,  ребусы, кроссворды и т.п.  Но каждый конкурс должен быть в целом особенным.
  11. «Зачем нужны налоги» – открытый межрайонный дистанционный конкурс, носит,  прежде всего, познавательный характер,  черты предпрофильного и профильного направления. Проходит в течение шести недель. Содержание этапов: история возникновения налогов в России и других странах, виды налогов, типы налогов, знакомство с основными налогами России, задачи по расчетам налогов, ребусы, кроссворды, написание эссе. Круг  обязанностей Межрайонной ИФНС – помощь в наполнении конкурса практическими заданиями, полностью проверка эссе с рецензиями, организация  закрытия Конкурса, совмещенная с экскурсией по налоговой инспекции.
  12. «Я – король, я – потребитель» – территориальный открытый дистанционный конкурс по основам потребительских знаний. Характер познавательный,  включающий проектный и исследовательский характер. Проходит в течение восьми недель. Задания выполняются как индивидуально, так и командно. Содержание этапов включает историю потребительского движения,  знание прав потребителей, правил торговли, знание «Закона о рекламе». Команды, выполняя задания, также в различных формах параллельно выполняют проект или ведут исследование. Выполнение проекта предусматривает  наличие целевой группы, для которой  создается образовательный проект. Здесь востребованы управленческие, организаторские компетентности участников. В трех словах: целевая группа проходит вводное тестирование, затем группа проводит свой образовательный проект – викторина, конкурс, ринг и что-то иное, и вновь происходит тестирование. Отчет предоставляется в оргкомитет конкурса. Область  помощи Территориального отдела Роспотребнадзора – помощь в практическом наполнении конкурса, проверка отдельных заданий,  совместные поездки по районам края, находящихся в юридической сфере Территориального отдела.
  13. «Сибирь без границ» – конкурс по основам предпринимательской деятельности. Здесь познавательная деятельность дополняется и усиливается практической деятельностью. Здесь предусматривается защита  своей предпринимательской идеи, создание и защита собственного бизнес – плана. И конечно история развития предпринимательства,  формы организации бизнеса, виды предпринимательской деятельности и прочее, прочее.  Этот конкурс самый длинный и длится полгода. Характер  помощи со стороны предпринимателей дополняется реальной финансовой поддержкой конкурса.
  14. Ввиду того, что  конкурс Виртуальный и предполагает наличие АРМ участника и ряд заданий носит  характер взаимодействия и ориентирования в Интернете. Зайти на сайт Министерства финансов, посмотреть бюджет,  на сайты по защите прав потребителей, сайты по поддержке малого бизнеса и другие. Многие участники впервые у нас  учатся грамотно отправлять  графические файлы,  размещать активные ссылки.
  15. Можно обобщить характерные отличительные черты наших открытых дистанционных конкурсов:
  16. протяженность во времени – конкурс состоит из нескольких этапов, протяженность каждого  одна неделя;
    разнообразие заданий – тесты, ситуации, кроссворды, ребусы,  использование ресурсов интернета, эссе, составление собственных заданий с дальнейшим включением их в конкурс;
    образовательный характер,  так как  аудитория конкурса не изучает в большинстве своем материал конкурса, – задания конкурса заставляют их  последовательно изучать   материал и  учиться применять  полученные знания;
    практическая, исследовательская и проектная направленность  конкурса: создание собственных проектов, выполнение работ практического характера, проведение исследований, изучение  применения полученных знаний в повседневной жизни;
