Разработка и презентация урока "Понятие брака.Права и обязанности супругов."
презентация к уроку (обществознание , 8 класс) по теме

Данный материал может быть использован на уроках обществознания , при изучении раздела "Социальная сфера" При изучении темы- "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ponyatie_1braka._prava_i_obyazannosti_suprugov1.zip2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Понятие брака. Права и обязанности супругов

Цель урока: 

  •  познакомить с понятием «семья», ее назначением в жизни человека и общества;
  • углубить представления ребят о понятии « брак», конкретизировать теоретические представления о порядке и об условиях заключения брака;
  • сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового    регулирования семейных отношений;
  • ознакомить с личными и имущественными правами и обязанностями супругов;

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий.

Формы работы: беседа, опрос, работа с документом, рассказ, презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Наступило самое прекрасное время в вашей жизни - юность. Вы уже многое знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь еще впереди. Но это и самое сложное время вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем будете заниматься в будущем, как устраивать свою жизнь, кто будет спутников вашей жизни. Пройдет еще немного времени, и кто– то из ваших школьных друзей пригласит вас на свою свадьбу. Вы создадите свою, новую семью.

Вопросы для беседы: что такое семья?

Семья- это объединение мужчины и женщины, родителей и детей, связанных друг с другом узами любви, родства, совместного хозяйства. /записать/

                                     - для  чего человеку семья?

                                     - может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей?

Вам может казаться, что создание семьи – ваше личное дело, потому что отношения между людьми в личной жизни регулируются в основном нравственными нормами. Но это не так. Конституцией РФ закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство и детство находятся под защитой государства ( ст. 38 Конституция РФ). Этот основной принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом, где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.

 Внимание на экран

2.Изучение  нового материала.

Но, прежде  чем мы с вами перейдем к законодательной базе создания семьи, давайте обратимся к истории появления семьи :

Нет более древнего образования, чем семья, она появилась раньше, чем государство.

За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но эти изменения куда меньше, чем те, которые претерпело государство.

Давайте ребята задумаемся  и поищем ответы на вопросы: почему столь живучим оказался институт семьи? Зачем человеку семья? Что семья дает человеку? Что семья дает государству?(Ответы суммируются на доске в виде таблицы или в презентации)

Что семья дает человеку?

Что семья дает государству?

* Защиту

*Граждан

*Взаимопомощь

*Защитников

*Покой

*Работников

*Продолжение рода

*Налогоплательщиков

*Уважение*

*Тепло и др…

Выводы: Семья важна и дорога каждому человеку. Семья важна и государству. Высшей ценностью для демократического государства является человек. Что важно для человека, должно  быть важно и для государства. Именно поэтому семья находится под защитой государства. Таков главный вывод.

Семейный кодекс отвечает на вопрос, с чего начинается семья. Любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Таким фактом в семейном праве является брак. Вот почему семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Брак- это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.(записать)

А теперь давайте самостоятельно поработаем с учебником и найдем условия, обязательные для вступления в брак, и обстоятельства препятствующие вступлению в брак. / можно  записать в виде таблицы/  266-268стр/

- союз мужчины и женщины

- единобрачный союз

- равноправный союз

- союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

- союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Кстати, последние два положения отличают законный брак от гражданского. (СЛАЙД)

Вопросы: ваше отношение к гражданскому браку? Стоит ли узаконивать семейные отношения ? Почему?

 Условия  вступления в брак.

Чтобы союз был действительным, закон требует соблюдения определенных условий и порядка заключения брака.

Вопрос: какие условия вам известны?

Вопросы: какое из условий вам не понятно или вас не устраивает? Почему?

                 - что бы вы добавили или изменили?

Первое условие- это добровольный союз, к нему нельзя человека принудить.

Второе условие- брачный возраст. У нас он составляет 18 лет. В Польше- 18 для женщин и 21 для мужчин; в Англии-16 лет для обоих; во Франции- 15 лет для женщины и 18 лет для мужчины. Если имеются уважительные причины, то брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Кроме этого, семейное законодательство предоставляет субъектам РФ в исключительных случаях снижать брачный возраст и до достижения 16 лет. Лица, вступившие в брак до достижения 18 летнего возраста, становятся полностью дееспособными.

Вопрос: что посоветуете вы другу, который решил вступить в брак в возрасте 16 лет? Почему?

Третье условие –брак не может быть заключен, если одна из сторон уже состоит в браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Вопросы: он вас устраивает? Почему?

Не допускаются браки между близкими родственниками ( ст. 14. Семейный кодекс).

Хотя истории известны случаи обратные- в древнем Египте можно было жениться родным брату и сестре (власть передавалась по женской линии).

И пятое условие-дееспособность.

Кроме того, брак считается недействительным, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ- инфекции (ст. 15 п. 3) и если брак зарегистрирован без намерения создать семью ( ст. 27, 28).

 Порядок вступления в брак /Семейный кодекс РФ. ст. 10 п.1; ст. 11 п.1).

Вопрос: каков же порядок вступления в брак? (ответы учащихся)

- заявление (за месяц , срок может быть изменен)

- дата и час регистрации

- присутствие жениха и невесты

- запись в актах гражданского состояния

- штамп в паспорте

- выдача свидетельства о регистрации брака./ ФИЛЬМ /

И) Права и обязанности супругов.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные. В реализации этих прав муж и жена равноправны. /СЛАЙД/

Работа с документом.( Ст.32 п. 1, 3).

При законном режиме имущества супругов личным имуществом каждый распоряжается сам. Личным имуществом считается все то что:

- супруг нажил до брака

- имущество, полученное супругом в дар, в порядке наследования

- предметы инд. пользования

- премии

- то, что нажито в браке, но после фактического прекращения супружеских отношений.

Имуществом, которое нажито во время брака, за исключением того, что относится к личной собственности каждого из супругов владеют, пользуются и распоряжаются совместно. В случае развода они могут его добровольно разделить. В противном случае оно делится по суду.

Законный режим имущества супругов может быть изменен в случае заключения брачного договора.

Вопрос: что вам о нем известно?

Брачный договор- соглашение лиц, вступающих в брак или находящихся в браке, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения . /записать/

Порядок расторжения брака.

К сожалению, некоторая часть браков распадается. Когда семья распадается, это плохо для всех: супругов, и особенно детей. К сожалению,  пока количество  расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых каждый второй.

В органах загса расторгаются браки, если у супругов нет несовершеннолетних детей Или оба они согласны на расторжение брака. Так же орган загса расторгает брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из них осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет.

В судах расторгают браки, если один из супругов не согласен на расторжение (или уклоняется). Суд решает и другие вопросы, например о том, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, о выплате средств на содержание детей, а так же на нетрудоспособного бывшего супруга. Алименты взыскиваются: на 1 ребенка- 25% всех доходов, на 2 – 33%, на 3 и более -50%.

Муж не может расторгнуть брак без согласия жены:

* во время ее беременности;

* в течение года после рождения ребенка.

Расторжение брака (как и его заключение) подлежит государственной регистрации в органах загса, даже если брак был расторгнут в суде. Бывшим супругам выдается «Свидетельство о расторжении брака».

4. Закрепление нового материала.

По ходу ознакомления с новым материалом мы с вами уже выполнили несколько заданий и провели текущее закрепление. А теперь итоговые вопросы по всей теме.

А) Вопросы:

- Когда возникают права и обязанности супругов?

- Какие группы прав и обязанностей выделяются в законе?

- Что закон относит к совместной собственности, а что- к собственности каждого из

   супругов?

- Каким образом делится совместное имущество при расторжении брака?

- Какие обязанности и права супругов могут быть зафиксированы в брачном договоре?

Задачи по группам.

1. При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни, за время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.

Каким будет решение суда по разделу имущества?

2.Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.