    массовый характер, это вытекает из практической направленности, ведь здесь не углубление, как в олимпиаде, которое позволяет принять участие 1-2 ученикам от школы по предмету в параллели, а  любому желающему;
    конкурс использует не только ресурсы интернета, но и  использует в заданиях, тестовых и ситуационных графику, рисунки, которые помогают не только сориентироваться в ответе, но и способствуют  усвоению знаний;
    сочетание индивидуальной работы с командной;
    конкурс идет  параллельно с  дистанционным курсом, в котором имеются традиционные лекции, тестирование, интерактивные тренинги, использование ресурсов интернета, выполнение  лабораторных работ.
  17. Сочетание  курса и конкурса способствует  целостному восприятию материала. Есть  и особенности –  в курсе можно многократно  тестироваться, можно  получать  регулярные  консультации педагога, переделывать лабораторные работы…
  18. Есть  и минус по сравнению с традиционными олимпиадами – отсутствие административного ресурса. Я думаю, что этот минус, на самом деле  заставляет действительно искать и применять новые формы  взаимодействия с  аудиторией, решать управленческие и маркетинговые задачи.
  19. Кто он – участник нашего конкурса? 
  20. Прежде всего, мы должны понять, кто же находится по ту сторону экрана, кто  он – наш участник?  На кого мы ориентируемся, составляя задания.
    Прежде всего,  необходимым условием  участия является  наличие  компьютерного места.
    Второе – возраст – его мы оговариваем в Положении конкурса, но  как оказалось если есть желание, то  место находится и в школе, и на работе у родителей, и ничто не помешает участвовать в конкурсе  третьекласснику (!) и студенту («а у нас в школе такого не было, можно я  останусь с вами…»).
    Ребенок, придя в конкурс, может и уйти, поэтому не дать ему уйти можно только заинтересовав, необходимость  разнообразия заданий  становится еще актуальнее:
  21. «мне тесты не нравятся, а вот творческие типа ребусов делать люблю…»
    «я часто болею, поэтому успеваю делать только тесты, а творческие  нет, потому что компьютер только в школе…»
    «эссе самое любимое задание…»
    «эссе писать не люблю, но  надо, на ЕГЭ пригодится…»
    «мне нравится делать кроссворды, правда  у меня хорошо получается?»
    «это же просто мини-исследование – больше таких заданий!».
  22. Мотивации  ребенка
  23. Прежде всего, награда: диплом победителя, призера, лауреата, сертификат участника, диплом победителя  в определенной номинации, а поскольку задания самые разные, то и победители в номинациях меняются!
    Возможность увидеть 
    свое именное задание в следующих этапах конкурса! Это круто!
    Возможность высказаться.
    Возможность получить новые знания.
    «Я теперь знаю о налогах  больше всех в своем классе…»
    Самореализация, самоорганизация.
    Что же получается – конкурс помимо  понятных образовательных, практических и воспитательных функций, выполняет и компенсаторные?
    Большое значение  в деле привлечения ребенка играет взрослый человек: мама, учитель-предметник, классный руководитель, руководитель НОУ и т.п. Как правило, это настоящие подвижники, преданные делу, детям люди.
  24. Мотивации для взрослых
  25. Прежде всего благодарственные письма, если дети выступили хорошо или массово; статистика участия детей в конкурсе, материал к своим урокам, новые компетенции :
    «какие красивые у вас дипломы»
    « я принесла директору ваши (имеется в виду полученные у нас) благодарственные письма и дипломы – и мне  выписали премию»;
    «ваши лекции использую на уроках обществознания…»
    « я стала гораздо увереннее  в Интернете, а то даже не знала, как фотографию уменьшить и отправить…»
    В этом году появилась новая мотивация – привлечение педагогов для составления этапа конкурса, после чего они получают
    сертификат составителя этапа конкурса, а кроме этого  восхищение и уважение детей, когда они видят фамилию своего учителя в  анонсе этапа. В составлении этапов принимают участие педагоги из Волгодонска, Дивногорска, Красноярска, Иланска и других городов.
  26. Участие специалистов
  27. Очень важной составляющей  и показателем высокого статуса конкурса является участие специалистов. За  длинными названиями важных учреждений стоят реальные люди, нужно их заинтересовать. Помогая конкурсу, отвлекаясь от своих дел, встречаясь с детьми,  они  ощущают  социальную важность своего вклада. Такими замечательными людьми  являются начальник Межрайонной ИФНС Майоров Андрей Иванович, заместитель начальника Территориального отдела  Роспотребнадзора Миновская Любовь Николаевна, Президент Общественной ассоциации  предпринимателей Сибири «Сибирь без границ» Валерий  Маланин.
  28. Наполнение конкурса
  29. Для поддержания  интереса участников необходимы не только разнообразные задания, но  «изюминки» внутри заданий.
  30. Тест.
  31. Оболочка  Виртуальной школы позволяет  выставлять тесты с одним правильным ответом, с несколькими и с ответом, вводимым  с клавиатуры – это техническая сторона.
  32. Практически в тесте должны быть  разные по форме, уровню сложности и содержанию задания:
  33. – очень сложные вопросы – их немного –  гордость редкого ответившего и нет терзаний у большинства – мало кто ответил (« Вопросы были составлены грамотно и с выдумкой, а главное непростые»);
    вопросы по существу – отвечает большинство (я узнал много полезного и нового для себя», «Вся полученная информация во время прохождения теста может понадобиться в жизни»;
    вопросы на поиск в интернете – способствуют развитию информативной компетенции («Какой полезный сайт! Спасибо!»);
    – имеющие  практическое значение, современные дети прагматичны (сколько составляет стандартный налоговый вычет на ребенка»);
    веселый вопрос («тест был сложным для меня, но в этом вопросе я хотя бы улыбнулся»);
    – прикольные – о них говорят в детских кругах, они привлекают новую аудиторию;
    неожиданные – заставляют посмотреть на некоторые вещи с другой стороны, способствуют запоминанию нужных фактов («никогда не думал, что действительно есть «налог на воздух»);
    связанные с другими предметами, другими сферами (« Я и не знала, что поэт Роберт Бернс был сборщиком налогов…»;
    интересные факты (оказывается «Бостонское чаепитие» – это бунт»);
    опираться на полученные  знания в школе (« Ярослав Мудрый – это мы по истории проходили…»);
    содержать картинки:  для иллюстрации вопроса, для помощи в ответе, просто для  того, чтобы ребенок улыбнулся («Какие кролики славные! У меня сразу настроение поднялось»);
    очень простой вопрос – помните про третьеклассника, пусть тоже порадуется!
    вопросы, составленные ребенком с указанием его имени, фамилии, школы и города («было очень приятно увидеть свой вопрос!»,  «Особенно мне понравились вопросы, которые ребята в тестах делали сами»)
  34. Задания:
  35. Творческие – кроссворд –  тематический, должным образом оформленный (ссылки на используемые картинки) («Особенно хочу выделить творческие задания на составление ребусов и кроссвордов по налоговой тематике, эти задания понравились мне больше всего»);