Какие последствия повлечет за собой лишение родительских прав?

3. За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен родительских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. бабушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.

Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?

Алина, будучи обманутой Сергеем, который заявил, что холост и желает женится на ней, согласилась зарегистрировать с ним свой брак. Через год, когда у них родился ребенок, выяснилось, что Сергей состоит в зарегистрированном браке с первой женой.

 Будет ли брак с Алиной признан недействительным?

После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, т.к. она связана с ночными дежурствами и мужу это не нравится.

Прав ли Смирнов?

Супруги Ивановы решили произвести раздел их совместного имущества. Супруга заявила, что норковое манто с супругом делить не будет, т.к. он его не носит, что квартира будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился.

 Куда им следует обратиться?

При составлении брачного договора между супругами Петровыми жена предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае их развода т.к. она будет домохозяйкой и будет заниматься воспитанием детей. Законно ли требование жены?

5. Дом задание. Тема № 34 . Используя полученные знания, составьте синквейны, памятки по их составлению у вас на столах.

6. Заключительное слово учителя. Итоги, анализ действий учащихся.

В завершении нашего урока я желаю всем вам в будущем стать хорошими, заботливыми супругами, ответственными родителями, то есть,  я желаю вам в будущем семейного благополучия!

КОНСТИТУЦИЮ ст. 38 Конституция РФ

Основным нормативным актом, где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.

Вопрос: какие условия вам известны?

Вопросы: какое из условий вам не понятно или вас не устраивает? Почему?

                 - что бы вы добавили или изменили?

Вопросы: ваше отношение к гражданскому браку? Стоит ли узаконивать семейные отношения ? Почему?

Вопрос: что посоветуете вы другу, который решил вступить в брак в возрасте 16 лет? Почему?

МОНОГАМИЯ

Вопросы: он вас устраивает? Почему?

Вопрос: каков же порядок вступления в брак?

Брачный договор.

Вопрос: что вам о нем известно?

Иметь тетради, ручки, отвечать на вопросы. Схему нарисовать!!!! Листочки для работы по тестам.

Кнопки и прикрепить схему.

Чтобы лучше разобраться в правовых вопросах создания семьи, давайте вспомним материал предыдущих занятий, который потребуется нам для усвоения нового урока.

В) Вопросы классу:  что такое субъекты права? (Тема 2, урок 6. Стр. 2,)

                                  - что такое правоспособность? ( Тема  2, урок 6. Стр. 4)

                                  - что такое дееспособность? ( Тема 2, урок 6. Стр. 4)

                                  - что такое гражданские правоотношения? ( Тема 2, урок 7. Стр. 2)

Итак, человек правоспособный и дееспособный имеет право вступать в брак. Вступив в брак, он вступает в определенные гражданские правоотношения. С брака начинается семья. Слово «брак»  образовалось от древнерусского « брачити»- отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Что же такое брак в отношении юридическом?

Г) Понятие брака.

Вопросы: ваше отношение к гражданскому браку? Стоит ли узаконивать семейные отношения ? Почему?

Вопрос: что посоветуете вы другу, который решил вступить в брак в возрасте 16 лет? Почему?

Семья -  основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

 Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак или находящихся в браке, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Права и обязанности супругов по Семейному кодексу РФ»

Ожидаемые результаты:- После этого урока учащиеся смогут называть условия, необходимые для вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов; условия и порядок расторжения б...

мастер-класс " Брак. Права и обязанности супругов"

мастер -класс по преподаванию курса  правоведения в 10-11 классах с привлечением работников ЗАГСа, родителей обучающихся, личных архивов обучающихся...

Презентация родительского собрания «Права ребенка – обязанности родителей»

«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя. Но повторить на...

Презентация к уроку "Права и обязанности родителей и детей"

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах...

Обязанности супругов

Данная статья содержит рекомендации для супругов, как построить крепкие семейные отношения....

Разработка занятия на тему: Наши права и обязанности

Методическая разработка для работы с воспитанниками детского дома....