    Ребус – красочный, оригинальный, который можно использовать в следующем  тесте («Понравилось рисовать ребус на экономические выражения». «Изобразить сухие выражения экономического языка через яркие картинки – необычный способ объяснить значение первых»);
    Использующие ресурсы Интернета – сайт  Министерства финансов – государственный бюджет, сайт президента – бюджетное послание и т.п.
  36. Задачи:
  37. Главное предназначение задач – это проверка  усвоения   какого-то объема знаний и практическое  их применение, попутные функции задач – познавательные, воспитательные.
    К задачам воспитательного типа можно отнести задачи на  нахождение акцизов,  ведь, как известно, акцизы –  это «налоги на грехи». Не секрет, что  эти «грехи» сильно помолодели, не лишним будет  вспомнить об этом в правильном русле. Вот как это обыгрывается в задании.
  38. Завершение конкурса
  39. Итак, конкурс  заканчивается, но  это еще не конец. Обязательно необходимо  провести рефлексию: Что понравилось, что надо сохранить, что было не совсем удачным, какие предложения. Несомненно,  собранные отзывы не только дадут Вам, как составителю  множество положительных эмоций, но и помогут совершенствовать  конкурс в дальнейшем.
  40. Детские отзывы
  41. « Я бы хотела, что бы подобные конкурсы проводились как можно чаще, но что бы времени на их выполнение давалось больше, что бы успеть выполнить больше».
  42. «Конкурс мне очень понравился. Все прошло здорово! Все жду не дождусь, чтобы в следующем году сесть за парту один на один с компьютером и пройти тесты этого чудесного конкурса!»
  43. «Я собираюсь в будущем работать в налоговой инспекции, и мне это нужно. Задания подобраны интересные».
  44. «Больше всего в таких конкурсах захватывает конечный результат, когда ученику сообщаются его баллы. Они дают ему чувства самореализации, стремление вперед».
  45. «Ведь только благодаря Вам я стала задумываться не только о том, какие мы платим налоги, но уже в голове мысли, какие налоги следует платить в будущем, и как они влияют на нашу жизнь»
  46. «Самое интересное – история налогов с древних времен. Самое полезное – налоги сегодня. Мои пожелания конкурсу: введение этапа, где юный гражданин поразмышлял бы о видение налоговой системы в будущем.  Я также хочу пожелать: конкурсу и курсу продолжения, кураторам и создателям здоровья; а нашей стране добросовестных налогоплательщиков».
  47. «Столько нового, с математикой, т.е. с вычислениями были проблемы»
  48. «Понял, что надо купить НК РФ. В избранное сделал закладку»
  49. «Эссе надо оставить, так как сдавать обществознание – одно из заданий в ЕГЭ – написать эссе на экономическую тему»
  50. «В общем, участвовать надо, так как полезно, развивает логику и вообще мышление, и как ни странно, творчество тоже».
  51. «Спасибо. Будем сотрудничать дальше».
  52. Что еще необходимо сделать?
  53. 1. Подготовить протокол, определиться с победителями, призерами, лауреатами, номинациями, благодарственными письмами, уточнить данные;
    2. Подготовить дипломы, благодарственные письма оригинального дизайна;
    3. Подготовить закрытие конкурса
    4. Провести награждение;
    5. Написать заметки  в СМИ.
  54. Немного статистики.
  55. За последние два года в конкурсах экономической направленности в Виртуальной школе приняло участие около двух тысяч учащихся из Центрального федерального округа, Южного   и сибирского федеральных округов. Посмотреть конкурсы и статистику можно на сайте Виртуальной школы КДПиШ  http://vsh.dvpion.ru/
  56. В завершение, мне хочется сказать слова благодарности директору Виртуальной школы КДПиШ Ильиных Елене Николаевне, без ее помощи, терпения, затрат личного времени этот проект мог бы не состояться.

Защита прав потребителей

Полукарова Мария Николаевна, учитель экономики

Статья отнесена к разделу: Преподавание экономики 

Цель: формировать представление о потребностях как желаниях и нуждах человека; показать детям широкий спектр потребностей.

Оборудование: игрушка гнома, конверты с заданиями, таблица “Потребность и профессия”, слова-отгадки на карточках, рисунки детей о потребностях человека, картины по теме “Профессии”, карточки для раскрашивания, слова “бартер”, “экономика”

Ход занятия.

I. Орг. момент.

(Показываю игрушку гнома)

-Он желает всем удачи
За работу, в добрый час!

II. Знакомство со словом “экономика”

(Рассказ учителя).

Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек- рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика-это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь- в парикмахерской, отправить письмо- на почте ). А также произведения искусства: стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.

В основе этого слова стоит слово “йокос”: на древнегреческом языке оно означает “дом”. А буквальный перевод- “искусство ведения домашнего хозяйства”. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего - ценой. Каждая вещь в вашем доме - имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, - кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.

Но так бывает не всегда. И вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, кризис и т. д. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить.

- А сейчас мы будем выполнять задания гнома Эконома.

I этап “Что человеку надо?”

Ответ на этот вопрос поможет дать гном Эконом, который предлагает внимательно послушать отрывки из стихотворений А.Л. Барто.

У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило
Раскинуло с утра-
И на земле жара.
Что человеку надо? (тепло)

Жарко, жарко, нету сил!..
Пить прохожий попросил:
-Вовка - добрая душа,
Дай напиться из ковша.
Что человеку надо? (вода).

Девочки и мальчики
Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости.
Что человеку надо? (пища)

На Андрейке - телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Что человеку надо? (одежда).

Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Что человеку надо? (игрушка).

Итак, потребность - это то, в чём нуждается человек. Есть потребности, присущие всем людям: тепло, вода, одежда и т.д. А есть потребности, которые проявляются не у всех, например, игрушки нужны только детям.

II этап “ Как ты думаешь?”

Гном Эконом прислал задание каждому из вас: найти рисунки, на которых изображены потребности, присущие всем людям, и раскрасить их.

(Каждой из микрогрупп выдается карточка для раскрашивания. Дети совещаются, коллективно выполняют работу, а затем выполняют свой выбор).

http://festival.1september.ru/articles/571406/img1.gif

Физминутка.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.

Ill этап. “ Загадки от гнома Эконома”.

Вам нужно отгадать загадки о профессиях людей, которые помогают удовлетворить указанные потребности и заполнить таблицу.

 

Потребность

Профессия

Пища

 

 

Одежда

 

 

Жилище

 

 

Образование

 

 

Развлечение

 

 

Защита

 

 

Медицина

 

 

(Загадки + пантомима)

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(доктор)

Я профессию свою,
Если нужно пропою
Или воплощу в балете,
В жестах, в гриме, в силуэте.
Трагик я и юморист,
Все зовут меня
...( артист)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу я несу в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу
(пограничник)

Учит он читать, писать,
Быстро, правильно считать
(учитель)

Что человеку надо?
Кто рубашку нам сошьет ?
(швея)

Отгадайте, кто я?

П—р (показ пантомимы)

С -ь

 III этап. “Назови слово”.

Инсценирование стихотворения “Так на так ” А.Л. Барто

Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать:- Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять - не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своем остались.

Как же называется обмен, который пытались совершить два Ивана? (бартер)

IV этап “ Разгадай кроссворд”

http://festival.1september.ru/articles/571406/img2.gif

1 .

У горы крутой
Стоит великан с железной рукой.

2.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!”

З.

Я- вместе брюки и пиджак.
А называют меня как?

4.

Их валяли да валяли,
Чтобы мы их надевали.

5.

Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым.

6.

Стоит бычище,
Проклеваны бочища.

7.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног- два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.

8.

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет.

9.

Спозаранку за окошком
Стук, звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

 Ответы:

  1. Экскаватор.
  2. Чайник.
  3. Костюм.
  4. Валенки.
  5. Молоко.
  6. Дом.
  7. Велосипед.
  8. Ручка.
  9. Трамвай.

ИТОГ: Итак, с каким же новым словом мы сегодня познакомились? Прочитайте в выделенном столбце. (Экономика). Что оно обозначает? (Хозяйство). Что нового вы еще сегодня узнали?

Эре

Малыш и Карлсон

Пистоль

Три мушкетера

Грош

Тим Талер, или Проданный смех

Пиастр

Остров сокровищ

Динар

Али - баба и сорок разбойников

Фертинг

Незнайка на луне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-аукциона "Экономика"

Конспект урока обществознания для учащихся  11 класса....

Конспект урока-аукциона "Экономика"

Содержание урока-аукциона по обществознанию для учащихся 11 класса...

УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"

"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя,...

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

Урок по экономике "Предложение товара"

Урок по экономике "Предложение товара" для учащихся 10-11 классов.Деловая игра....

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...